Окунитесь в ностальгию по яркому стилю 1980-х с легендарными «Пиратами» Вивьен Вествуд

Читаем фрагмент из книги Vivienne Westwood Catwalk: The Complete Collections — летописи сорокалетней карьеры дизайнера с комментариями самой Вивьен и ее мужа Андреаса Кронталера
Image may contain Human Person Clothing Apparel and Costume
«Пираты», 1981

Подиумный дебют Вивьен Вествуд состоялся 40 лет назад. Как признается сама дизайнер, свой первый показ она устраивала «в рассвет традиционализма» и «во имя любви к моде». Сегодня, когда мы все изголодались по зрелищным шоу в реальном мире с их театральностью и фееричным размахом, новая книга издательства Thames & Hudson Vivienne Westwood Catwalk: The Complete Collections вышла как никогда кстати. Пришло время немного поностальгировать по эпохе 1980-х с их свободой и теми самыми легендарными показами Вествуд, а заодно заглянуть за кулисы шоу и в ее сложный, но невероятно красочный и нестандартный мир. 

В этом виртуальном путешествии вас сопроводит модный журналист Александр Фьюри, который в книге описывает все коллекции и труды самой Вивьен и ее мужа (а также давнего коллеги) Андреаса Кронталера. 

Вернемся на 40 лет назад, в 1981-й, и вспомним показ коллекции «Пираты»: самой первой из тех, что Вивьен Вествуд представляла на подиуме. Хулиганские сапоги, принты в виде морских чудовищ и чулки, с которых когда-то началась модная неоромантика — и многое другое, о чем Фьюри рассуждает в первой главе.

«Пираты»

Подиумный дебют Вивьен Вествуд случился довольно поздно — в 1981-м. Ей тогда был 41 год, она занималась дизайном уже не первое десятилетие — создавала одежду для знаменитого  бутика на Кингс-Роуд в Лондоне, которым сама и заправляла вместе с Малкольмом Маклареном (менеджером Sex Pistols, а позже и тогдашним бойфрендом). Вивьен убеждена, что именно ее первое шоу — по прошествии времени названное «Пираты» (в приглашениях это слово даже не фигурировало) — положило начало ее модной карьере.

«Пираты», 1981

Robyn Beeche

Тот показ должен был стать началом нового этапа в жизни бутика: тогда и объявили о переименовании в Worlds End. Концепция была навеяна пиратской философией, которая очень походила на то, что исповедовали Вивьен и Малкольм, готовые ради вдохновения «грабить» мировую историю и культуру.

«Пираты», 1981

Robyn Beeche

У Вествуд не было ни малейшего опыта в организации модных показов. Она пригласила начинающих моделей и позволила им самостоятельно выбрать себе наряды. Мужские и женские образы демонстрировались вместе — от этого принципа дизайнер не отступит в ближайшие 15 лет. С подачи стилиста Кэролайн Бейкер визажист Ивонн Голд (работавшая на восьми первых показах Вивьен) покрыла зубы моделей золотой фольгой, которую содрала с пачек сигарет, и не просто так — золото было неким олицетворением культа пиратов и их любви к воровству.

«Пираты», 1981

Robyn Beeche

В итоге показ, проходивший в колонном зале лондонского выставочного центра Olympia, стал настоящей сенсацией. Представленные вещи были изысканными, яркими и романтичными одновременно (в отличие от бунтарского гардероба городских панков из линии Seditionaries — именно так до переименования назывался бутик). Красочные оттенки с графичным волнообразным узором, напоминавшим то ли веревку, то ли волны, нанесенные на ткань методом восковой печати. Украшенные кисточками шарфы, сапоги с пряжками, асимметричные туники с пышными рукавами, шляпы-двууголки и нижнее белье, созданное по образу и подобию моделей XVIII века. 

«Пираты», 1981

Robyn Beeche

Без юмора тоже не обошлось. Вествуд придумала футболку с цилиндрообразной декоративной деталью, протянутой от одной груди к другой, и назвала ее топом Inter-titty. Пресс-релиз к коллекции гласил следующее: «Эта одежда создана для того, чтобы охотиться и рыбачить, забираться на деревья и бегать по дикому лесу. Компактный рюкзак на спине, набедренная повязка, золоченые косы — вот как выглядит униформа пиратов 1980-х».

«Пираты», 1981

Robyn Beeche

Макларен всегда считал творения Вествуд для бутика (который сначала назывался Sex, а потом был переименован в Seditionaries) неотъемлемой частью Sex Pistols. «Пиратов» он приурочил к своему новому детищу — нью-вейв-группе Bow Wow Wow (появившейся в 1980-м). Если брать шире, идея коллекции отсылает к неоромантике, которая тогда набирала популярность в лондонских клубах. Нельзя не отметить, как вовремя случилась вся эта романтизация: спустя всего три месяца после «пиратского» шоу под пристальными взглядами 750 миллионов зрителей Диана Спенсер выйдет замуж за принца Чарльза в безумно романтичном и пышном до умопомрачения платье Vivienne Westwood. Но это не все. «Пираты» привлекли к Вествуд внимание крупных ретейлеров — в частности, Bloomingdale’s, Henri Bendel и Macy’s в США и Joseph в Лондоне. Потом дизайнер попала в британский Vogue — и понеслось. Никто не ожидал, что показ окажется таким громким, значимым — все-таки новый виток карьеры Вествуд однозначно начался с него.

«Пираты», 1981

Robyn Beeche

«Пираты», 1981

Niall McInerney, Photographer © Bloomsbury Publishing Plc: 1981

Книга Vivienne Westwood Catwalk: The Complete Collections (издательство Thames & Hudson) в продаже с 24 июня 2021 года.