Как стать успешным фотографом — рассказывает легенда Vogue Альберт Уотсон

Маэстро из Шотландии, который работал со множеством звезд и снял больше сотни обложек Vogue, делится своими знаниями и опытом
Image may contain Jelena Noura Gigi Hadid Art Painting Human Person and Ivory
Gigi Hadid, in Iris Van Herpen, New York City, 2019.Albert Watson

Портреты звезд первой величины (Кейт Мосс, Альфред Хичкок, Энди Уорхол и многие другие) и больше сотни культовых обложек Vogue — так выглядит портфолио легендарного фотографа Альберта Уотсона, автора множества самых узнаваемых изображений поп-культуры. Что же делает его снимки такими выдающимися?

Кристи Тарлингтон, 1990

Albert Watson

«Картинка должна запоминаться, моментально цеплять взгляд», — говорит 79-летний мастер, сидя в своей нью-йоркской студии (наша беседа проходит в Zoom, но его нарядом нельзя не восхититься — в черном с ног до головы, в рубашке Yohji Yamamoto). Наследие Уотсона славится своим невероятным разнообразием: помимо портретов и съемок для журналов, он работал и в жанре репортажа, и пейзажа. Что ни возьми — изумительные снимки Умы Турман и Стива Джобса, бьюти-серию с Кейт Мосс в Марракеше, модный разворот с Джиджи Хадид в Iris van Herpen или натюрморт с сокровищами Тутанхамона — все безупречно.

К чему это мы? Шотландский маэстро, чье имя стало широко известно за пределами индустрии еще с начала 1970-х, решил поделиться своим опытом и знаниями. «Существует два типа фотографов: модные фотографы и фотографы, которым работа в моде приносит наслаждение, — говорит он. — Для последних мода важна, но сама картинка и ее качество куда важнее. Я однозначно отношусь к этой категории».

Кейт Мосс, 1993

Albert Watson

В новой книге Creating Photographs (издательство Laurence King Publishing, 2021) Альберт делится своими секретами и экспертным взглядом на искусство фотографии. В беседе с Vogue он рассказал про книгу, главные работы, которые сыграли ключевую роль в его карьере, и дал несколько советов начинающим фотографам.

Кто был вашим кумиром в начале карьеры?

Я всегда с упоением любовался работами других фотографов — буквально не мог насытиться. С особым вниманием изучал русский и немецкий экспрессионизм, вдохновлялся такими мастерами, как Брассаи и Александр Родченко.

Чем отличаются ваш подход к созданию личного проекта и работа над модной съемкой?

Семь лет подряд я снимал рекламные кампании Prada. Было очень интересно, ведь чем мощнее энергетика фотографии, чем больше в ней смысла, тем сильнее они нравятся Миучче. Что касается модных журналов, они всегда транслируют определенный образ жизни, тут все зависит от ситуации и людей, с которыми работаешь. Однажды я отправился на остров Скай (северная Шотландия. — Прим. Vogue) и провел там пять недель, снимая пейзажи. Особенность личных проектов в том, что тут не на кого переложить ответственность — за все в ответе ты сам. 

Дерево в тумане, Шотландия, 2013

Albert Watson
Вы снимали разных великих людей — от Альфреда Хичкока до Кейт Мосс. Кто вам особенно запомнился?

Хичкок ознаменовал новый этап в моей карьере — то была моя первая серьезная работа для журнала. Я сильно нервничал, тогда только выпустился из киношколы (дело было в 1973-м. — Прим. Vogue), но съемка прошла успешно. Так что это определенно был поворотный момент. Или еще, если помните, портрет Майка Тайсона (1986) — я снимал его затылок, по которому стекает пот после боксерского поединка — в этом есть особая сила. Когда вам удается передавать подобные смыслы, фотографии становятся куда глубже.

Майк Тайсон, 1986

Albert Watson
Есть ли в мире кто-то, кого вы еще не снимали, но очень хотели бы?

Пару лет назад я должен был снимать Леди Гагу, но потом она подписала контракт с Caesars Palace (отель в Лас-Вегасе), и съемка отменилась. По-моему, она яркий и интересный персонаж. Хотя я всех считаю интересными. Я однажды написал книгу о Марокко, где снимал самого короля. Было здорово, однако работать с сотрудниками отеля мне понравилось ничуть не меньше.

Какая из обложек Vogue ваша самая любимая?

За всю карьеру я их сделал больше ста, но, думаю, одна из лучших — это Джерри Холл для парижского Vogue (сентябрь 1984). Настоящее художественное заявление на журнальной обложке.

Джерри Холл на обложке парижского Vogue, 1984

Albert Watson / Vogue Paris
С кем из редакторов Vogue вам было приятнее всего работать?

Грейс Коддингтон очень умна, она всегда давала какие-то советы, помогала улучшить картинку. Редактор моды Полли Меллен делала то же самое. В итальянском Vogue моим наставником была Мануэла Павези. А вот Франка Соццани (бывший главный редактор Vogue Италия), кстати, на съемки никогда не приходила, зато умела задать хороший творческий вектор.

Что подтолкнуло вас написать книгу?

Я тогда работал над серией мастер-классов для Masters of Photography — ездил по миру и рассказывал, как прокачать свои профессиональные навыки. Проект направлен именно на фотографов, мне было интересно принять участие, попробовать себя в амплуа наставника. А в книге я постарался сделать акцент на том, из чего складывается моя работа.

Книга попала в руки начинающему фотографу — на что ему стоит обратить внимание?

Я всегда придерживался мнения, что в фотографии очень важно тщательно заранее продумывать кадр. Разумеется, многие фотографы снимают спонтанно, но где, в таком случае, творчество? Спонтанным быть здорово, но в то же время у тебя непременно должен быть четкий план.

Альфред Хичкок, 1973

Albert Watson
Кто из современных фотографов вам нравится?

Несколько лет назад я снимал Райана Макгинли — у него очень интересные работы. И знаете, я бы не сказал, что его можно назвать очередным модным фотографом.

Какой совет вы бы дали молодым фотографам, которые только начинают свою карьеру?

Не идите сразу в индустрию моды, когда у вас нет на то веских причин, не совершайте этой ошибки. Если вас привлекает исключительно красивый образ жизни — путешествия, много красивых женщин — хорошим фотографом вы вряд ли станете. А еще в фотографии очень важно уметь обращаться со светом — это неотъемлемая часть работы.

Энди Уорхол, 1985

Albert Watson