человек, аксессуары, сумка, шарф

© Chloé осень-зима 2021

Мода

Люксовые бренды становятся экологичнее — и вот как

Stella McCartney, Louis Vuitton и другие крупные модные Дома используют старые ткани для пошива новых коллекций 

Мода любит повторяться. Доказательств этому достаточно — цикличность тенденций, многочисленные отсылки к прошлому и модная ностальгия, архивные переиздания и растущая популярность коллекционеров винтажа. Апсайклинг даже провозгласили главным трендом этого лета. Правда, на деле активно практикуют его в основном молодые и независимые марки (вроде Marine Serre, 1/OFF и Patagonia). С крупными Домами все иначе. Да, они любят переосмыслять в новых коллекциях забытые идеи, но использовать старые ткани — не особо.

Upcycled by Miu Miu

© Courtesy Miu Miu

Конечно, и здесь есть свои исключения. Например, коллекция Prada Re-Nylon. Лимитированная серия Upcycled by Miu Miu, материалом для которой послужили платья 1930–1980-х годов, собранные в винтажных магазинах по всему миру. Линия Maison Margiela Recicla, где переосмыслили и перешили вещи разных брендов и годов (аналог линии Replica, запущенной основателем бренда в 1994-м). Или мастерская Hermès Petit h, чья главная цель — дарить новую жизнь никому не нужным и забытым остаткам материалов. 

Stella McCartney Repurpose, Resort 2021

© Courtesy Stella McCartney

Из-за пандемии неликвидность коллекций весна-лето 2020 обошлась индустрии в 125–143 миллиарда фунтов (это больше чем в два раза превзошло показатели прошлых сезонов). Это и положило начало переменам. Пока вся Великобритания сидела на карантине, Стелла Маккартни (одна из родоначальников экодвижения в моде) пересмотрела подход к работе и выступила с манифестом «От А до Я». Каждая буква иллюстрирует ценность марки, а создавать их помогали именитые художники: Синди Шерман, Олафур Элиассон, Урс Фишер и другие. Призыв к осознанности подкрепили жесткими статистическими данными. Вы знали, что «меньше 1 процента задействованных в производстве одежды материалов используется вновь — а значит, 99 процентов всего текстиля в индустрии отправляется на свалку»? Или «если мы продолжим вести себя так, как сейчас, вес текстильных отходов, накопленных за период с 2020 года по 2025-й, сравняется с совокупным весом популяции Земли»? 

«Манифест «От А до Я», выпущенный в прошлом году во время локдауна, — это ДНК бренда, наш план на будущее, путеводная азбука, которая поможет нам со всей ответственностью относиться к своим принципам, действиям и выбранному вектору движения, — говорит Маккартни. — Буква R в манифесте означает repurpose (вторичное использование) — это значит, что мы всерьез намерены дарить вторую жизнь старым материалам. И тем, что когда-то использовали сами, и отходам других производств».

Chloé осень-зима 2021

© Courtesy Chloé

После многолетнего культа новизны обращение к вторсырью кажется возвращением к истокам. На создание обновленных сумок Chloé Edith креативный директор Дома Габриэла Херст пустила 50 винтажных моделей Edith. Их переосмыслили и освежили, дополнив материалами из коллекции осень-зима 2021. Еще один пример — Вирджил Абло: кроссовки для мужской коллекции Louis Vuitton весна-лето 2021 он создал из остатков кожи, закупленной в предыдущие сезоны. Аналогичная история с капсулой аксессуаров LV Be Mindful — в ее основе тоже старые материалы.

Коллекция Balenciaga весна-лето 2021 на 93,5 процента состоит из материалов с пометками sustainable или upcycled. Линия Maison Michel Legacy Parade создана из бесхозных архивных тканей. Сумки Loewe The Surplus Project тоже шили исключительно из кожи, оставшейся от предыдущих коллекций. И это далеко не все. В апреле LVMH запустили Nona Source — виртуальную ресейл-платформу, где молодые дизайнеры и марки могут купить остатки ткани и кожи со скидкой 70 процентов от средней оптовой цены. Все лучше, чем выбрасывать.

Но вернемся к Стелле Маккартни. «Лично меня идея вторичного использования очень увлекает, — признается она. — Это простор для творчества, возможность создавать прекрасные уникальные изделия — вроде наших платьев из коллекции «От А до Я». Их мы шили из полосок тканей, накопленных за целых девять сезонов. При этом остатков хватит еще на пять. Поэтому я совершенно уверена, что за этим подходом будущее моды».