Кто есть кто: Пьер Карден

Биография дизайнера
French fashion designer Pierre Cardin who opened his own fashion house in 1953.
French fashion designer Pierre Cardin who opened his own fashion house in 1953. (Photo by Reg Lancaster/Getty Images)Пьер Карден, 1965. Фото: Reg Lancaster

Первый футурист от моды Пьер Карден родился 2 июля 1922 года в итальянском местечке Сан-Бьяджо-ди-Каллальта, недалеко от Венеции, в семье потомственного винодела. 

Пьер Карден в окружении моделей, 1970

Pierre VAUTHEY

Детство и юность

Отец Пьера хотел, чтобы тот посвятил жизнь архитектуре, однако мальчик с ранних лет увлекался модой. К сожалению, о своей семье и школьных годах Карден практически никогда не рассказывал, поэтому первые подробности о жизни будущего парижского кутюрье связаны с началом сороковых годов, когда в 1939-м он покинул Италию ради учебы. 

К концу войны он перебрался в Париж, где и начал делать первые шаги в моде. Поначалу его учителями были женщины: Карден работал в ателье Жанны Пакен и Эльзы Скиапарелли, у которых научился воспринимать одежду как полотно художника и не бояться нестандартных ходов. Тогда же он познакомился с Жаном Кокто и Кристианом Бераром, благодаря протекции которых получил свой первый серьезный заказ: Пьеру предложили создать костюмы и маски для фильма «Красавица и чудовище».  

Модели Pierre Cardin, Париж, 1956

Keystone-France

Карьера

Спустя всего год он оставил все свои занятия ради работы у Кристиана Диора. У маэстро он провел четыре года, набравшись опыта в конструировании одежды, после чего решил начать собственное дело. В 1950 году появляется марка Pierre Cardin. Первое ателье дизайнера располагалось на маленькой улочке в I округе Парижа, между Большими бульварами и улицей Сент-Оноре — совсем скоро по соседству откроют свои первые бутики легендарные коллеги Кардена. 

Первые годы дизайнер занимался исключительно созданием костюмов для театра, но уже в 1953-м представил свою первую женскую коллекцию. Тогда Карден и начал использовать непривычные синтетические материалы, а в качестве освещения на своих показах использовал лунный свет. Совсем скоро дизайнер представил «платье-шар», и тот силуэт, который стал не менее известным, чем диоровский New Look, до сих пор цитируют все без исключения. Всего через год имя Кардена стали узнавать по всему миру, а на улице Фобур-Сент-Оноре, в престижном VIII округе Парижа, открылся его бутик под названием Eve. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Через три года, закрепив свою репутацию, он решился на смелый ход и взялся за мужскую одежду, хотя в те времена мода считалась прерогативой женщин. Дизайнер открыл магазин под названием Adam, он был одним из первых, кто предложил мужчинам ироничную одежду всех цветов радуги, которая сейчас кажется чем-то само собой разумеющимся.

Тогда же дизайнер впервые отправляется в Японию, где узнает о новых технологиях в швейном деле, а вернувшись оттуда, принимает предложение дизайнерского колледжа Bunka Fukosa и начинает вести курсы трехмерного проектирования одежды. Следующее десятилетие было для Кардена чередой бесконечных дизайнерских наград, которые ему вручают по всему миру. Следствием этого стала первая женская коллекция ready-to-wear, которую он представил в парижском универмаге Printemps. С нее начались теплые отношения между дизайнером и культовым магазином: его работам всегда предоставлялось особое место под красочным куполом на бульваре Осман. Несмотря на это, его исключили из Синдиката высокой моды за «заигрывания с улицей». Впрочем, статус кутюрье дизайнеру вернули очень быстро. 

Пьер Карден и модели, 1966

RDA

Элизабет Тейлор и Пьер Карден, 1967

Three Lions

В те годы он успел запустить детскую линию, открыть несколько новых магазинов, провести собственную выставку и впервые дать свое имя коллекции фарфоровой посуды одного крупного производителя. К середине восьмидесятых Карден впервые проводит свои показы в Пекине и Шанхае, отмечает тридцатилетие творческой деятельности масштабной выставкой в нью-йоркском Метрополитен-музее, а также открывает новые магазины и представительства по всему миру, от Китая до Болгарии. Тогда же он решает попробовать себя в ресторанном бизнесе: дизайнер приобретает долю в легендарном парижском Maxim’s, где с тех пор проводит свои презентации. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Летом 1991 года Карден устраивает грандиозный показ в Москве — на Красной площади собралось около двухсот тысяч человек. Постепенно Карден стал все чаще принимать предложения, далекие от моды: он разрабатывал дизайн сантехники, мебели и автомобильных сидений, выпускал шампанское и детские игрушки, открывал новые рестораны в Будапеште и Рио-де-Жанейро, даже взялся за собственный отель в Калифорнии. Тогда же он столкнулся с обвинениями в желании поместить свое имя на все, на что возможно, начиная от транспортных средств и заканчивая едой. Несмотря на это, его заслуги как кутюрье подчеркивали едва ли не ежедневно: лондонский музей Виктории и Альберта устроил выставку в честь сорокалетия женской линии Pierre Cardin и тридцатилетия — мужской (которая затем отправилась на «гастроли» по всему миру), дизайнера представили на получение ордена Почетного легиона, наградили высшей наградой Японии — золотой и серебряной звездой, а затем и вовсе выбрали почетным послом ЮНЕСКО. Новый статус предполагал поездки по свету, поэтому Карден начинает перемещаться из страны в страну, попутно открывая свои новые магазины, и знакомится с Фиделем Кастро и Нельсоном Манделой. Скончался Пьер Карден 29 декабря 2020-го на 99-м году жизни.

Кутюрная коллекция Pierre Cardin, 1968

Архив Vogue

Пьер Карден с моделями в Москве, 1989

Legion-Media

Книги

  1. 60 years of Innovation, Jean-Pascal Hesse
  2. Pierre Cardin, Jean-Pascal Hesse
  3. Espace Pierre Cardin, Jean-Pascal Hesse
  4. Le Palais Bulles de Pierre Cardin, Jean-Pascal Hesse

Фильмы

  1. «Дом Пьера Кардена»
  2. The Mythological Legacy of Pierre Cardin

Пьер Карден после показа осень-зима 1991

John van Hasselt - Corbis

Пьер Карден на показе в честь 70-летия своего бренда, Palais de L'Institut de France, 2016

Chesnot