© Стелла Маккартни
Мода
Что за вторсырье использует бренд, чтобы минимизировать отходы, почему у каждой вещи должно быть предназначение и какую пользу «период перезагрузки» принес индустрии — об этом и многом другом дизайнер рассказала Саре Мауэр
Коллекция весна-лето 2021 Стеллы Маккартни полна ярких, совершенно транспарентных образов — и речь сейчас не о прозрачной одежде. «Как и многие, я в какой-то момент начала задаваться многочисленными вопросами: относительно себя, своего бренда, — пишет она в одном из постов в инстаграме. — Кто мы такие, в чем наше предназначение?»
Что ж, результаты работы, проделанной в период рефлексии, Маккартни представила 8 октября — в формате виртуального показа и лукбука. Это все та же беззаботная Стелла, но в коллекции чувствуются отголоски сказанного тогда в инстаграме. «Я вывела некую систему ценностей — свод основополагающих принципов Stella McCarthey от а до я. Думаю, это можно считать нашим манифестом, — говорит дизайнер. — В коллекции весна-лето 2021 все эти принципы соблюдены».
A значит accountable («подотчетность»), C — conscious («сознательность»), О — organic («органические материалы»), V — vegan («веганство»). Буквы, иллюстрирующие ценности марки, быстро заполнили ее аккаунт. Синди Шерман в образе буквы E — олицетворение непринужденности (E — effortless), снимок Уильяма Эгглстона — долговечности (T — timeless), а буква L — отсылка к Линде Маккартни, маме Стеллы.
И это еще не все. 26 сентября был опубликован отчет о влиянии бренда Stella McCartney на окружающую среду в 2018 и 2019 годах — тем самым Стелла в очередной раз подчеркнула решительность своих намерений. Фрагменты из отчета в рамках кампании зачитала Кристиана Фигерес, в прошлом исполнительный секретарь комиссии ООН по изменению климата. Документ начинается со следующих слов: «Мы преданы идее изменить индустрию моды к лучшему», а дальше следует подробное объяснение, как именно они намерены это провернуть, — ясное и понятное, без канцелярских терминов. Текст подкреплен графиками и выкладками с указанием всех трат компании Stella McCartney на сохранение природы: восемь миллионов двести двадцать тысяч евро в 2018 году и восемь миллионов двести десять тысяч — в 2019-м.
Заканчивается отчет обобщающим заявлением: «Считаем своим долгом во всеуслышание говорить на эти чрезвычайно важные темы, а также делиться своими достижениями. За последние десять лет мы значительно продвинулись, однако понимаем, что впереди еще много работы. Мы полны воодушевления и очень надеемся, что другие игроки индустрии — и вообще весь мир — присоединятся к нам в этой борьбе за лучшее будущее».
В Zoom-интервью Маккартни рассказала Vogue о новой коллекции, а также о прогрессе бренда на пути к осознанности.
Stella McCartney весна-лето 2021
Для меня это отличный показатель того, насколько архаична наша индустрия. Нам будто дали понять, что мы придерживаемся крайне специфической системы — сами создали эту не похожую ни на одну другую адскую машину. Мода оказалась в очень странном положении — мне все это было ясно давно. И вот мы начали приспосабливаться к ритму, который прежде даже не пытались опробовать — ну или недостаточно пытались.
Хорошо ли это? Конечно хорошо! Люди очнулись, поняли, что творится вокруг. Вы спросите, в чем именно заключается польза? Что тут можно пересмотреть и реформировать? Само собой, я бы в первую очередь обратила всеобщее внимание на ресурсы и принципы работы. Но и на способы презентации тоже. Все до единого в профессиональной среде только и делают, что обсуждают, сколько отходов мы производим, как все дорого и избыточно. Возможно, некоторые вопросы стоит задать вслух.
Мы не тот бренд, которой мог бы презентовать целую киноэпопею. Мы куда проще. Я никогда не провожу показы в помещениях — всегда на открытом воздухе, поэтому очень хотелось куда-то выйти и сейчас. В итоге мы все-таки сняли небольшой фильм, который стал логическим продолжением моих мыслей о противопоставлении любви к природе и к художественной работе, коей является мой «алфавитный» манифест. Съемки проходили в Хоутон-холле в Норфолке — это роскошная усадьба, видавшая множество поколений, да еще и с огромным количеством современного искусства на территории. Тут и Рейчел Уайтред, и Аниш Капур, и Джеймс Таррелл — целый ряд работ в саду и в самом дворце.
Stella McCartney весна-лето 2021
Коллекция на сто процентов состоит из органических денима и джерси. Что касается состава и источников сырья, мы очень постарались превзойти самих себя. Сезон летний, поэтому начинаем с линии Stellawear — это купальники и моделирующее белье два в одном. Материал, который мы использовали, позволяет искупаться, моментально обсохнуть и, не переодеваясь, пойти дальше заниматься своими делами. Секрет в эковиниле — это совершенно новая технология: бесшовная скульптурирующая материя, и никаких отходов.
Мы подсчитали, что благодаря эковинилу нам удалось избавить индустрию от дополнительных десяти тонн нейлона. К тому же эти купальники многофункциональны: женщины могут по-разному их использовать, а значит, покупать меньше вещей.
T означает timeless («вне времени»). Особенно это, конечно же, относится к английскому тейлорингу в духе ателье Сэвил-Роу, которым я занимаюсь с самого начала. Мне очень нравятся брюки из коллекции этого сезона: с глубокими двойными защипами, они идут в комплекте с нарочито приталенным жакетом на трех пуговицах. Узкий верх и гипертрофированный низ — реверанс в сторону 1990-х. Когда надеваю костюм, я превращаюсь в другую себя. Серьезно: если надену этот, то даже моя осанка изменится.
Stella McCartney весна-лето 2021
Да, хочется отметить, что наши вьетнамки на пятьдесят процентов состоят из отходов производства. Когда мы придумывали модель, то хотели сделать ее крупнее, толще. Конечно, дизайн — самая веселая часть работы. Но технологии в основе этой обуви не менее значимы, чем ее внешний вид.
Техническая сторона очень важна для нас. Каждый сезон мы стараемся ее усовершенствовать во имя природы. Если повезет, появляются новые поставщики и какие-то новые подходы: мир ведь постоянно развивается, меняется каждый месяц, даже каждый день. Мне нравится, что технологии всякий раз вносят какой-то элемент новизны.
Я несколько одержима идеей избавления от отходов. Никакого мусора — не хочу его видеть. Во время карантина мы решили пустить остатки кружева, которое использовали в предыдущих коллекциях, на платья и велосипедки. В дело пошли лоскутки, лежавшие без дела на складе. Платья и велосипедки в технике петчворк выйдут ограниченным тиражом: мы используем все, что еще осталось, и на этом закончим.
Дизайн этих вещей, кстати, отсылает к уязвимости, с которой сейчас имеют дело все вне зависимости от пола. Просыпаешься утром и говоришь себе: «Не тревожься, не бойся, ты можешь это вынести». Но на деле каждому знакомо это ощущение — собственной хрупкости.
Stella McCartney весна-лето 2021
Я работаю в эмоциональной индустрии: создаю одежду, которая помогает людям почувствовать себя лучше, стать увереннее. Ради этого я когда-то и выбрала профессию дизайнера. В этот странный год огромное значение обрело желание сберечь свое физическое и ментальное здоровье, чтобы легче было преодолевать внезапно возникшие преграды. Интересно было наблюдать за народом, который вдруг так увлекся спортом: люди стали выходить на улицу, чтобы заняться собой, чтобы почувствовать себя живыми, если хотите.
У нас есть совместная линия с adidas, но на подиуме я тему спорта в последнее время не особенно затрагивала — а тут почувствовала, что пришла пора вернуться к симбиозу спорта и женственности. В коллекции много элементов, навеянных BMX и скейтбордингом. Замес разных материалов и кроя дал в результате довольно впечатляющий силуэт: cерферские платья, короткие, облегающие, скульптурирующие тело, полные летней энергии и остроты. Мне хотелось, чтобы от них веяло смелостью и позитивом.
Послушайте, я женщина, чей стакан всегда «наполовину полон». Всю жизнь поднимаю спорные и довольно непростые темы. Кто ты такой, чтобы говорить об этом без оптимизма и воодушевленной улыбки на лице? Тот, кто просто напоминает публике о надвигающемся конце света?
Stella McCartney весна-лето 2021
Мы в Stella McCartney отнюдь не идеальны, но стараемся изо всех сил. Действие всегда лучше пассивности. Если каждый будет прикладывать даже самые незначительные усилия, что-то хорошее из этого обязательно выйдет. Не думаю, что люди хотят, чтобы им без конца повторяли: пора менять свои привычки. Мне ближе другой подход: подталкивать к новым умозаключениям должна информация.
Здорово, что мы сейчас это обсуждаем. Что еще мы можем, кроме как доносить информацию в понятном и наглядном виде? Я апеллирую к лучшему в людях. Было бы неплохо стать добрее и всячески пропагандировать это и в нашей с вами индустрии.
Только изменив что-то, нужно возвращаться в нормальную жизнь. Я, например, решила сократить объемы производства, а саму одежду сделать чище и лучше.
Stella McCartney весна-лето 2021