Развиваем эстетический интеллект

© josefinehj

Красота

Что такое эстетический интеллект и как его развить

И как в этом поможет еда

Как улучшить свой вкус, работать с чувствами и эмоциями других людей, а также тренировать и развивать свои представления о прекрасном? Полин Браун уверена: все проще, чем вы думаете. В книге «Эстетический интеллект: как его развивать и использовать в бизнесе и жизни» дается точная терминология и практическая методика. Так, по словам Полин, эстетика — это удовольствие, которые мы получаем от восприятия объекта или от его воздействия на наши органы чувств. Эстетический интеллект же — это способность понимать, интерпретировать и выражать чувства, возникающие в связи с объектом или переживанием. Как его развить с помощью еды — читайте ниже.

Настройка на вкус

Чувства стиля и прекрасного у нас не врожденные — их нужно развивать и совершенствовать. При этом во многих областях существуют общепринятые стандарты красоты и качества. Если вы равнодушны к винам из региона Бордо, это не означает, что вы вообще не способны научиться отличать хорошее вино от плохого. Чем лучше разберетесь в характеристиках качественных товаров или услуг, тем больше будете их ценить, даже если вам они совсем не по вкусу. Чтобы понять, как формируется и развивается вкус, можно присмотреться, как с течением времени изменяется наше пристрастие к разным продуктам и напиткам. В этой главе я использую понятие «вкус» (вкусовые ощущения) в качестве метафоры для более широкого освещения вкуса как восприятия эстетически наполненных предметов и явлений.

Еда — один из важнейших источников впечатлений. Едят все. На вкус пищи влияет масса разнообразных факторов; причем это не только использованные для ее приготовления ингредиенты, но и окружающая обстановка, интерьер, воспоминания, ожидания, компания (бывает, вкуснейшие блюда вызывают несварение, если приходится съедать их за одним столом с жутким спорщиком) и так далее. Принятие пищи способствует либо развитию, либо деградации вкуса. Поняв, как организован этот процесс, мы получаем шанс разобраться, как образуется, развивается и совершенствуется вкус в широком смысле слова.

Вкусовые ощущения от того, что человек ест и пьет, формируются с участием сенсорной нервной системы и отдельных зон головного мозга; как и большинство неврологических функций, вкус можно развивать и оттачивать за счет внимания, практики и новых впечатлений. Прежде считалось, что нервная система человека перестает формироваться (прекращается рост нервной ткани) после эмбриональной стадии развития. Однако во второй половине XX века исследователи обнаружили, что нейроны продолжают образовываться на протяжении всей жизни человека, меняя мозг и создавая новые связи на основе наших впечатлений, переживаний и ощущений. К примеру, большинство маленьких детей любят мороженое, хотя никто не говорит им, что это вкусно: дело в том, что сладкий, насыщенный сливочный вкус приятен нам от рождения. И наоборот: вкус кофе или алкоголя детям обычно не нравится — однако эти напитки в высшей степени привлекательны для многих взрослых. В отличие от мороженого, кофе и алкоголь удается распробовать лишь в более зрелом возрасте: наслаждение появляется при контакте с продуктом и последующем повторном проживании полученных впечатлений. Все это явно свидетельствует о том, что вкусы меняются, и большинство предпочтений человек приобретает и развивает со временем.

Множество упражнений стимулируют развитие вкуса, и здесь главное — сохранять целеустремленность и терпение. Хороший вкус формируется со временем; на него влияют самые разнообразные факторы, лишь часть которых мы способны контролировать. На этом процессе сказываются и социальные условия, прежде всего историческая эпоха, место и личные обстоятельства — в частности, образование и семейные ценности.

На формирование вкуса влияет и генетика. К примеру, некоторые исследования доказывают, что именно гены определяют, нравится ли нам кинза — довольно своеобразная пряность, которая постоянно провоцирует споры между ее любителями и ненавистниками; последние утверждают, что вкусом она напоминает мыло.

Какими бы ни были внешние факторы, я считаю, что люди рождаются со способностью отличать хорошее качество от плохого, используя как основной инструмент именно вкус. Цель этой главы не в том, чтобы помочь вам развить некий «хороший вкус»: я покажу, как по-новому осознать, разглядеть и развить именно ваш вкус — другими словами, как воссоединиться с собственными ощущениями и впечатлениями, как трактовать их более точно и эффективно использовать для получения результатов в частной жизни и профессиональной деятельности.

Упражнения на развитие эстетических способностей: умение видеть и замечать

Путем тренировок мы можем стать более внимательными к тому, что едим, — или, в более широком смысле слова, что ощущаем и какие чувства испытываем. Чем больше вы погружаетесь в переживание и осмысление сенсорного опыта, тем лучше начинаете понимать, какие элементы делают процесс принятия пищи приятным или не очень. Не исключено, что вы часто едите вне дома — но замечаете ли окружающую обстановку в кафе или ресторане? Своим гарвардским студентам я дала задание написать обзор ресторана и впечатлений от обеда или ужина таким образом, чтобы читатель, который, возможно, вообще никогда не бывал там, мог хорошо представить себе это место. Я просила сосредоточиться на наиболее выразительных элементах и писать как можно более конкретно. Студенты с удивлением поняли, что заметили намного больше деталей во время такого «специального» похода, и в рецензиях подробно объясняли, что конкретно было сделано правильно (и неправильно) в заведении и насколько стимулы, не имеющие прямого отношения к вкусовым ощущениям (скажем, освещение, вентиляция и даже акустика), влияли на эмоции и впечатления от еды.

При подготовке к написанию рецензии я предложила студентам провести так называемый сенсорный аудит, в ходе которого важно на несколько минут погрузиться в атмосферу ресторана, бегло фиксируя как можно больше сенсорных впечатлений. Я заметила, что для передачи ощущений они сразу начинают работать со словами, концепциями и описаниями и не дают себе возможности вначале спокойно оценить обстановку и ощутить эффект, который она оказывает на каждый из органов чувств. Осознав и прочувствовав собственные впечатления, они были готовы к следующему шагу — составлению перечня факторов, которые в наибольшей степени повлияли на восприятие обеда (позитивных и негативных). На этом этапе важно было разобраться, были ли перечисленные моменты особо запоминающимися, четкими и/или необычными. Определив, что именно в наибольшей степени повлияло на общий образ, студенты смогли уместить рассказ на одну страницу, как и предполагало задание.

Когда был готов первый черновой вариант, я попросила всех отложить текст на день-два или хотя бы на несколько часов. Возвращаясь к обзору, студенты должны были задать себе несколько вопросов: Стоит ли что-то добавить? Изменилось ли впечатление и мнение об описываемом месте? Не заметили ли в ходе написания рецензии чего-то, что упускали во время предыдущих визитов в это место? Как и что стали подмечать после того, как осознали и зафиксировали ощущения?

Любопытно, что добавить картинки к своему обзору догадались менее 10% студентов. Большинство написали стандартные отчеты, как обычно в бизнес-школах, тщательно выбирая слова и формируя из них хорошо выстроенные фразы, напрочь забыв обо всех видах невербальной коммуникации — фотографиях, образцах цветовой палитры или тонов, описаниях звуков и т. д.

Комментируя работы, я просила передавать ощущения с помощью визуальных инструментов, возможно, даже подбирая специальный шрифт, который соответствовал бы обстановке описываемого места, или включив фото ресторана в наиболее выгодном ракурсе (к примеру, очередь у входа, дизайн обеденного зала или сами блюда). Я просила студентов (и вас призываю) применять этот подход, отмечать важные детали не только вербально и анализировать взаимное влияние разных ощущений.

Человек способен расширять собственные горизонты восприятия за счет анализа вкусовых ощущений. Точно так же мы можем поступать с выбором одежды и созданием собственного стиля. Возможно, вы привыкли каждый день подолгу размышлять о том, что надеть, следите за тенденциями моды и пытаетесь создать уникальный образ. Некоторые из нас считают, что он определяется функцией, и выбирают «униформу», гарантирующую простоту и удобство (вспомним черную водолазку и синие джинсы Стива Джобса или канонический белый костюм журналиста и писателя Тома Вулфа). Неважно, какой стиль вы выбираете: научившись осознавать и совершенствовать собственное направление, сможете лучше понимать собственные чувства и ощущения и совершенствовать эстетический интеллект.