Мода

Мужская мода стала интереснее женской? Почему Гарри Стайлс в боа вызывает больше восторга, чем полуголая Дуа Липа

Сегодня ночью прошла очередная церемония «Грэмми», главной звездой которой стал Гарри Стайлс в ярком боа. Рассуждаем, почему мужская мода в последние годы приносит нам больше радости, чем женская
Мужская мода стала интереснее женской Почему Гарри Стайлс в боа вызывает больше восторга чем полуголая Дуа Липа
Гарри Стайлс

Попробуйте прямо сейчас вспомнить самые знаковые мужские образы на красных дорожках начала нулевых. В голову неизбежно лезет один лишь Джастин Тимберлейк в ковбойской шляпе из денима и ужаснейшем джинсовом костюме, который он надел на American Music Awards в 2001-м и который дополнил едва ли более удачное платье Бритни Спирс. С того рокового для Джастина дня прошло двадцать лет. И несмотря на то, что сегодня бессчетное количество дизайнеров черпают вдохновение в нулевых, к этому образу не обращается решительно никто. Разве что онлайн-магазины, которые продают костюмы для Хэллоуина — Britney’s and Justin’s denim couple outfit можно купить почти в любом из них. В 2020-м Тимберлейк признался: о выборе наряда не жалеет и, будь у него машина времени, ничего бы менять не стал. Понятно почему — хоть это и безусловная фэшн-катастрофа, миру она хотя бы запомнилась. В отличие от сотен безликих и очень дорогих смокингов, которые знаменитые мужчины всегда выбирали для выходов на всевозможные церемонии.

Бритни Спирс и Джастин Тимберлейк на AMA-2001; Костюм на Хэллоуин

С женщинами дела обстояли ровно противоположным образом. Келли Осборн в лаконичном черном Tony Ward Couture на «Эмми» 2010 сочли слишком скучной и недостаточно сексуальной, несмотря на то, что Келли к той церемонии сильно похудела и хвасталась журналистам: «Даже представить себе не могла, что когда-нибудь смогу надеть такое платье. Но я много над этим работала!» А про Тину Фей в темно-синем Carolina Herrera на «Оскаре» 2012 Fashion Telegraph написали: «Позвоните нам завтра, и мы даже не вспомним, что было на ней надето». В цене были пайетки, стразы, розовый тюль, платья-русалки и бриллианты, бриллианты, бриллианты.

Google-запрос «Лучшие мужские образы на красных дорожках 2010-х» только подтверждает тот факт, что мужская мода в XXI веке — смертная скука. Любое отклонение от традиционного костюма, идеальной белой рубашки и черной бабочки неизбежно попадало в список худших нарядов. Даже бедного Джона Крайера, который пришел на «Эмми» 2011 в черном пиджаке с — о боже! — кожаными лацканами американский Esquire назвал одним из worst-dressed гостей церемонии: «Такое может позволить себе разве что Стивен Тайлер. Единственным кожаным элементом в мужском образе должны быть туфли. Если Крайер хотел привлечь к себе внимание и добавить образу блеска, ему следовало выбрать более классический способ: сатиновые лацканы». Чего уж говорить о таких отвязных смельчаках, как Микки Рурк, который посмел прийти на «Оскар» в 2009-м в белом костюме и черной жилетке, украшенной цепями. Догадываетесь, в какой список моментально попал актер? Вероятнее всего, да, потому что заслужить почетное «самый стильный» можно было лишь в безапелляционно обычном смокинге и с доброй порцией геля для укладки на голове.

Келли Осборн, Тина Фей, Джон Крайер, Микки Рурк

Jon Kopaloff

Правила игры изменились в 2019-м. Женщин перестали порицать за слишком несмелые образы (да и вообще за что-либо — это стало опасно). А мужчины раскрепостились — в мире моды констатировали смерть токсичной маскулинности. Иконам стиля в лице Чака Басса из «Сплетницы», Брэда Питта и Дэвида Бекхэма пришли на смену Билли Портер в платье-смокинге Christian Siriano, Тимоти Шаламе в почти фетишистском харнессе Louis Vuitton и Lil Nas X в полностью покрытом серебряными пайетками костюме. Очень хотелось, чтобы он обратился к американскому Esquire с вопросом: «Напомните, пожалуйста, что там должно и не должно блестеть?»

Билли Портер в Christian Siriano на «Оскаре» 2019

Dan MacMedan

Эта революция стала настоящей отрадой не только редакторов моды мужских журналов, у которых наконец появились настоящие инфоповоды, но и, конечно, самих знаменитостей. Многим из них — особенно тем, кто только осваивал выходы на красные дорожки — приходилось соответствовать общепринятым правилам, чтобы не попасть впросак на заре карьеры. Яркий пример — Сэм Смит, который только в 2019-м осмелился надеть под пиджак кружевную рубашку, а классические костюмные туфли сменить на челси Gucci на пятисантиметровом каблуке. «Сегодня я впервые пришел на премию на каблуках, — писал Смит после премии GQ. — Вернулся домой, услышал, как они стучат по паркету, и подумал: «Черт возьми, ДА!»

Тимоти Шаламе, Lil Nas X, Сэм Сит

Jon Kopaloff

По большей части эти перемены связаны с тем, что общество перестало связывать смелость с сексуальной ориентацией. Элтон Джон в розовых пиджаках в списки самых неудачных образов не попадал никогда, потому что к его выходам все относились с каким-то неприятным снисхождением. Сегодня мы наконец избавились от стереотипов о том, что настоящий мужчина — мужчина в черном костюме. И вот уже первая мужская коллекция Simone Rocha, созданная для H&M и расшитая бусинами, даже в России раскупается за считанные минуты. «Идеи из модного пузыря на красную ковровую дорожку перенесли пионеры нового стиля, вроде Эзры Миллера и Билли Портера, — говорит исследователь моды Тим Ильясов. — Однако для многих их образы оставались частью фрик-карнавала, сопровождающего мероприятие. В конце концов, никто ведь не реагирует на пернатую корону и стразовый пиджак Филиппа Киркорова как на заявление моды. Образы же Гарри Стайлса этим заявлением стали. С них началось отделение боа, бус и блестящих пиджаков от квир-культуры и была окончательно отменена связь стиля с сексуальностью. Бусы стали символом новой нетоксичной мужественности. Вслед за Стайлсом их надели многие актеры, музыканты и даже весьма брутальные спортсмены».

Сегодня ночью на «Грэмми» 2021 мы увидели Гарри Стайлса без жемчужного ожерелья, с которым он в последние годы был неразлучен, зато в боа: сначала в фиолетовом, непосредственно на дорожке, а затем в зеленом, уже на сцене. Выступал Стайлс в черном кожаном кастомизированном костюме Gucci, надетым на голое тело. И реакции в интернете были ожидаемо восторженными. Даже прозрачное платье-сетка Atelier Versace, в котором появилась Дуа Липа, не затмило Гарри в не то чтобы каком-то нестандартном боа. «Мужчины переживают тот же процесс выхода за рамки устаревших «приличий», который женщины проходили на протяжении более полутора столетий до этого, — говорит Тим Ильясов. — С 1851 года, когда суфражистка Амелия Блумер впервые надела брюки на публике, и до наших дней женщины западного мира планомерно отвоевывали право носить что им хочется, не сталкиваясь с осуждением. Потому сегодня ни один женский образ на красной ковровой дорожке не способен вызывать скандал. Все уже было: женщины в брюках и мужских костюмах, в спортивной одежде, обнаженные и полуобнаженные, в перьях и стразах или суровых рубахах, в белье или без. Мужские же образы все еще могут скандализировать общество и потому привлекают большое внимание как прессы, так и диванных комментаторов». Положа руку на сердце, признаем: за мужской модой следить стало гораздо интереснее, чем за женской, потому что все, что в ней происходит, — абсолютно ново.

Гарри Стайлс на «Грэмми» 2021

Kevin Mazur