Портреты звезд первой величины (Кейт Мосс, Альфред Хичкок, Энди Уорхол и многие другие) и больше сотни культовых обложек Vogue — так выглядит портфолио легендарного фотографа Альберта Уотсона, автора множества самых узнаваемых изображений поп-культуры. Что же делает его снимки такими выдающимися?
«Картинка должна запоминаться, моментально цеплять взгляд», — говорит 79-летний мастер, сидя в своей нью-йоркской студии (наша беседа проходит в Zoom, но его нарядом нельзя не восхититься — в черном с ног до головы, в рубашке Yohji Yamamoto). Наследие Уотсона славится своим невероятным разнообразием: помимо портретов и съемок для журналов, он работал и в жанре репортажа, и пейзажа. Что ни возьми — изумительные снимки Умы Турман и Стива Джобса, бьюти-серию с Кейт Мосс в Марракеше, модный разворот с Джиджи Хадид в Iris van Herpen или натюрморт с сокровищами Тутанхамона — все безупречно.
К чему это мы? Шотландский маэстро, чье имя стало широко известно за пределами индустрии еще с начала 1970-х, решил поделиться своим опытом и знаниями. «Существует два типа фотографов: модные фотографы и фотографы, которым работа в моде приносит наслаждение, — говорит он. — Для последних мода важна, но сама картинка и ее качество куда важнее. Я однозначно отношусь к этой категории».
В новой книге Creating Photographs (издательство Laurence King Publishing, 2021) Альберт делится своими секретами и экспертным взглядом на искусство фотографии. В беседе с Vogue он рассказал про книгу, главные работы, которые сыграли ключевую роль в его карьере, и дал несколько советов начинающим фотографам.
Я всегда с упоением любовался работами других фотографов — буквально не мог насытиться. С особым вниманием изучал русский и немецкий экспрессионизм, вдохновлялся такими мастерами, как Брассаи и Александр Родченко.
Семь лет подряд я снимал рекламные кампании Prada. Было очень интересно, ведь чем мощнее энергетика фотографии, чем больше в ней смысла, тем сильнее они нравятся Миучче. Что касается модных журналов, они всегда транслируют определенный образ жизни, тут все зависит от ситуации и людей, с которыми работаешь. Однажды я отправился на остров Скай (северная Шотландия. — Прим. Vogue) и провел там пять недель, снимая пейзажи. Особенность личных проектов в том, что тут не на кого переложить ответственность — за все в ответе ты сам.
Хичкок ознаменовал новый этап в моей карьере — то была моя первая серьезная работа для журнала. Я сильно нервничал, тогда только выпустился из киношколы (дело было в 1973-м. — Прим. Vogue), но съемка прошла успешно. Так что это определенно был поворотный момент. Или еще, если помните, портрет Майка Тайсона (1986) — я снимал его затылок, по которому стекает пот после боксерского поединка — в этом есть особая сила. Когда вам удается передавать подобные смыслы, фотографии становятся куда глубже.
Пару лет назад я должен был снимать Леди Гагу, но потом она подписала контракт с Caesars Palace (отель в Лас-Вегасе), и съемка отменилась. По-моему, она яркий и интересный персонаж. Хотя я всех считаю интересными. Я однажды написал книгу о Марокко, где снимал самого короля. Было здорово, однако работать с сотрудниками отеля мне понравилось ничуть не меньше.
За всю карьеру я их сделал больше ста, но, думаю, одна из лучших — это Джерри Холл для парижского Vogue (сентябрь 1984). Настоящее художественное заявление на журнальной обложке.
Грейс Коддингтон очень умна, она всегда давала какие-то советы, помогала улучшить картинку. Редактор моды Полли Меллен делала то же самое. В итальянском Vogue моим наставником была Мануэла Павези. А вот Франка Соццани (бывший главный редактор Vogue Италия), кстати, на съемки никогда не приходила, зато умела задать хороший творческий вектор.
Я тогда работал над серией мастер-классов для Masters of Photography — ездил по миру и рассказывал, как прокачать свои профессиональные навыки. Проект направлен именно на фотографов, мне было интересно принять участие, попробовать себя в амплуа наставника. А в книге я постарался сделать акцент на том, из чего складывается моя работа.
Я всегда придерживался мнения, что в фотографии очень важно тщательно заранее продумывать кадр. Разумеется, многие фотографы снимают спонтанно, но где, в таком случае, творчество? Спонтанным быть здорово, но в то же время у тебя непременно должен быть четкий план.
Несколько лет назад я снимал Райана Макгинли — у него очень интересные работы. И знаете, я бы не сказал, что его можно назвать очередным модным фотографом.
Не идите сразу в индустрию моды, когда у вас нет на то веских причин, не совершайте этой ошибки. Если вас привлекает исключительно красивый образ жизни — путешествия, много красивых женщин — хорошим фотографом вы вряд ли станете. А еще в фотографии очень важно уметь обращаться со светом — это неотъемлемая часть работы.