You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Что Сокуров, Шишкин-Хокусай и Эрмитаж сделали с российским павильоном в Венеции

Открывается 58-я биеннале

Что Сокуров, Шишкин-Хокусай и Эрмитаж сделали с российским павильоном в Венеции

Фрагмент инсталляции Александра Сокурова на выставке Lc. 15:11-32

11 мая Венецианская биеннале открывается для широкой публики, до того национальные павильоны и основной проект, собранный куратором Ральфом Рагоффом, смотрят профессионалы мира искусства и гости со всего мира. Россию в этом году впервые представляет институция — Государственный Эрмитаж. В выставке участвуют не образцовые современные авторы, как некогда Илья Кабаков, Вадим Захаров или Ирина Нахова, а кинорежиссер Александр Сокуров и театральный художник Александр Шишкин-Хокусай. Оба высказываются о вечном, о музейной сущности, о ценностях и памяти и приносят в Джардини частицу Эрмитажа, пока на других венецианских берегах открываются выставки Пушкинского музея, Фонда V-A-C и не только. Резюмируем все, что в среду, 8 мая, увидели первые зрители, присутствовавшие на официальном открытии российского павильона при участии его куратора и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, а также комиссара павильона России Семена Михайловского и самих художников.

Инсталляция Александра Сокурова на выставке Lc. 15:11–32
Инсталляция Александра Сокурова на выставке Lc. 15:11–32

Российскую экспозицию Lc. 15:11–32 для 58-й Венецианской биеннале назвали по фрагменту Евангелия от Луки (глава 15, стихи 11–32) — по «Притче о блудном сыне», истории о милосердии, прощении и сострадании. Этот же сюжет воплощен в шедевре Рембрандта «Возвращение блудного сына» — спустя несколько веков к теме вернулся Александр Сокуров. В своей мультимедийной инсталляции, занявшей центральную часть павильона России, кинорежиссер объединяет и атмосферу залов Эрмитажа, и принадлежащее музею полотно Рембрандта и фантомную мастерскую художника — с картинами, скульптурами и крупным зеркалом. Это «место уединения» и современное убежище для духовных ценностей, которое охраняет точная копия ног одного из атлантов с портика Нового Эрмитажа.

Музей как храм, хранилище имперской коллекции, место паломничества, аттракцион — все это верно в случае с санкт-петербургским Эрмитажем. О сложных механизмах Зимнего дворца (взять только часы «Павлин») высказывается второй российский автор — Александр Шишкин-Хокусай. В его динамичном проекте «Фламандская школа» с картинами, персонажами и посетителями постоянно взаимодействуют «инородные» элементы — вырезанные из дерева фигуры. Эти почти что театральные декорации из фанеры и неона, а также инсталляцию кинорежиссера Александра Сокурова, созданную совместно с выпускниками Санкт-Петербургского института имени И. Е. Репина — Владимиром Бродарским, Екатериной Пильниковой и Алексеем Перепелкиным, смотрите в Венеции до 24 ноября. Партнером российского павильона вновь выступил ЦУМ Art Foundation.

«Фламандская школа» Александра Шишкина-Хокусая
«Фламандская школа» Александра Шишкина-Хокусая
«Фламандская школа» Александра Шишкина-Хокусая
«Фламандская школа» Александра Шишкина-Хокусая
Инсталляция Александра Сокурова на выставке Lc. 15:11–32
Инсталляция Александра Сокурова на выставке Lc. 15:11–32
комментарии