© Стелла Маккартни, Милан, 2019

Мода

Как модная индустрия боролась с климатическим кризисом в 2019 году

От «модного пакта» в рамках саммита G7 до обещаний сократить выбросы углерода — вспоминаем, как в уходящем году бренды пытались встать на путь устойчивого развития

В 2019 году индустрия моды наконец всерьез начала задумываться о проблемах, связанных с изменением климата. Возможно, в этом есть заслуга Греты Тунберг и ее единомышленников, а может, катализатором послужили апокалиптические прогнозы ученых, твердящие, что у человечества осталось совсем мало времени на предотвращение экологической катастрофы. К тому же сами потребители стали более осознанно подходить к покупке одежды. Как бы то ни было, отныне модная индустрия не намерена оставаться в стороне.

«Все давно к этому шло. Толчком к реальным переменам послужили кампании, ратующие за то, чтобы индустрия моды стала более экологичной и честной, или фильмы вроде «Реальной цены моды», которые смотрели миллионы людей по всему миру, — говорит Ливия Ферт, основательница компании Eco-Age и инициативы Green Carpet Challenge. — Ужасные происшествия на фабриках в самых разных странах, движение за отказ от пластика, «эффект Греты Тунберг» — все это фрагменты огромного пазла, картинка которого становится все более ясной с каждым днем».

Презентация Stella McCartney, Милан, 2019

© Daniele Venturelli

«В 2019 году все внимание общественности сосредоточилось на проблеме климатического кризиса, в частности — на теме устойчивого развития. Сейчас дальнейшие шаги очевидны для каждого: нам нужно аккумулировать силы, чтобы изменить текущее положение дел, и действовать сообща, — комментирует Мари-Клэр Дево, руководитель направления устойчивого развития и отдела по международным вопросам Kering. — Безусловно, Fashion Pact, который подписали и представили французскому президенту Эммануэлю Макрону прямо перед саммитом G7 крупнейшие бренды, вывел эту проблему на международный уровень и привлек к ней внимание огромной аудитории».

Прогресс, несомненно, заметен, но впереди еще много работы. «Многие в модной индустрии осознали свою ответственность, и мы наблюдали ряд важных сдвигов в этой сфере, — говорит Ева Круз, генеральный директор организации Global Fashion Agenda. — Однако 40 процентов компаний по-прежнему не предприняли ничего, чтобы сделать свой бизнес более этичным. Они просто обязаны присоединиться к нам и начать способствовать радикальным переменам, необходимым для борьбы с климатическим кризисом».

Рассказываем, какие меры предприняла модная индустрия на пути к устойчивому развитию в 2019 году.

Неделя моды в Лондоне, 2019

© NurPhoto

Исторический пакт: Fashion Pact G7

Этот пакт, подписанный 250 модными брендами, включая Chanel, Stella McCartney и Nike, который инициировали президент Франции Эммануэль Макрон и модный конгломерат Kering в августе этого года, стал первым шагом к объединению индустрии вокруг экологической проблемы. В рамках соглашения участники обозначили три ключевых пункта: остановить глобальное потепление путем достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году, способствовать восстановлению биологического разнообразия и уменьшить загрязнение океанических вод. Пакт был разработан на основе другого документа ООН, Fashion Charter, подписанного в декабре 2018 года, согласно которому 43 бренда также обязались минимизировать количество выбросов к 2050 году.

Франсуа-Анри Пино, председатель и главный исполнительный директор Kering, на вручении премии The GCFA Visionary, 2019

© David M. Benett

Индустрия моды сплотилась в борьбе с пожарами в дождевых лесах Амазонии

Ужасающие пожары в Амазонии, которые разрослись в августе этого года до невероятных масштабов — более 30 000 локальных возгораний по всей территории крупнейшего на планете тропического леса, — послужили еще одним тревожным сигналом для индустрии. В частности, потому, что производство кожи и таких материалов, как вискоза, искусственный шелк и модал, напрямую связано с вырождением тропических лесов (создание условий для выпаса животных ответственно за 80 процентов вырубки леса в Южной Америке, а подобные ткани делают из древесной щепы). Конгломерат LVMH, под крылом которого находятся Louis Vuitton, Dior и другие бренды, пожертвовал 10 миллионов евро на тушение пожаров, а H&M и VF Corporation, владелец Timberland и Vans, заявили о намерении перестать закупать кожсырье в Бразилии.

Пожары в дождевых лесах Амазонии, 2019

© Bloomberg

Сокращение выбросов углерода в атмосферу

Все мы знаем, что сокращение выбросов парниковых газов — один из ключевых аспектов в борьбе с климатическим кризисом. В 2019 году некоторые модные бренды активно пытаются решить эту проблему. В сентябре Gabriela Hearst объявили, что их показ в рамках нью-йоркской Недели моды будет углеродно нейтральным, чуть позже их примеру последовали Burberry. Затем Gucci и их владелец, конгломерат Kering, сказали, что планируют достичь углеродной нейтральности на всех этапах производства и поставок, а также компенсировать те выбросы, которые нельзя сократить или полностью исключить. В ноябре генеральный директор Gucci Марко Биццари запустил проект Carbon Neutral Challenge, призывающий другие компании присоединиться к подобной философии.

Неделя моды в Лондоне, показ Burberry весна-лето 2020

© TOLGA AKMEN

Устойчивое развитие — главный тренд коллекций весна-лето 2020

Словосочетание «устойчивое развитие» было у всех на устах во время показов весна-лето 2020 Шоу Dior украшали настоящие деревья, которые затем рассадили по всему городу, на Miu Miu и Louis Vuitton были пригодные для переработки декорации, а в коллекции Alexander McQueen использовались ткани от старых вещей бренда, например, тюль и органза. Marni и Preen работали с переработанными пластиковыми бутылками, у Missoni были лампочки, работающие на солнечной энергии, а коллекция Marine Serre под названием Marée Noire (что буквально переводится как «черный прилив» — нефтяной разлив, распространившийся до побережья) и вовсе стала манифестом борьбы с загрязнением планеты.

Неделя моды в Париже, показ Dior весна-лето 2020

© Victor VIRGILE

Молодые дизайнеры, чьи работы по-настоящему экологичны, стали завоевывать престижные награды

В 2019 году начинающие дизайнеры, для которых устойчивое развитие — не пустой звук, наконец-то получили признание. Бетани Уильямс, которая реализует не только экологические, но и социальные инициативы, стала обладательницей премии королевы Елизаветы II, которую ей вручили во время лондонской Недели моды в феврале. Эмили Боде, известная своей работой с антикварными материалами, в июне получила приз CFDA в номинации «Прорыв года». А молодой австрийский дизайнер Кристоф Румпф, который использует винтажные и неликвидные ткани, стал победителем фестиваля моды и фотографии в Йере.

Бетани Уильямс получает премию королевы Елизаветы II

© WPA Pool

Prada приоритизировали ресайклинг

Тренд на использование переработанного пластика не нов для индустрии моды — за последние несколько лет к этой практике не раз прибегали, например, adidas и Stella McCartney. В июне этого года с похожей инициативой выступили и Prada — они запустили линейку сумок Re-Nylon, сделанных из переработанных рыболовных сетей. Итальянский бренд также заявил о намерении к концу 2021 года полностью перейти на регенерированный нейлон (это станет одним из пунктов глобальной программы по устойчивому развитию компании).

Рюкзак из коллекции Re-Nylon

© Igor Domijan [www.aguatera.com]

adidas выпустили экокроссовки

Так как индустрия моды действительно способствует серьезному истощению природных ресурсов, организации вроде Global Fashion Agenda и Ellen MacArthur Foundation призывают ее перейти на модель замкнутого цикла. Имеется в виду, что продукция должна быть или полностью разлагаема, или пригодна для повторного использования. В апреле adidas совершили большой прорыв на этом поприще, представив кроссовки Futurecraft.loop. Они сделаны из материала, который можно перерабатывать и потом использовать для производства новой обуви снова и снова.

adidas Futurecraft.loop

Бум на аренду и ресейл

Развитие сервисов аренды и перепродажи вещей достигло своего пика в 2019 году. Бренды вроде H&M и Ganni начали тестировать собственные рентал-платформы, а на территории одной только Великобритании запустилось сразу несколько сайтов (вроде Hurr Collective и Onloan). Люксовые марки тоже стараются не отставать от тренда: в октябре Burberry рассказали о приятных бонусах, которые ждут всех, кто решит перепродать старые вещи марки на сайте TheRealReal, — они смогут воспользоваться услугой персонального шопинга в любом из магазинов.