Радости жизни

Три выставки, которые нужно увидеть в Лондоне этой осенью

Краткий гид на ноябрьские праздники и любой другой уик-энд

Кроме Тима Уокера в Музее Виктории и Альберта, ряда выставок, оставшихся в городе со времен ярмарки Frieze, и популярной с лета ретроспективы Олафура Элиассона в Tate Modern, не пропустите 13-метровый «фонтан» Кары Уолкер, посвященный Мемориалу Виктории, и этих трех хедлайнеров сезона.

Нам Джун Пайк

c 17 октября до 9 февраля, Tate Modern

Роботы из старых телевизоров и богатый ими же сад, передовые видео, обыгрывающая Сикстинскую капеллу инсталляция размером с комнату. Южнокорейский художник Нам Джун Пайк, всю творческую жизнь проведший в Японии, США и Германии, а в девяностых представлявший последнюю на Венецианской биеннале, стал героем новой выставки в Tate Modern. Она организована совместно с Музеем современного искусства Сан-Франциско и беспрецедентно объемна. Более двухсот работ расскажут о Пайке как пионере видеоискусства, предвосхитившем будущее коммуникаций в эпоху интернета, а также художнике, активно сотрудничающем с другими — от виолончелистки Шарлотты Мурман и хореографа Мерса Каннингема до Йозефа Бойса и Джона Кейджа.

Нам Джун Пайк. TV Garden, 1974-7 (2002). Из Художественного собрания земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф

«Мой безумный дядя» — так Пайка называет его племянник Кен Хакута. По словам Кена, тот повлиял «не просто на целые поколения художников, но на всю популярную культуру», а также предвидел глобализацию всего, от искусства и торговли до путешествий. «Один из главных художников-новаторов прошлого века», — поддерживает куратор выставки Сук-Кён Ли.

Энтони Гормли

c 23 сентября до 3 декабря, Королевская академия художеств

После Ай Вэйвэя и Ансельма Кифера Королевская академия художеств пристально рассматривает фигуру Энтони Гормли — этой осенью началась самая значимая его выставка за последние десять лет. Гормли — скульптор, знаменитый человекоподобными скульптурами и «Ангелом севера» (а его с начала нулевых сравнивают со статуей Свободы), предстает во всем своем диапазоне. Ищите ранние и редко экспонируемые работы из семидесятых и восьмидесятых, карманные скетчбуки, в которых Гормли годами делал зарисовки, и все главные хиты в тринадцати музейных залах. Работая с темой телесности, Гормли применяет спектр индустриальных и органических материалов, а главным считает само присутствие человека — только с ним скульптуры «оживают».

Энтони Гормли. Body and Fruit, 1991–1993 на выставке в Королевской академии художеств

В Lost Horizon I (2008), например, Энтони расставляет 24 скульптуры в человеческий рост по стенам, полу и потолку, в следующем зале подвешивает созданную в начале девяностых Body and Fruit из чугуна. Особняком стоит Clearing VII, и это, как говорит сам художник, «рисунок в воздухе» — зрители находят свой маршрут, продвигаясь через переплетения спиралевидного гибкого металла. Свежая Matrix III (2019) походит на шторм над головой — структура, на 98 процентов состоящая из переработанного металла, сгущается под музейным потолком и формирует «тоннель для мечтаний», как называет накрытое работой пространство Гормли. Одной только стальной сетки на выставке, кстати, шесть тонн.

Энтони Гормли. Clearing VII, 2019 на выставке в Королевской академии художеств

Энтони Гормли. Subject II, 2019 на выставке в Королевской академии художеств

«Гоген: портреты»

c 7 октября до 26 января, Национальная портретная галерея

«Это первая в истории выставка, посвященная портретам Гогена»,— подчеркивают в музее и собирают около 50 работ разных лет, от ранних, написанных в Европе, до тех, что появились в ходе поездки Гогена в Французскую Полинезию. Гоген часто изображал друзей, передавая в их портретах свое настроение, еще чаще писал себя, рефлексируя о человеческом роде, искусстве и цивилизации. Художник мог представить себя Иисусом Христом, сравнивая его мучения со своими, или ввести собственное изображение в неочевидные сюжеты.

Поль Гоген. Портет Мадам Рулен, 1888. Из коллекции Сент-Луисского художественного музея

В натюрморте 1901 года с подсолнухами, например, Гоген прячет свое лицо на керамической вазе, на заднем фоне воспроизводит картину «Надежда» Пьера Сесиля Пюви де Шаванна, а выбором цветов отсылается к Ван Гогу, вспоминая проведенное с ним время в Арле. В другой включенный в эту выставку натюрморт художник вписал керамический кувшин в виде собственной головы — он существует и на поверхности холста, и как самостоятельная работа того же 1889 года.

Поль Гоген. Натюрморт с «Надеждой», 1901. Из частной коллекции, Милан

Кроме живописи смотрите в Лондоне несколько графических работ Гогена и три объемных произведения в различных медиа. Всем этим Национальная портретная галерея нацелена показать и мастерство экспериментов Гогена с цветом и композицией, и его субъективное отношение к портретируемым, и то, как революционно он работал с формами и символами.

Поль Гоген. Портрет Мейера де Хана, около 1889–1890

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Радости жизни

Стерлинг Руби, Cartier, Джеймс Таррелл и другие выставки, которые стоит увидеть за границей

Мода

Вся мода осени в лукбуке ЦУМа

Edition