Сыщется ли во всем Голливуде актриса более многоликая, чем двухкратная обладательница премии «Оскар» Кейт Бланшетт? Едва переехав в Калифорнию из родной Австралии, Бланшетт сразу же смогла доказать, что она — настоящий хамелеон. Кейт успела примерить на себя роли монарха, легенды музыкальной индустрии, эльфа и даже богини смерти. А в своем последнем проекте, сериале «Миссис Америка», сыграла ультраконсервативного юриста.
Восхищаемся талантом Кейт Бланшетт, поздравляем ее с днем рождения и вспоминаем самые яркие роли.
«Оскар и Люсинда» (1997)
Фильм, с которого Кейт Бланшетт начала свое восхождение на голливудский олимп. В этой ленте она играет Люсинду, богатую наследницу, которая встречает за карточным столом бедного священника и предлагает ему пари. Люсинда подарила Кейт не только похвалу критиков, но и главную роль в фильме «Елизавета». Режиссер Шекхар Капур увидел трейлер «Оскара и Люсинды» в процессе поиска ведущей актрисы и сразу понял, что нужна именно она, Кейт Бланшетт.
«Елизавета» (1998)
Роль, принесшая Кейт Бланшетт известность и номинацию на «Оскар», — образ королевы-девственницы, за которую Кейт тогда не хвалил только ленивый. Именно «Елизаветой» она заявила о себе на Голливудских холмах. Тогда актрисе было 28 лет, а играла она 52-летнюю королеву — никаких образов красивой и соблазнительной инженю в Голливуде Кейт не досталось. Карьера началась с серьезного заявления.
Фильм снимался после смерти принцессы Дианы — тогда вопрос о приватности частной жизни монарха стоял особо остро. И австралийка, еще малоизвестная актриса, с ролью сияющей в доспехах королевы справилась на пять с плюсом.
«Талантливый мистер Рипли» (1999)
Через год после «Елизаветы» вышла лента Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли», в которой Кейт досталась эпизодическая роль. Критики снова были в восторге, а Бланшетт-аристократка, ведомая аферистом, была номинирована на BAFTA.
«Властелин колец: Братство кольца» (2001)
В 2003 году на экраны вышла первая часть киноэпопеи про хоббитов, в которой Кейт сыграла могущественную белую волшебницу, прекрасную эльфийку Галадриель.
«Кофе и сигареты» (2003)
В одном из эпизодов черно-белого альманаха Джима Джармуша Кейт Бланшетт играет сразу две роли: саму себя и свою выдуманную кузину Шелли. Одна героиня актрисы завидует другой. В диалоге о радостях и горестях жизни и проходят двадцать минут, конечно, за кофе и сигаретами.
«Авиатор» (2004)
2004 год ознаменовал яркий период в карьере Бланшетт. Фильм Мартина Скорсезе в послужном списке актрисы — один из многих. В этом же году она снимается в «Водной жизни» и после пятилетнего перерыва возвращается в театр в пьесе «Гедда Габлер». Но «Авиатор», безусловно, становится для Кейт главной лентой. За роль звездной Кэтрин Хепберн актриса получает свой первый «Оскар».
«Вавилон» (2006)
После небольшого перерыва Кейт снялась в драме у Алехандро Гонсалеса Иньярриту. И снова попадание в яблочко — у фильма шесть номинаций на премию «Оскар». Сюжетных линий сразу три, и Кейт участвует в марокканской — семейная пара из Америки туристами путешествует по стране, и героиня Бланшетт ловит шальную пулю.
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008)
Образ агента советской разведки, злодейки Ирины Спалько в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» Стивена Спилберга удался актрисе на ура (кстати, то была не первая ее роль русской женщины — еще в Австралии в 1997-м она играла Нину из «Чайки» Чехова). Режиссер же после выхода картины в прокат назвал Ирину своей любимой злодейкой, отдельно отметив заслуги Кейт как «мастера маскировки». Кстати, фирменный боб Спалько — идея самой актрисы, она подсмотрела его у Розы Клебб из фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью».
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)
Кейт досталась роль подруги загадочного Баттона, который проживает свою жизнь наоборот — стареет из них двоих (причем очень изящно) только Кейт, Бенджамин же, напротив, молодеет. Хотя некоторые критики обвиняли Бланшетт в слишком холодном образе Дейзи, фильм свою порцию наград получил. Актрисе вручили премию «Сатурн», а сама картина была отмечена тремя оскаровскими статуэтками: за костюмы, спецэффекты и грим.
«Жасмин» (2013)
Вуди-алленовская Жасмин — женщина тонкой душевной организации, которая на почве ревности посадила своего мужа в тюрьму, обанкротила семью и за перезагрузкой приехала к сестре. Теперь героине приходится мириться с жизнью в среднем классе и строить планы на будущее в компании джина и водки. Нервная и бесконечно прекрасная Жасмин — еще один несомненный успех Кейт Бланшетт, подкрепленный наградами за лучшую женскую роль — на «Оскаре», «Золотом глобусе», BAFTA и премии Гильдии киноактеров США.
«Рыцарь кубков» (2014)
В фильме, который снимался без сценария, режиссер Терренс Малик раздавал актерам длинные монологи и предлагал в кадре прочитать ту часть, которая им больше нравится. У исполнителя главной роли Кристиана Бейла так и вовсе не было слов, и ему приходилось подсматривать у коллег. Опыт, без сомнения, интересный, тем более что актерский состав подобрался замечательный: Натали Портман, Антонио Бандерас и Фрида Пинто тоже появляются в кадре.
«Золушка» (2015)
И снова роль злодейки — мачехи с идеальной укладкой и в безупречных платьях. Кейт в этом образе прекрасна — сказки ей удаются не хуже драматических лент.
«Кэрол» (2015)
В роли немолодой и безупречно элегантной дамы из Нью-Йорка Кейт влюбляется в обаятельную Руни Мару. Шарм 1950-х окутывает зрителей целиком и полностью. Фильм показали на Каннском кинофестивале и сразу же выдвинули на «Оскар» в шести номинациях. Кейт не привыкать.
«Тор: Рагнарек» (2017)
В блокбастере Marvel Бланшетт исполнила роль богини смерти по имени Хела. Тор, которого играет Крис Хемсворт, должен остановить безжалостную злодейку и спасти Асгард.
«Миссис Америка» (2020)
Сериал из девяти эпизодов рассказывает об убежденной антифеминистке Филлис Шлэфли, воспевающей принадлежность женщины мужу и дому. Героиня Кейт Бланшетт — абсолютный антипод важнейшим борцам за права женщин 1970-х, таким как Глория Стайнем, Белла Абзуг, Ширли Чисхолм и Бетти Фридан.