Джуди Чикаго

© Джуди Чикаго на показе Dior Haute Couture весна-лето 2020. Photo: Anthony Ghnassia/Getty Images

Искусство

«Твое тело — это поле битвы»: о чем знаменитые художницы-феминистки говорили до Юли Цветковой

Как с темой телесности работали Йоко Оно, Вали Экспорт, Джуди Чикаго и другие — с конца шестидесятых

9 июня художнице, фем- и ЛГБТ-активистке из Комсомольска-на-Амуре Юлии Цветковой предъявили официальное обвинение в распространении порнографии. Причиной стали бодипозитивные рисунки обнаженного женского тела, которые художница публиковала в своем небольшом паблике «ВКонтакте». Сейчас Юлии Цветковой грозит до шести лет лишения свободы.

Вторую неделю по всей России и даже за ее пределами активно проходят одиночные пикеты и акции солидарности в поддержку художницы: петицию с требованиями снять все обвинения с Юлии Цветковой на сегодняшний день подписало более 200 тысяч человек, а в социальных сетях каждый день появляются сотни публикаций с хештегом #заЮлю, #ЯМЫЮлияЦветкова и прочими.

Художницы, активистки, кураторы, артисты, фотографы и прочие деятели культуры и искусств выкладывают посты в поддержку Юлии, повторяя из публикации в публикацию, что женские тела — не порнография, а феминистское искусство — не преступление. Рената Литвинова, Владимир Познер, Ксения Собчак, Людмила Петрушевская и другие российские знаменитости публично высказались в поддержку Юлии Цветковой еще в марте и требовали прекратить ее уголовное преследование.

В знак солидарности с Юлией Цветковой рассказываем о роли феминистского искусства в культуре и вспоминаем нескольких выдающихся художниц XX века. Их произведения на тему телесности стали классикой западного феминистского искусства и выставляются в музеях по всему миру.

Что такое феминистское искусство и когда оно появилось

Это необязательно «женское» искусство: далеко не все работы, созданные женщинами, феминистские. При этом некоторые произведения художниц, не называющих себя феминистками — например, Луиз Буржуа или Марины Абрамович — вполне себе феминистские.

Принято считать, что феминистское искусство начало формироваться в конце 1960-х — начале 1970-х во время расцвета второй волны западного феминистского движения. Помимо требования равных прав и возможностей для женщин в политике, на рабочем месте и дома, сексуальной свободы и права распоряжаться собственным телом, американские активистки и художницы стали бороться за равные возможности и свободу самовыражения в искусстве.

Читайте также

Станет ли 2020-й годом женского искусства

Столетиями статусом великих художников и творцов обладали мужчины, а женщинам доставалась лишь роль модели, помощницы или музы. Женщины слишком долго были объектом, а не субъектом в искусстве. И взгляд на женщин был в первую очередь мужской, объективирующий и патриархальный, не учитывающий женский опыт. Миф «Почему не было великих женщин-художниц» объяснила в своем легендарном одноименном эссе американская исследовательница и специалистка по феминистскому искусству Линда Нохлин.

Феминистское искусство не может быть аполитичным: оно реагирует на окружающий мир и рефлексирует над тем, как работают наше общество, политический строй, личные отношения друг с другом. Феминистское искусство критикует действующие дискриминации, иерархии и системы угнетения, выступает против репрессивных политик государства, против насилия и дискриминации женщин, ЛГБТ+ и других социальных меньшинств. И конечно же, важными темами феминистского искусства являются в том числе телесность и сексуальность, так как любые табу, социальные стигмы и сексуальная несвобода являются серьезными препятствиями на пути к равенству и эмансипации.

Йоко Оно 

«Отрежь кусок»/Cut Piece (1964)

Cut Piece — знаменитый перформанс Йоко Оно, в течение которого художница неподвижно сидела на полу, в то время как зрители могли подходить, брать лежащие рядом ножницы и каждый отрезать по кусочку ее одежды. Этот перформанс Йоко Оно повторяла несколько раз в разных городах и в финале оставалась почти или полностью обнаженной. Некоторые срезали с художницы даже нижнее белье, кто-то отрезал волосы, а однажды один из зрителей внезапно занес кулак с ножницами над головой Йоко.

Йоко Оно. «Отрежь кусок», 1964

«Отрежь кусок» исследует проблему объективации и дегуманизации женского тела, тему личных границ, доверия, насилия и агрессии по отношению к другому. Зрители перформанса могли вообще не прикасаться к Йоко Оно, если не хотели, но, не получая активного сопротивления и находясь в ситуации установленной вседозволенности, многие заходили в своих действиях все дальше и дальше, грубо нарушая телесную неприкосновенность художницы.

Йоко Оно называла этот перформанс протестом против войны во Вьетнаме. Позднее в 1974 году художница Марина Абрамович также дала зрителям возможность делать со своим телом все, что угодно, только вместо ножниц, желающим принять участие предлагалось 72 разных предмета — от спичек до заряженного пистолета.

Вали Экспорт 

«Тактильное кино»/Tapp-und-Tast-Kino (19681971), «Генитальная паника»/Genitalpanik (19681969), «Конфигурация тел»/Body Configurations (19721976)

Одна из самых провокационных звезд феминистского искусства, австрийская художница Вали Экcпорт также много работала с собственной телесностью. Во время уличного перформанса «Тактильное кино», который Экcпорт повторяла несколько раз с 1972 по 1976 год, на ее груди была надета картонная коробка со шторкой, имитирующая кинотеатр. Прохожим мужчинам предлагалось принять участие в аттракционе: просунуть руки на 30 секунд в отверстие коробки-кинотеатра, в котором «фильмом» являлась обнаженная грудь художницы.

Эта ироничная акция указывала на проблемы сексизма и «мужского взгляда» в кино и порнографии, где главные женские персонажи из фильма в фильм выступают исключительно в роли объектов мужского вожделения и ориентированы в первую очередь на зрителя-мужчину. Невозможность увидеть грудь художницы, а только дотронуться, плюс сделать это на виду у других людей — Вали переворачивала привычную модель патриархального взаимодействия между мужчиной и женщиной. Экспорт заставляла мужчин ощутить дискомфорт, самим стать объектом, попавшим под наблюдение окружающих и художницы, которая получала контроль над ситуацией.

Еще один громкий перформанс назывался «Генитальная паника»: Вали Экспорт пришла в кинотеатр, одетая в кожаную куртку и джинсы с вырезом между ног, и с суровым видом начала демонстративно ходить между рядами. Эта акция была продолжением разговора на тему объективации женщины в визуальных искусствах. Живое, пугающее своей внезапной наготой тело Вали Экспорт становится преградой между зрителем и экраном, разрушая магию патриархального кино и прерывая контакт зрителя с вымышленными и идеализированными женскими образами.

Фигура художницы в кинозале становится неудобным и шокирующим препятствием, возвращающим зрителя в реальность и отрывающим его от потребления объективированного женского образа

По мотивам этого перформанса год спустя был сделан легендарный снимок: фотограф Питер Хассман запечатлел Экспорт в том же костюме и со всклокоченными волосами, грозно сидящую на стуле с автоматом в руках и широко раздвинутыми ногами. Эту фотографию Экспорт распечатывала в больших форматах и расклеивала в публичных местах.

В серии фотографий «Конфигурация тел» Вали Экспорт работает с городским пространством, буквально встраивая свое тело в геометрию улиц и зданий. Принимая неудобные позы, подчеркнутые контрастными яркими линиями и геометрическими фигурами, Экспорт показывала напряжение человека, которому приходится встраиваться в общество и идеологическую среду, ему чуждую. Именно такой средой для художницы была конформистская культура Австрии в послевоенный период. В этой серии работ тело Вали Экспорт становится геометрической фигурой, потерявшей субъектность, вписанной как будто против своей воли в городской ландшафт, встроенной в доминирующую систему.

Джуди Чикаго 

«Званый ужин»/The Dinner Party (19741979) и «Красный флаг»/Red Flag (1971)

Одно из самых известных произведений феминистского искусства, инсталляция Джуди Чикаго «Званый ужин» — это треугольный банкетный стол, подготовленный для воображаемой торжественной встречи выдающихся женщин, живших в разные исторические эпохи. Стол сервирован на 39 персон, с каждой стороны стола расположено по 13 мест (отсылка к «Тайной вечери»), каждое место подписано именем одной из знаменитых художниц, писательниц, богинь, правительниц и поэтесс. 

Читайте также

Как создавались баннеры для кутюрного показа Christian Dior

Этой инсталляцией Джуди Чикаго отдает дань уважения и почести своим предшественницам и современницам, подчеркивая, как непростительно мало внимания уделяется в обществе женским достижениям, а некоторые имена намеренно стираются из истории. Все места за столом оформлены по-разному, символически отсылая к деятельности той или иной персоны, а каждое из блюд на тарелке по форме напоминает вульву — одну из самых табуированных частей женского тела.

В более ранней работе «Красный флаг» Джуди Чикаго также говорит о табу и критикует двойные стандарты патриархального общества по отношению к женщинам, показывая изображение окровавленного тампона. 

Несмотря на то что менструация является здоровым физиологическим процессом, эта тема по сей день остается для многих людей чем-то неприличным и даже отвратительным

Чикаго обращает внимание на то, что общество любит рассматривать женское тело в каких угодно подробностях в сексуализированном контексте, восхваляет материнство и призывает женщин рожать, но при этом абсолютно не готово принимать естественные функции и проявления этого же тела, наделяя их стигмой, считая непривлекательными или даже стыдными. Актуальность этой работы подтверждалась тем, что многие зрители-мужчины вообще не понимали, что изображено на картине, потому что не имели даже представления о видах менструальной гигиены и о том, что такое тампоны.

Ханна Уилке 

S.O.S. (1975), Gum in Cherry Tree (1976), Sweet Sixteen (1977)

Американская художница Ханна Уилке создавала небольшие скульптуры, похожие на вульвы, и использовала их в своих инсталляциях, перформансах, автопортретах, интегрировала в природный ландшафт. Материалами становились ткани, керамика и даже жевательная резинка. В своих работах Уилке уделяла большое внимание дестигматизации женской телесности и сексуальности, но часто подвергалась критике за свою конвенционально привлекательную внешность. Можно сказать, что ответом на эти нападки в том числе стала финальная художественная работа Уилке — Ханна до последнего дня жизни документировала, как угасает ее красота, а тело умирает от неизлечимого заболевания.

Кароли Шнееман

«Внутренний свиток»/Interior Scroll (1975) и Up To And Including Her Limits (19731976)

Художница Кароли Шнееман тоже боролась за сексуальную эмансипацию женщин и принятие собственного тела. В знаменитом перформансе «Внутренний свиток» Шнееман рассматривает тело как главный источник творчества, самопознания и освобождения. Во время перформанса Кароли извлекала из себя длинную скрученную ленту бумаги, с которой читала вслух свой текст о сексистских стереотипах. Оммаж этому перформансу два года назад сделала известная шведская художница-феминистка Арвида Бистрём в своем прямом эфире в инстаграме. В этом случае на скрученной ленте бумаги были напечатаны сотни хейтерских и сексистских комментариев, которые Арвида получала в свой адрес в соцсетях.

Читайте также

Бейонсе: «Если вас хоть раз называли глупым, неказистым, толстым, ничего не стоящим, бесталанным, знайте, со мной такое тоже было»

Шнееман беспокоило, что о ней чаще говорят как о перформерке, хотя для нее была крайне важна ее идентичность как художницы, занимающейся живописью. В своем перформансе Up To And Including Her Limits Кароли поставила задачу исследовать границы собственной выносливости и возможностей в живописи. Шнееман решила попробовать включить все свое тело в создание живописного произведения, в том числе отвечая так на технику работы художника Джексона Поллока, швырявшего, поливавшего и интенсивно разбрызгивающего краску на свои холсты. Шнееман соорудила веревочную конструкцию, чтобы подвесить себя обнаженную посреди больших белых листов бумаги и иметь возможность, раскачиваясь в воздухе, рисовать обеими руками разные фигуры и линии. Процесс требовал большой физической нагрузки, тем не менее художница повторила перформанс девять раз в 1971–1976 годах, а затем превратила результаты в инсталляцию.

Барбара Крюгер 

«Твое тело — это поле битвы»/Your Body is a Battleground (1989)

Центральным инструментом в работах Барбары Крюгер всегда был текст, а фраза с ее знаменитого плаката «Твое тело — это поле битвы» до сих пор остается популярным феминистским лозунгом. Под ним выходили на протесты за право на аборты американские активистки в 1989 году и под ним же современные феминистки продолжают бороться против сексизма, лукизма, репродуктивного давления и других видов гендерного насилия и дискриминации.

Дженни Хольцер 

Lustmord (19931994)

Дженни Хольцер — еще одна известная художница, чей главный медиум — текст. Даже те, кто никогда не слышал о феминистском искусстве, скорее всего, могли видеть работу Хольцер на знаменитой фотографии группы Nirvana. Музыканты стоят на фоне инсталляции художницы в виде надписи Men Don’t Protect You Anymore. Дженни Хольцер исследует в работах тему гендера, сексуальности, власти, иерархий, проблему сексуального и домашнего насилия. Свои минималистичные тексты, острые цитаты и яркие лозунги она превращает в уличные постеры, гигантские билборды, неоновые надписи и проекции.

Одной из самых пронзительных работ Хольцер отреагировала на трагические события Боснийской войны, во время которой происходили систематические убийства и изнасилования женщин. Хольцер создает художественный проект Lustmord (от нем. «убийство на сексуальной почве») между 1993 и 1994 годами с целью привлечь внимание общественности к этим жестоким военным преступлениям. В основу Lustmord легли три стихотворения, в которых рассказаны реальные истории насилия над боснийскими женщинами во время войны. Повествование ведется от трех лиц: женщин, переживших насилие, мужчин, совершивших насилие, и людей, ставших пассивными свидетелями этого насилия. Текст стихотворений был написан чернилами на коже людей и представлен в виде фотографий. Также фрагменты текста были выгравированы на серебряных круглых пластинах, симметрично разложенных на деревянных столах вместе с человеческими костями.

Дженни Хольцер. Lustmord, 1993–1994. На выставке Selection from the Collections Arteast 2000+ and National Collections, Museum of Contemporary Art Metelkova, +MSUM, 2017–2018

Guerrilla Girls 

«Должны ли женщины быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен?»/Do Women Have To Be Naked To Get Into the Met. Museum? (1989)

Анонимный арт-коллектив Guеrrilla Girls, состоящий из фем- и арт-активисток, прячущих свои лица под масками горилл, начали раскачивать лодку нью-йоркского мира современного искусства еще в 1985 году. Целью коллектива была борьба с сексизмом, расизмом и другими видами дискриминации в арт-среде. К началу 1990-х под остроумную медиаатаку и жесткую критику Guerrillа Girls боялся попасть практически весь патриархальный американский истеблишмент, связанный с современным искусством. Коллектив устраивал интервенции, расклеивал листовки и гигантские рекламные баннеры с критикой в адрес уважаемых культурных и художественных институций за их дискриминационную политику. 

Guerrilla Girls. Do Women Have To Be Naked To Get Into the Met. Museum?, 1989. Из коллекции Tate

© courtesy www.guerrillagirls.com; photo: Tate

Одна из самых известных работ коллектива, баннер «Должны ли женщины быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен?», стала ответной реакцией на то, что в Музее Метрополитен среди всех представленных современных художников было всего лишь пять процентов женщин, при этом 85 процентов обнаженной натуры в коллекции музея были изображениями именно женских тел. Guеrrilla Girls также обращали много внимания на недостаточную репрезентацию в музеях и на вернисажах небелых художниц и художников. По сей день коллектив продолжает отслеживать и подсчитывать гендерный и расовый дисбаланс в галереях, музеях, на выставках и биеннале, регулярно публикуя свои новые работы, подсвечивающие сексизм и расизм, по-прежнему царящий в мире культурных институций.

Читайте также

Искусство

Художница Айдан Салахова о своем искусстве, карантине и любви после него

Lifestyle

Джуди Денч о карьере, возрасте и семье