визажист

© Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

Красота

Профессия визажист: почему найти себя в макияже никогда не поздно

История двух мастеров, которые поменяли сферу деятельности и нашли свое призвание в бьюти-индустрии

Мы часто любуемся гениальными работами фотографов, но редко отдаем должное всей команде, которая за ними стоит. Визажист, например, один из тех людей, кто задает на площадке нужное настроение, вселяет в модель уверенность или показывает клиенту новую грань его красоты. Кажется, что прийти в профессию легко — развивайте соцсети, смотрите туториалы, пройдите обучение у именитого мастера — и в ваших руках все карты для дальнейших побед. Но это в идеальном мире. В реальности же найти свое истинное призвание можно и через ряд проб и ошибок или долгие годы работы в совершенно другой сфере. Как пробраться через тернии к звездам и стать востребованным мастером сегодня, придя из другой профессии, нам рассказали Юлия Рада и Анастасия Воеводина.

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

Юлия Рада

О смене профессии

До того как стать визажистом, я три года работала в глянцевой журналистике. Постепенно начало зреть решение уйти из офиса и найти себя в более свободной профессии. Хотелось быть в постоянном движении, работать с разными командами. Я всегда рисовала, мне нравилось взаимодействовать с людьми и мне были дико интересны съемки. Но в 20 лет мне предложили должность шеф-редактора на сайте Allure, и я подумала, что круто было бы попробовать себя в этом. Тогда диджитал-сфера только зарождалась и была достаточно свободной, а я, в свою очередь, заведовала всем контентом на сайте и параллельно заканчивала НИУ ВШЭ — словом, трудилась днем и ночью. Это было тяжело психологически, и в момент кризиса и начинающейся депрессии я окончательно осознала, что в жизни надо что-то менять. Тогда я взяла отпуск и начала обучение в школе Mosmake, чтобы попробовать отойти от своей основной деятельности, поделать что-то руками, понять, как устроена индустрия и мое ли это вообще. Вернувшись в офис после двухнедельной передышки, я начала каждый день красить своих коллег — благо нам всегда присылали большое количество косметики, имелось поле для экспериментов, и все девочки в офисе были только за. Позже меня начали звать на съемки, и в какой-то момент я поняла, что мне действительно нравится этим заниматься. Так я оставила свою должность и начала творческие поиски.

Об ассистировании

На креативном курсе в том же Mosmake преподавали самые разные мастера — от театральных гримеров до коммерческих визажистов. Там я познакомилась и предложила ассистировать Алене Моисеевой и Наташе Маловой — они и стали моими главными учителями. В течение полутора лет я довольно плотно помогала им на съемках самого разного формата. Это очень много мне дало, ведь работая рука об руку с такими мастерами, ты не только видишь их технику, но и подмечаешь разные психологические моменты, например, как каждый из них взаимодействует с людьми на площадке. Это очень круто тебя прокачивает, и благодаря такому опыту на подобных съемках в качестве самостоятельного мастера чувствуешь себя в своей тарелке, тебя уже мало что пугает. Но все равно на первых порах это было дико волнительно и стрессово, но я не подавала виду (смеется).

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

О том, что нужно знать в начале пути

В самом начале карьеры стоит много работать, как бы очевидно это ни звучало. Нужно пробовать разное, постоянно экспериментировать и постепенно находить то, что нравится больше всего, и делать на этом акцент. У всех нас разные устремления и характеры — кому-то удобнее работать со звездами, а кому-то — в индустрии моды или в салоне. Это понимание как раз и прорисовывается в процессе работы — ты не можешь просто сидеть и придумывать, что твое, а что нет. Мне, например, было одинаково интересно пробовать себя в разных форматах — это помогло набить руку, расширить поле своего восприятия и увеличить количество контактов. А это в самом начале очень важно, ведь иногда на самых неожиданных съемках можно познакомиться со стилистом, фотографом или продюсером, с которым в итоге сложится успешное долгосрочное сотрудничество.

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

О путях развития карьеры

Я стартовала в довольно депрессивной стадии, и работа меня спасала. Фишка в том, что профессия визажиста обязывает быть в определенном настроении: ты не можешь переносить свои внутренние переживания на работу и людей, с которыми взаимодействуешь. Профессия требовала быть в тонусе, улыбаться и излучать нужный настрой. В самом начале я не упускала вообще ни одной возможности. Надо понимать, что это было семь лет назад, соцсети не были развиты как сейчас, и зачастую свои первые работы я искала, вбивая в поисковике «нужен визажист срочно». Смотрела свежие заявки на разных форумах, находила фотографов, которые уже были в отчаянии, и писала, что я визажист и готова помочь. При наработанном портфолио начинаешь анализировать, что твое и во что хочется углубляться. Таким образом, постепенно сошли на нет все клиентские истории — сыграло роль и мое прошлое в мире глянца, благодаря которому меня изначально интересовали именно креативные съемки. 

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

Об инстаграме

Позиционирование визажиста в соцсетях очень важно — это способ самопрезентации и анализа собственного творчества. Плюс соцсети показывают, с какими командами ты работаешь, — это повышает кредит доверия и репутацию в индустрии. Важна также специфика аккаунта — кто-то пишет про косметику, кто-то делает классные туториалы, кто-то показывает классический клиентский макияж. Инстаграм по своей сути — арт-площадка, которую можно вести абсолютно по-разному, главное, уделять этому время и внимание. 

Еще структурированная лента помогает взять под контроль свою карьеру и как бы со стороны оценить, куда она движется в данный момент

Об ошибках новичков

Мне кажется, моей ошибкой была боязнь экспериментов. Когда ты новичок, важно выходить из зоны комфорта и бросать самому себе вызов. Но в то же время здраво оценивать свои силы и соотносить задачу со своим уровнем — если сомневаетесь, порепетируйте макияж до начала съемки на себе или друзьях. Еще из ошибок можно выделить то, что на первых порах многие работают по точным схемам, которые получили в школе макияжа: это порождает бездумие. Я за то, чтобы анализировать и пропускать через свой опыт все те правила, которые ты узнал во время обучения, и обнаруживать, что их можно нарушать. Также важно лишний раз не поддаваться тревоге и панике, когда что-то идет не так. Такие ситуации будут всегда, а от дрожащих рук в макияже толку мало. Поэтому прокачивайте свою психологическую стабильность — это важно в карьере.

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

Про будущее профессии

Мир довольно быстро меняется, и практически все профессии претерпевают изменения. Я периодически думаю: насколько моя работа будет востребована в будущем? Тут я провела бы грань между визажистом-художником и визажистом, который работает с людьми в традиционном подходе. Если мы говорим про взаимодействие с клиентами, то здесь мало что поменяется — макияж как таковой будет востребован еще очень долго. А беря во внимание художественную сторону профессии и виртуальный мир, вам могут понадобиться дополнительные навыки. Например, будет классно, если вы сможете сделать не просто макияж на живом человеке, но и подкрутить что-то в 3D-модели и выдать целое произведение диджитал-арта. Современное поколение визажистов уже смотрит в эту сторону, создавая макияж для VR-масок или делая образы компьютерным аватарам. 

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

О любви и нелюбви к работе

Я очень люблю свою работу за людей, с которыми она меня сводит. Основной причиной ухода из офиса было желание самой отвечать за свой график, формировать доход, выбирать, с кем работать, экспериментировать, проявлять себя, предлагать идеи. Кроме того, есть не только фэшн- и бьюти-съемки, но и социальные проекты. К примеру, когда красишь нестандартную модель, понимаешь, что не просто создаешь макияж, а вносишь вклад во что-то действительно важное, а именно — помогаешь совершать маленькие революции и расширять стандарты красоты.

Я бы не назвала это нелюбовью, но пару лет назад я поняла для себя, что мне маловато быть просто визажистом — хочется реализовывать свои идеи, которые зреют не только в поле бьюти. В то же время моя профессия дает крутую базу: меня уже знают в индустрии, поэтому собрать команду для своих собственных проектов не составляет труда. Плюс как визажист я получаю доступ к самым классным съемкам и учусь у лучших: мало у кого есть возможность прийти на площадку и посмотреть, как работают тот или иной режиссер, фотограф, продюсер или стилист. 

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

Анастасия Воеводина

О начале пути

Около десяти лет я работаю фотографом. В 2014 году решила пройти курс по макияжу — и то только потому, что этот навык мне часто требовался на съемках. В то время визажистов было мало: клиенты чаще всего красились самостоятельно, а это было не всегда профессионально и прибавляло мне лишней работы в фотошопе. Тогда я сама любила краситься и просто начала брать косметику с собой, чтобы поправлять макияж и клиентам. После обучения начала делать съемки «под ключ»: макияж, прическа и фотографии были полностью на мне. Позже из Мурманской области я переехала в Питер, а затем в Екатеринбург: из-за частых переездов было сложно сохранить команду хороших специалистов. Было проще накрасить модель самой, чем искать нового визажиста, проверять его в действии, ждать, пока вы сработаетесь. В какой-то момент у меня случилось выгорание в сфере фотографии, и я с головой ушла в макияж.

О важности развития

Ассистировать я не пробовала, но если бы начинала не как фотограф, то обязательно не упустила бы возможности поработать с классным опытным визажистом. Посмотреть на индустрию изнутри, узнать, как работают другие профессионалы, что происходит за кадром — всегда интересно перенять опыт и тем самым ускорить свой рост. В начале карьеры однозначно нужно постоянно практиковаться и набираться максимально многогранного опыта — это самое лучшее, что может помочь в развитии. Чем больше мастера практикуют, тем лучше! Плана по развитию карьеры у меня никогда не было и нет. Можно сказать, что я развиваюсь так, как чувствую. Для меня главное, чтобы работа откликалась внутри, и я получала удовольствие от процесса. Немаловажную роль сыграло и то, что я преподаю — за счет этого я постоянно развиваюсь и расту как мастер.

Вдохновение — самый важный двигатель, и без него мне нечего делать в этой профессии

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

О том, что помогает и что мешает в профессии

Упорство и трудолюбие сделало свое дело: я переехала в Москву, много лет пахала без отпуска, преподавала и постоянно ездила с мастер-классами. Помимо основной работы, я всегда старалась успевать делать кучу творческих съемок без средств и буквально на коленке. 

Мешало лишь отсутствие большего количества часов в сутках и то, что я пришла в профессию не особо юной. Мне приходилось совмещать два полюса — карьеру и семью — это суперсложно, и я до сих пор учусь организовывать свое время правильно.

Об опыте работы в команде Пэт Макграт

Я являюсь частью команды и работаю дистанционно. Год назад, когда началась пандемия и всех закрыли на карантин, меня охватили большой страх и паника. В этот самый момент Пэт Макграт пролайкала мои работы и подписалась в инстаграме. Тогда я подумала, что это потолок признания. Но позже она написала в личку, что хочет работать со мной, попросила мою почту и предупредила, что ее команда свяжется, чтобы предложить контракт и обсудить все детали. Мы созванивались по Zoom с командой, много общались, и тогда ее коллеги сказали, что Пэт сама выбрала меня и ей понравилось, как я работаю с цветом, — а это большая честь. Я не могла поверить своему счастью. В процессе моего развития это был переломный момент, который нереально зарядил и вдохновил. Пэт как по волшебству написала именно тогда, когда я собиралась полностью пересмотреть свою деятельность. Еще было важно, что она оценила мое видение — вопреки трендам в инстаграме мне всегда нравились профессиональные кадры, а не фотографии на iPhone. Ее поддержка показала мне, что все не зря — я уже год работаю на нее в отделе медиа и создаю макияжи и фото для бренда. 

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

О важности соцсетей

Прокачивать соцсети визажисту, конечно же, стоит. Как раз они и помогли мне в развитии. То, что я, как фотограф, всегда могла красиво снять свои работы, сыграло большую роль. Соцсети — это суперважный двигатель, среда, через которую мы можем себя продвигать. Правда, по сей день у меня в инстаграме не подключен таргет — мне нравится, что аудитория набирается постепенно, и все идет своим чередом. Но это мой выбор и мой опыт.

Могу сказать, что в органичном продвижении классно работают посты, в которых вы упоминаете бренды, их хештеги, делаете обзоры, снимаете красивые раскладки косметики и, конечно, выделяетесь при этом среди всех остальных — крупные аккаунты часто репостят подобный контент, а к вам приходят новые заинтересованные подписчики. Но у каждого свой путь. Например, знаю визажистов, которые не раскачивают соцсети, а вплотную занимаются сферой знакомств. Сарафанное радио, общение на съемках, успешное ассистирование — и вот его все чаще зовут на съемки даже без популярного инстаграма. Вариантов много: главное — определить, что хотите получить от профессии именно вы и какой путь вам ближе.

О важных для визажиста навыках

Сейчас востребованы мастера-универсалы, которые могут работать как с волосами, так и над макияжем. Хотя сейчас я работаю в паре со стилистами по волосам, когда начинала, я также работала и с волосами — без этого навыка сложно на первых порах. Тем более когда универсалы в индустрии больше приветствуются.  

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw 

О любви к работе

Мне нравится, что я могу реализовать себя и свой взгляд на красоту через свои работы. Могу творить тактильно как художник и заниматься фотографией, которая относится к более техническому творчеству. В моей творческой вселенной одно без другого не существует. А вообще я безумно рада, что наша сфера так многогранна, и в ней легко найти свою нишу, преданного клиента и аутентичный способ самовыражения. Здесь буквально нет границ: можешь быть блогером и экспериментировать на себе, работать с клиентами и красить невест, быть гримером либо создавать креативные образы для независимых творческих съемок. Много направлений и граней профессии, главное — найти свое.

О красоте

Для меня красота — понятие относительное, которое является для каждого чем-то индивидуальным. На наше восприятие прекрасного влияет среда, в которой мы выросли и прожили, то, как нас воспитывали, в какой стране мы рождаемся и живем, что нас окружает прямо сейчас. Все это формирует и создает определенный взгляд на красоту. В ней нет границ и правил — красота в многогранности и свободе.  

Фото: Agata Serge / Exclusive Artists LA; стиль: Bogna Stepa; макияж: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; ассистенты фотографа: Zuza Gołaś, Anja Konieczny; модель: Pola Lachnik / Selective Mgmt Warsaw