Подиумный дебют Вивьен Вествуд состоялся 40 лет назад. Как признается сама дизайнер, свой первый показ она устраивала «в рассвет традиционализма» и «во имя любви к моде». Сегодня, когда мы все изголодались по зрелищным шоу в реальном мире с их театральностью и фееричным размахом, новая книга издательства Thames & Hudson Vivienne Westwood Catwalk: The Complete Collections вышла как никогда кстати. Пришло время немного поностальгировать по эпохе 1980-х с их свободой и теми самыми легендарными показами Вествуд, а заодно заглянуть за кулисы шоу и в ее сложный, но невероятно красочный и нестандартный мир.
В этом виртуальном путешествии вас сопроводит модный журналист Александр Фьюри, который в книге описывает все коллекции и труды самой Вивьен и ее мужа (а также давнего коллеги) Андреаса Кронталера.
Вернемся на 40 лет назад, в 1981-й, и вспомним показ коллекции «Пираты»: самой первой из тех, что Вивьен Вествуд представляла на подиуме. Хулиганские сапоги, принты в виде морских чудовищ и чулки, с которых когда-то началась модная неоромантика — и многое другое, о чем Фьюри рассуждает в первой главе.
Подиумный дебют Вивьен Вествуд случился довольно поздно — в 1981-м. Ей тогда был 41 год, она занималась дизайном уже не первое десятилетие — создавала одежду для знаменитого бутика на Кингс-Роуд в Лондоне, которым сама и заправляла вместе с Малкольмом Маклареном (менеджером Sex Pistols, а позже и тогдашним бойфрендом). Вивьен убеждена, что именно ее первое шоу — по прошествии времени названное «Пираты» (в приглашениях это слово даже не фигурировало) — положило начало ее модной карьере.
Тот показ должен был стать началом нового этапа в жизни бутика: тогда и объявили о переименовании в Worlds End. Концепция была навеяна пиратской философией, которая очень походила на то, что исповедовали Вивьен и Малкольм, готовые ради вдохновения «грабить» мировую историю и культуру.
У Вествуд не было ни малейшего опыта в организации модных показов. Она пригласила начинающих моделей и позволила им самостоятельно выбрать себе наряды. Мужские и женские образы демонстрировались вместе — от этого принципа дизайнер не отступит в ближайшие 15 лет. С подачи стилиста Кэролайн Бейкер визажист Ивонн Голд (работавшая на восьми первых показах Вивьен) покрыла зубы моделей золотой фольгой, которую содрала с пачек сигарет, и не просто так — золото было неким олицетворением культа пиратов и их любви к воровству.
В итоге показ, проходивший в колонном зале лондонского выставочного центра Olympia, стал настоящей сенсацией. Представленные вещи были изысканными, яркими и романтичными одновременно (в отличие от бунтарского гардероба городских панков из линии Seditionaries — именно так до переименования назывался бутик). Красочные оттенки с графичным волнообразным узором, напоминавшим то ли веревку, то ли волны, нанесенные на ткань методом восковой печати. Украшенные кисточками шарфы, сапоги с пряжками, асимметричные туники с пышными рукавами, шляпы-двууголки и нижнее белье, созданное по образу и подобию моделей XVIII века.
Без юмора тоже не обошлось. Вествуд придумала футболку с цилиндрообразной декоративной деталью, протянутой от одной груди к другой, и назвала ее топом Inter-titty. Пресс-релиз к коллекции гласил следующее: «Эта одежда создана для того, чтобы охотиться и рыбачить, забираться на деревья и бегать по дикому лесу. Компактный рюкзак на спине, набедренная повязка, золоченые косы — вот как выглядит униформа пиратов 1980-х».
Макларен всегда считал творения Вествуд для бутика (который сначала назывался Sex, а потом был переименован в Seditionaries) неотъемлемой частью Sex Pistols. «Пиратов» он приурочил к своему новому детищу — нью-вейв-группе Bow Wow Wow (появившейся в 1980-м). Если брать шире, идея коллекции отсылает к неоромантике, которая тогда набирала популярность в лондонских клубах. Нельзя не отметить, как вовремя случилась вся эта романтизация: спустя всего три месяца после «пиратского» шоу под пристальными взглядами 750 миллионов зрителей Диана Спенсер выйдет замуж за принца Чарльза в безумно романтичном и пышном до умопомрачения платье Vivienne Westwood. Но это не все. «Пираты» привлекли к Вествуд внимание крупных ретейлеров — в частности, Bloomingdale’s, Henri Bendel и Macy’s в США и Joseph в Лондоне. Потом дизайнер попала в британский Vogue — и понеслось. Никто не ожидал, что показ окажется таким громким, значимым — все-таки новый виток карьеры Вествуд однозначно начался с него.
Книга Vivienne Westwood Catwalk: The Complete Collections (издательство Thames & Hudson) в продаже с 24 июня 2021 года.