Как Сара Бертон отдала дань художнику Уильяму Блейку в новой коллекции Alexander McQueen

Наследие визионера идеально вписалось в эстетику модного Дома
Что нужно знать о художнике Уильяме Блейке чьи мистические работы мы увидели в новой коллекции Alexander McQueen
 Alexander McQueen весна-лето 2022; Уильям Блейк, «Данте и Вергилий у врат ада», 1827

Два года назад креативный директор Alexander McQueen Сара Бертон оказалась на выставке Уильяма Блейка в Tate Modern. Она настолько прониклась работами одного из самых мистических художников XVIII–XIX веков, что модный Дом сразу запросил у музея доступ к архивам и разрешение использовать творения английского поэта, живописца и гравера. 

Вчера Alexander McQueen представили мужскую коллекцию весна-лето 2022. Главным источником вдохновения и стали работы Блейка — принты с его иллюстрациями украшают платья-футболки, брюки галифе и приталенные жилетки. Некоторые образы также представлены и для женщин, лишь в слегка ином силуэте.

Отдельного внимания заслуживают детали и украшения: металлизированные молнии и змейки (подозреваем, что это отсылка к змею-искусителю с картины «Потерянный рай» Блейка), массивные кольца и каффы, текстурой напоминающие ракушки, и браслеты в виде мистических амулетов. Морская тематика отсылает к самой яркой вещи в коллекции — платье с топом с принтом в виде иллюстраций художника к «Божественной комедии» Данте, а юбка из шифона, тюля и органзы символизирует собой воду и игру света на ее поверхности и на глубине (по мере приближения к подолу цвет становится насыщеннее).

 Alexander McQueen весна-лето 2022

Философия Уильяма нашла отражение в коллекции — он полагал, что, только заглядывая в темноту с помощью воображения, можно увидеть свет. Так, свет и стал главным символом всей коллекции. Черное однобортное пальто из жаккарда с иллюстрацией Уильяма к «Божественной комедии» Данте сочетается с зауженными брюками из шерсти цвета айвори — коллекция строится на игре темных и светлых оттенков, как и все творчество Блейка — на противостоянии добра и зла, ада и рая, но совсем не таких, какими мы привыкли их видеть в творениях его современников. 

 Alexander McQueen весна-лето 2022

С самого детства Блейк увлекался копированием греческих сюжетов, которые коллекционировал его отец. Творения Рафаэля, Микеланджело, Мартена ван Хемскерка и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам и библейским сюжетам. Всю жизнь, создавая иллюстрации к Библии, он не признавал ни церковь, ни другие религиозные институты, поэтому решил создать абсолютно свою философию. Его всегда тянуло к мистике: а многие из его произведений являлись к нему во время видений, которые начались у Блейка в возрасте четырех лет. 

Уильям Блейк, «Лестница Иакова», 1806

 Уильям Блейк, «Творец Вселенной», 1794

Работой всей его жизни стали акварельные иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, над которыми Блейк трудился даже в последний день своей жизни. Именно к ним и обратилась Сара Бертон для создания принтов новой коллекции Alexander McQueen. Английский живописец преклонялся перед силой воображения Данте, но при этом привнес в комедию новые смыслы. Он стал первым художником, который переосмыслил концепцию загробной жизни: Блейк изобразил ад, заполненный теплыми лучами солнечного света, ад, в котором всем правит любовь. Неудивительно, что большую часть работ Уильяма после смерти сочли еретической и уничтожили. 

 Alexander McQueen весна-лето 2022; Уильям Блейк, «Беатриче говорит с Данте», 1824–1827

Хотя многие современники называли его творения абсолютно безумными (признание к нему пришло лишь после смерти), в настоящее время Блейк считается одной из ключевых фигур в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Он был визионером, показавшим совершенно новый облик любви, новое прочтение «Божественной комедии», и то, что даже во тьме можно разглядеть свет, — все это идеально вписалось в эстетику Alexander McQueen. Коллекция будет представлена в ЦУМе и ДЛТ весной 2022 года.

Уильям Блейк, «Смерч влюбленных», 1827