Как бьютиголику стать экологически сознательным

Наше желание быть красивыми дорого обходится природе. Как это исправить — разбирается редактор Vogue
Красота и экология как бьютиголику стать экологически сознательным
Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.

Экология в беде, а многим из нас по-прежнему сложно перестать вести себя токсично к окружающей среде. Особенно если вы — редактор красоты или заядлый бьютиголик, который бок о бок живет со стройными рядами косметики, а позже без всякого разделения отправляет их в общую мусорную корзину. Признаюсь, за мои старые бьюти-привычки Грета Тунберг оторвала бы мне руки — например, когда-то я и не подозревала, что вместо тысячи одноразовых ватных дисков в год можно использовать один-единственный многоразовый из хлопка. «А что, так можно было?» — задалась я резонным вопросом, услышав, что пустые банки даже из-под декоративной косметики пригодны для переработки. И так же, согласно недавнему опросу Maybelline, реагируют 42 процента покупателей косметики.

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

Но вместо самобичевания куда полезнее получить то, что в английском языке называется silver lining: положительный опыт на основе негативного прошлого. «Быть экологичным стало проще — в больших городах появляются магазины, которые продают товары без упаковки, в том числе продукты ответственных российских производителей, — говорит Ася Манн-Мицкевич, экоблогер, автор книги «Ася и пластиковый мир» и подкаста Pokolenie Zero. — Что касается переработки пластика, то разобраться в треугольничках на упаковке можно меньше чем за месяц — вам в помощь сайт «Раздельного сбора» и карта ближайших пунктов переработки recyclemap.ru. Один раз осознав, где окажутся банки от косметики и использованные средства личной гигиены — в лучшем случае на свалке, а возможно, и в Мировом океане, — начинаешь смотреть на бьюти-рутину совершенно иначе. Еще осознанным новичкам советую гид по натуральной косметике ECOgolik.ru, блоги экоактивисток @iamorganicblog и @alona_eco, а также самый большой список этичных брендов в мире у @marpeta_rus».

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

Кстати, по данным Boston Consulting Group, 75 процентов покупателей, как и я, уже свято верят в то, что устойчивое развитие бьюти-индустрии — дело важное. А бренды что? Анна Дычева, гендиректор «Reed Exhibitions Россия», компании — организатора выставки красоты InterCharm, признается, что sustainability — понятие широкое и каждый трактует его как может. «По сути, это экологическая воспроизводимость. Есть марки, которые, используя растения, позже высаживают их в двойном объеме. Актуален и вопрос использования воды с последующей очисткой — ее в производстве косметики требуется много, а человечество неминуемо движется к дефициту. Поиск решения проблемы упаковок тоже идет активный: разработаны программы по отказу от пластиковых баночек и тюбиков, марки стараются полностью перейти на алюминий, стекло, бумагу или картон. Практически все крупные транснациональные компании взяли на себя обязательства по этим вопросам, и прогресс действительно есть, ведь подобные ответственные стратегии для бренда — их конкурентное преимущество», — добавляет Анна.

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

Но имейте в виду: в мире састейнабилити, как и везде, дьявол в деталях. Многие марки и рады быть экологичнее, да вот правила упаковки, транспортировки и хранения косметики и парфюмерии не всегда этому благоволят. Взять хотя бы упаковку — знаете ли вы, что в зависимости от материала она может вступать в реакцию с самим средством? Пластик с единичкой в петле Мебиуса, как на бутылке воды или молока, отлично перерабатывается, но при нагревании может выделять токсичные вещества. С двойкой, как на крышечках от тех самых бутылок, — материал более безопасный, но пористый, из-за чего впитывает запахи. С пятеркой — может выделять формальдегиды при неправильном хранении.

Эфирные масла — злейший враг пластика: из-за небольшой молекулярной массы они могут взаимодействовать с упаковкой, что недопустимо. «Тогда смело и как можно быстрее переходим на инертное стекло», — абсолютно логично предложите вы, на что производители снова выкатят целый свод нюансов, о которых мы редко задумываемся в обычной жизни. Во-первых, стеклянная тара тяжелее, а доставлять ваш крем в экоупаковке на велосипеде никто не обещал — отсюда увеличение выброса СО2 при перевозке. Во-вторых, прозрачная тара не подходит для маслянистых формул — при прямом попадании солнечных лучей масла могут прогоркнуть и полностью испортить содержимое. Выход: выпускать такие продукты в темном медицинском стекле, только, увы, оно не в почете во многих пунктах переработки.

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

А что насчет металла? 75 процентов единожды произведенного алюминия до сих пор используется на планете: он легче и прочнее стекла, а по мере того, как вы выдавливаете содержимое тюбика, он деформируется, пустое место не заполняется воздухом, тем самым свойства продукта сохраняются дольше. Вот только из-за этой самой необратимой деформации материал нельзя использовать повторно. С бумагой тоже приходится нелегко — по понятным причинам бумажная и картонная упаковка не подходит для водянистых текстур.

Проблема еще и в том, что в Европе и России разные способы решения «мусорной» проблемы. Так, по словам Елены Вишняковой, замдиректора «ЭкоЛайна», страны ЕС предпочитают мусоросжигание и компостирование, а в России акцент сделан на захоронение и переработку отходов. Поэтому популярные на Западе биоразлагаемые упаковки невозможно компостировать в российских реалиях — имеющиеся у нас пункты полностью заполнены пищевыми отходами и другой органикой. Сдать такую упаковку в переработку вместе с обычным пластиком тоже нельзя: добавка, которая делает материал разлагаемым, испортит всю партию. Если не сожжет оборудование — в составе экопакетов, например, есть легковоспламеняющиеся вещества. Скорее всего, путешествие экобанки завершится на полигоне, где в толще мусора нет воздуха, а значит, условий для естественного разложения. Единственно верным решением будет выбросить ее в дачный компост.

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

Даже убрать так называемую пленку контроля вскрытия у крема бренду не так просто: она обязательна как свидетельство стерильности для всей косметики, которая продается в крупных сетях. Российский бренд Mi & Ko сознательно отказался от дополнительного мусора в виде лишнего кусочка пластика под крышкой, тем самым закрыв себе путь в мир большого ретейла, но получив поддержку своей лояльной аудитории.

А что насчет гигантских упаковок миниатюрных средств? Эксперты отвечают, что хоть средство в толстом стеклянном флаконе и может обещать охлаждающий эффект, все равно это больше маркетинговая уловка: производитель хочет сделать продукт весомее (читайте: дороже), не задумываясь о нагрузке на окружающую среду. В Китае с этим разобрались: если упаковка по объему на 30 процентов больше товара — бренд штрафуют. Но добросовестные марки понимают все сами, сокращая вес и объем флаконов, а заодно пересматривая саму концепцию роскоши. Например, сменные блоки в линии ухода Absolue позволили Lancôme с 2018 года сэкономить 250 тонн стекла — вдвое больше, чем ушло на стеклянную пирамиду Лувра. Guerlain же, помимо внедрения рефилов, активно уменьшает вес флаконов, а также производит их из частично переработанного сырья. Группа L’Oréal внедряет легкую стеклянную упаковку, планируя в будущем уменьшить вес всех продуктов на 20 процентов. Это уже дает весомые плоды: снизив вес баночки Revitalift на 11 граммов, L’Oréal Paris смогли сэкономить за год 434 тонны стекла.

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

Что касается посылок и царства пластика в них, так за это в ответе ГОСТы. Они требуют, чтобы тара полностью обеспечивала сохранность товара на всех этапах. Соответственно, чем больший путь косметике предстоит проделать, тем прочнее должна быть упаковка. Питерская марка Grower прислала мне симпатичную картонную коробку с натуральным мылом без единого слоя пленки — вместо нее была бумага из органических остатков с производства оливкового масла. А вот из-за океана косметика не сможет приехать налегке: то же мыло в картонной коробке при морском путешествии рискует потерять свои товарные свойства от высокой влажности — так и появляется дополнительная защитная пленка.

Кроме того, вся продукция складывается поштучно или по группам, чтобы не нарушать принцип товарного соседства, а значит, количество коробок и пакетов в доставке возрастает. Нельзя оставить упаковку и без маркировки: каждый товар должен сопровождаться описанием способа применения. Но есть лазейка — можно использовать QR-код вместо увесистого бумажного вкладыша.

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

Чему в современном мире нет места безоговорочно, так это тестированию на животных и наплевательскому отношению к людям: например, нефрит для вашего экологичного роллера запросто может быть добыт с использованием детского труда, а приветливый кролик на упаковке может оказаться гринвошингом или «зеленым» пиаром. Анна Дычева предупреждает: чтобы пользоваться косметикой с чистой совестью, нужно потрудиться и поискать на упаковке должную экомаркировку, а не только выслушать заверения бренда. Значки Fair Trade или B Corp, например, означают, что компания добывает сырье этично и экологично, Leaping Bunny гарантирует отсутствие жестокого обращения с животными, а EU Oraginic заявляет, что внутри нет синтетических добавок.

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias

Помните про 75 процентов, верящих в важность экоинициатив? Так вот только для семи процентов из них устойчивость бренда является ключевым критерием для покупки. Огромные инвестиции в производство «чистых» продуктов и безопасной упаковки мало чем изменят негативное влияние, под которым из-за нас находится экология, если каждый не будет вникать в проблему и поддерживать такие инициативы словом, делом и рублем.

Стать экологичным бьютиголиком, который пользуется только натуральной косметикой и перерабатывает все до колпачка, я, скорее всего, смогу не сразу. Но отнестись к следующему заказу в онлайн-магазине как к увлекательному квесту по поиску и расшифровке маркировок мне будет в кайф. Да и спать после этого будет спокойнее — и мне, и планете.

Фото: Agata Serge; стиль: Bogna Stepa; макияж и волосы: Anna Sokolowska; свет: Adam Slowikowski; модель: Ola Kursa, Ec Management; ассистент фотографа: Zuza Golas; ассистент визажиста: Patrycja Bienias