© Пол Смит

Lifestyle

Разбитый велосипед, коллекция спичечных коробков и другие диковинки из тайника сэра Пола Смита

В честь пятидесятилетнего юбилея своего бренда британский дизайнер выпустил книгу о дорогих сердцу вещицах

Говорят, от судьбы не уйдешь: если бы не велосипедная авария, обернувшаяся переломом бедра и парой раздробленных костей, не видать бы нам такого дизайнера, как Пол Смит. Сам Смит уверен, что именно вышеописанные события подтолкнули его к творческой профессии, так как за несчастным случаем последовал главный поворот — знакомство с будущей женой Полин.

21-летний Пол увлекался музыкой и фотографией. В ту самую пору Полин, выпускница факультета моды лондонского Королевского колледжа искусств, приехала преподавать в художественной школе в его родном Ноттингеме. «Именно благодаря ей я открыл для себя мир, о существовании которого и не подозревал, мир визуального искусства, кино, архитектуры и дизайна, — пишет Смит в посвящении, предваряющем его новую «монографию». — Полин удалось объяснить мне, что в одежде важнее всего структура, пропорции, внимание к деталям, качество… Ее рассудительность и безразличие к глянцевой обертке модного бизнеса быстро опустили меня с небес на землю».

Пол Смит, фото из книги Paul Smith

Именно Полин полвека назад убедила Пола в том, что он может открыть магазин, который «будет отличаться от всех остальных в округе». Вскоре Смит прославится как мастер классического тейлоринга на современный лад: расслабленный крой и суперэластичные материалы — все это обожали и с удовольствием носили Дэниел Дэй-Льюис, Дэвид Боуи и многие другие. Сегодня Пол Смит для моды — все равно что Leica для фотографии или Land Rover для автомобильной индустрии, его влияние трудно переоценить.

В 2019-м годовой оборот компании Paul Smith составил порядка 215 миллионов фунтов. Несмотря на астрономические цифры, сэр Пол продолжает радоваться простым вещам: книгам, фотографиям, коробкам из-под спичек и прочим безделицам. 1 октября в издательстве Phaidon вышла книга Paul Smith, в которой собраны 50 объектов, демонстрирующих это его уникальное умение — находить вдохновение буквально во всем. Vogue попросил сэра Пола детально рассказать о десяти из них.

Книга Paul Smith, издательство Phaidon

«Обернутый Рейхстаг», Христо и Жанны-Клод

Этот снимок был сделан в 1955 году — я стою на фоне Рейхстага, «упакованного», или «обернутого», художниками Христо и Жанной-Клод. Специально поехал в Берлин, чтобы взглянуть на это произведение, и, разумеется, попросил прохожего меня сфотографировать. На настоящий фотоаппарат, мобильников тогда еще не было.

Творения Христо и Жанны-Клод меня восхищают. Не столько монументальностью финального результата, сколько организационными усилиями, которые ему предшествуют — необходимо получить разрешение, найти материалы, привезти их на место, нанять работников, которые реализуют замысел, позаботиться об их здоровье и безопасности. Очень похоже на работу, которой я занимаюсь последние 50 лет. Финальный результат — продукт творчества. И не важно, о чем речь: о предмете одежды, о показе или магазине.

Le Smoking Ива Сен-Лорана

На этой фотографии моя жена Полин позирует в парижском отеле The Ritz, на ней ее любимый Le Smoking. Когда мне было двадцать с небольшим, мы с Полин имели честь бывать на кутюрных шоу Ива Сен-Лорана, на одном из таких был впервые представлен Le Smoking.

Когда Сен-Лоран объявил о закрытии своего кутюрного ателье, я сказал жене, что хорошо бы заказать для нее костюм. Ив любезно согласился и изготовил по меркам Полин ту самую первую модель. Однажды выпала возможность выгулять смокинг по совершенно особенному случаю — нас пригласили на ужин к самому Сен-Лорану, там были Пьер Берже и многочисленные музы маэстро: Алис Спрингс, Катрин Денев, Бетти Катру и другие.

Le Smoking и сегодня превосходно сидит на Полин. Жаль только, в последнее время поводов нарядиться совсем нет, сами знаете, в связи с какими обстоятельствами.

Полотно художника Джона Тирни с изображением магазина Paul Smith на Мелроуз-авеню

Офис сына Джона Тирни Бена (который когда-то с нами сотрудничал) располагается буквально через дорогу от нашего — теперь уже довольно знаменитого — магазина на лос-анджелесской Мелроуз-авеню. Того самого, в виде розовой коробки из-под обуви. Джон как-то раз заглянул в гости к Бену и влюбился в это строение. Теперь его можно заметить в ряде его работ. Их так много, что мы даже однажды выставку устроили.

В процессе стройки мы поняли: чтобы как-то выделяться на этом длинном проспекте, нужно сотворить нечто уникальное. Мне очень нравятся творения мексиканского архитектора Луиса Баррагана, поэтому за отправную точку мы взяли его страсть к цвету. Ярко-розовый выглядит феноменально на фоне безоблачного голубого неба Лос-Анджелеса. Недаром бутик стал самым инстаграмным зданием всей Калифорнии.

Оригинальные эскизы для магазина по адресу Floral Street 44

У меня до сих пор хранятся уже пожелтевшие эскизы Floral Street 44 — нашего первого магазина в Лондоне, который открыл свои двери зимой 1979-го. Как мне сказал когда-то Деян Суджич (бывший директор лондонского Музея дизайна), он был первым минималистичным бутиком в городе. На тот момент во всей Англии ничего подобного не существовало.

Меня вдохновляет все, связанное с Баухаусом, так что я без раздумий купил здание в 1976 году, даже не побывав внутри. Осматривая дом снаружи, я заметил, что он сделан из бетона, в то время как все здания вокруг были кирпичными. Район Ковент-Гарден тогда пустовал, так что открывать магазин здесь было не вполне разумно. Но на другие локации у меня попросту не было денег.

Коллекция спичечных коробков

У меня громадное собрание самых разных вещиц: от красивых фотографий и художественных произведений до наклеек на чемоданы из известных отелей и почтовых марок. Спичечные коробки отлично вписываются в это многообразие, конкретно эта коллекция пожаловала с уличного рынка где-то в Японии. По-моему, рисунки на коробках — подлинные шедевры графического дизайна. Как можно рекламировать бар или кафе на чем-то настолько крошечном?

Книга «Баухаус»

Эту книгу я купил в 1968 году, когда в Королевской академии искусств проходила посвященная Баухаусу выставка. Вид у нее потрепанный, потому что много лет я таскал ее с собой повсюду: на хайкинг в Грецию, в поездки между Ноттингемом и Лондоном. Нестандартное мышление студентов Баухауса мне очень близко. Они могли смастерить стул, вдохновившись формой велосипедного руля, использовали необработанные материалы при строительстве роскошных жилищ — это так здорово.

Юбка Paul Smith

Я привык всегда иметь при себе ручку и блокнот. Частенько случается, что я просыпаюсь среди ночи в номере какого-нибудь отеля и начинаю строчить идеи на бумаге. Конкретно эта заметка — не моя. Это листок, на который я случайно наткнулся в кафе и не смог пройти мимо. Обожаю выпить чашечку хорошего английского чая со сконами, кремом и вареньем, наверное, поэтому найденная бумажка меня так привлекла. Что касается юбки — мне понравилась идея перенести такие обыденные записи от руки на люксовую вещь. Красивое противоречие.

Пиджак Paul Smith из бархата деворе

Деворе — это сложная техника создания узоров на ткани. В 1960-е мужской стиль — особенно в музыкальной среде — сильно трансформировался, и эти воспоминания юности отражены во многих моих творениях. В ранних коллекциях Paul Smith было много рок-н-ролла — Led Zeppelin, The Rolling Stones — знаете, мужские рубашки из мятого бархата и вельвета с цветочными рисунками. Этот пиджак примечателен тем, что узор как бы подстраивается под его крой.

Разбитый велосипед

Не будь этого велосипеда, наверное, не случилось бы и нашего сегодняшнего интервью. Лет с 12 и до 18 вся моя жизнь была подчинена идее стать профессиональным велогонщиком. С высоты прожитых лет я понимаю, что никогда не был достаточно хорош в спорте, но да ладно. Когда мне было 17, на этом самом велосипеде я попал в аварию, дело закончилось переломанными костями и больничной койкой. После выписки возвращение в велогонки мне уже не светило. Тогда я открыл для себя другую вселенную — фотография, искусство, архитектура и мода. Началось все с посиделок с бывшими товарищами по больнице в одном из пабов Ноттингема. Потом я помог подруге открыть бутик, остальное уже история.

Тарелка восковых спагетти

Во время одной из поездок в Японию я оказался в месте, где изготавливают восковые муляжи аппетитных блюд. Такие еще выставляют в витринах ресторанов, чтобы завлекать посетителей. Особенно мне запала в душу тарелка с накрученными на вилку фальшивыми спагетти — напомнила одну из сюрреалистических работ Сальвадора Дали. Я ее сфотографировал и перенес на рубашку. Меня называют пионером фотопринтов на ткани: я открыл этот метод в 1980-е, нашел в итальянском Комо текстильный принтер, годный для такой печати, и пошло-поехало. В моих коллекциях всегда есть место иронии, нельзя воспринимать вещи слишком серьезно.

Книга Paul Smith отредактирована Тони Чемберсом и опубликована издательством Phaidon.