Джон Гальяно — один из величайших сказочников модной индустрии: неудивительно, что он так смело взял на вооружение формат видеопрезентаций, которые уже стали частью новой реальности. В июле вместо традиционного показа в рамках парижской кутюрной Недели моды дизайнер выпустил фильм S.W.A.L.K., снятый в сотрудничестве с фотографом Ником Найтом. В нем Гальяно рассказал о процессе работы над коллекцией Maison Margiela Artisanal.
На сентябрьской Неделе моды в Париже вышел сиквел ленты — S.W.A.L.K. II, презентующий коллекцию весна-лето 2021. Главные герои фильма исследуют аутентичную культуру танго в воображаемом Буэнос-Айресе. Режиссером вновь выступил Найт, а в съемках, которые проходили в Тоскане на протяжении последних нескольких дней, принимала участие вся команда Maison Margiela. По Zoom мы поговорили с маэстро о новой коллекции и о том, какими способами он намерен транслировать свои идеи аудитории.
Но мы же все равно устраиваем шоу! Просто оно не похоже на обычные подиумные показы. Хочется донести мысль, что сейчас такой формат подачи — лучший из всех возможных. У многих ли людей есть возможность увидеть, как создаются наряды или как коллекцию по кусочкам собирают в единое целое? Как устроен процесс: придумывание причесок, макияжа, музыки и так далее. Здорово, что мы можем позволить молодым людям стать частью всего этого. Создание платформы, с помощью которой мы можем взаимодействовать и общаться с аудиторией, кажется правильным решением. Сейчас мысль о традиционном показе вызывает лишь одну реакцию: «Серьезно?»
Изначально мы планировали снимать в Лондоне, но в последний момент это стало невозможным из-за ограничений в связи с коронавирусом. Поэтому приехали в Италию. Вся команда регулярно сдавала тест на «корону», на съемочной площадке круглосуточно дежурил медицинский персонал, у нас были санитайзеры, маски, мы строго соблюдали социальную дистанцию.
Да, это так. Здесь мы чувствуем себя в безопасности. Если честно, даже в большей безопасности, чем в Париже или Лондоне.
Я взял за основу идею «художественной индустриализации». При создании коллекции мы обратились к ремесленному производству, в фильме показаны швейные машинки и руки мастеров — нам хотелось передать то, с какой любовью и заботой относятся к своему делу работники итальянских фабрик. Они трудятся с неподдельной страстью, приходят в наше ателье, где мы показываем, как именно должны быть сшиты вещи. Эти люди уважают кутюрные техники и всегда стараются найти способы воспроизвести их промышленным путем.
Главной темой стало танго, но в новой интерпретации. Я специально поехал в Буэнос-Айрес, чтобы погрузиться в настоящую культуру этого танца. Она не имеет ничего общего с уличной мишурой для туристов — это очень закрытый мир, куда можно попасть только по знакомству, традиция, которая передается от поколения в поколение.
Однажды мне повезло получить приглашение в одно необычное место, напоминающее склад. Там было темно, всюду бегали черные кошки, шел дождь, который капал сквозь открытую крышу. Наверху стоял мужчина лет восьмидесяти с гладко причесанными волосами и в идеально скроенном по фигуре костюме. Он танцевал с молодой девушкой, одетой очень современно. Возможно, это был ее дедушка, который учил внучку танго.
Кода мы искали информацию о танцевальной культуре танго, то нашли свадебные фотографии жителей Южной Америки XIX века. Я представил себе церемонию. Невесту с фатой. Решил вернуться к технике «мокрой одежды», которую мы начали использовать еще в прошлом сезоне.
Невеста. Гости на свадьбе: пожилая вдова, близнецы, процессия. Строгие костюмы без лишних деталей, призванные передать суть идеи. Белый смокинг. При создании другой части коллекции мы вдохновлялись танцевальными марафонами 1930-х годов. Хотелось передать усталость их участников посредством одежды.
Костюмные жакеты с будто вымокшими под дождем плечами. Разрезы по окружности рукава как бы подчеркивают этот эффект — прежде вы могли видеть этот же прием в декоре свитеров. А еще я хотел объяснить значения цифр, которые символизируют разные линейки бренда Maison Margiela. Так, на спинку одного из жакетов в духе 1940-х мы поместили цифру 14 — это отсылка к культовой мужской линии. Такие силуэты и крой остаются вне времени, и мы знаем, что люди за ними вернутся. Цифра 4 обозначает женскую линейку — ей мы нумеровали танцоров. На самом деле все вещи довольно агендерные.
Они наши музы! Для съемок в фильме мы пригласили десять моделей, которые на протяжении нескольких недель репетировали в нашей парижской студии на рю Сен-Мор. Мы наняли преподавателя танго, и он каждый день давал им уроки танцев, готовя к съемкам. То, с какой самоотдачей занимались ребята, заслуживает всяческих похвал. И я невероятно счастлив, что мне выпала возможность поработать в таком формате.