© Сюзи Менкес, 2015

Мода

Сьюзи Менкес о том, как индустрия моды борется с эпидемией коронавируса

Медицинские маски и спецодежда вместо кутюрных платьев и санитайзеры вместо духов

«Это непростое время раскроет в людях их лучшие и худшие качества, мне радостно читать новости о широких жестах, — говорит Альбер Эльбаз. — Я всегда любил нашу индустрию, поэтому даже не удивлен. Но думаю, что мы, люди, слишком долго считали себя хозяевами окружающего мира. Теперь мы понимаем, что являемся лишь его частью».

Для дизайнеров, как и для многих других представителей модной индустрии, изоляция — время для рефлексии. Сейчас, когда коронавирус распространяется по планете с невероятной скоростью, среди них нашлись настоящие герои, чьи подвиги не будут забыты.

Индустрия моды, которую многие считали легкомысленной и расточительной, внезапно встала на передовую борьбы с эпидемией. Работники ателье, безымянные труженики, привыкшие иметь дело с деликатными тканями вроде шелка и атласа и ручной вышивкой, теперь шьют медицинскую униформу для госпиталей, а парфюмерные заводы LVMH переквалифицировались на производство антисептиков

Невероятно, как много брендов и дизайнеров вызвались помочь нуждающимся не словом, а делом: пока одни делают миллионные пожертвования, другие снабжают больницы всем необходимым.

На прошлой неделе в Италии — европейском эпицентре пандемии — Миучча Прада запустила производство 80 тысяч медицинских комбинезонов и 110 тысяч масок, которые будут переданы региону Тоскана. Фотографии сотрудников фабрики Prada в Перудже, которые без устали сидят за швейными машинками в одноразовых резиновых перчатках, вызывают одновременно грусть и воодушевление.

Gucci также отреагировали на нужды итальянских госпиталей и уже закупили для них 1,1 миллион масок и 55 тысяч единиц спецодежды. А ранее конгломерат Kering сделал внушительное пожертвование в Фонд Красного Креста в Хубэе. 

Мода всегда одной из первых реагировала на перемены настроений в обществе в связи с любыми катаклизмами, будь то война, природные бедствия или великие депрессии.

В феврале, когда о глобальном распространении вируса никто даже не думал, Стефано Габбана и Доменико Дольче показали свою новую коллекцию осень-зима 2020 — вместо привычных для бренда ярких цветов и смелых принтов мы увидели на подиуме черный монохром, изредка разбавленный акцентами в виде красных роз. Я спросила дизайнеров, почему они сделали именно такой выбор.

«Думаю, это был знак того, что мир стоит на пороге глобальных перемен, и инстинктивно мы это почувствовали, — говорит Стефано. — Не могу сказать, почему коллекция получилась именно такой. Естественно, за ней нет никакого маркетингового плана. Просто мы поняли, что сейчас людям хочется чего-то более простого и честного». Он также добавляет, что компания пожертвовала средства на научные исследования коронавируса университету Humanitas еще до того, как в Италии и по всей Европе произошла вспышка эпидемии. «Каждый сейчас может внести свой вклад, пусть даже он будет довольно скромным», — считает Стефано.

Силы, брошенные индустрией моды на противостояние пандемии, — неоценимая поддержка, которая так нужна государствам.

В инстаграме важные деятели индустрии, например, Донателла Версаче и ее дочь Аллегра или Сильвия Фенди, то и дело рассказывают о сделанных ими лично пожертвованиях. Moncler выделили на благотворительность 10 миллионов евро — председатель и генеральный директор компании Ремо Руффини сказал, что эти деньги пойдут на строительство больниц интенсивной терапии в итальянском регионе Ломбардия. «Ответственность каждого из нас — вернуть свой долг этому городу», — говорит он.

Помимо прочего, Джорджо Армани пожертвовал больницам Рима и своего родного Милана 1,25 миллиона евро. Стоит напомнить, что дизайнер отменил показ осенне-зимней коллекции в рамках миланской Недели моды, и случилось это задолго до того, как все осознали масштабы трагедии.

Однако помощь индустрии не ограничивается только финансовыми вложениями. В Париже Balenciaga и Yves Saint Laurent, принадлежащие конгломерату Kering, планируют запустить производство медицинских масок. Кроме того, компания перечислила средства французскому научному Институту Пастера.

Юная шведская экоактивистка Грета Тунберг, которую называют современным пророком, жестко критиковала модную индустрию за ее негативное влияние на экологию и отсутствие этичности. Огромное количество отходов, загрязнение окружающей среды, сжигание непроданных товаров, 300 тысяч тонн одежды, которые ежегодно оказываются на свалках в одной только Великобритании, ужасные условия труда на производствах (достаточно вспомнить аварию на фабрике «Рана-Плаза» в Дакке, унесшую в 2013 году 1135 жизней) — вот примерный список претензий Тунберг.

Может ли случиться так, что после пандемии индустрия моды предстанет перед общественностью в новом свете? Изменится ли наше представление о ней, и станет ли она сама по-новому смотреть на свои внутренние механизмы?

Генеральный директор Sergio Rossi Риккардо Шутто объявил, что все средства от онлайн-продаж бренда пойдут на борьбу с COVID-19. Он уверен: эпидемия вируса — не только серьезное испытание для всех нас, но и возможность пересмотреть свои привычки.

«Мы должны верить в позитивную энергию, в силу и стойкость человеческого духа. Чтобы пережить кризис, нам нужно по-новому взглянуть на самих себя — в вынужденных обстоятельствах мы не можем этого не сделать. Вся система изменится, и мы должны быть к этому готовы. Необходимо найти в себе силы, чтобы поддерживать друг друга, давать друг другу надежду и вместе идти к светлому будущему. Я уверен, что в этой непростой ситуации мы можем создавать новые возможности и формировать успешную стратегию, которая поможет нам стать еще сильнее».

Мне вспоминается фраза, сказанная Альбертом Эйнштейном: «Страдания порождают креативность так же, как глубокая ночь рождает день. Именно в период кризиса появляются самые невероятные инновации, открытия и стратегии». 

Читайте также

Мода

Неоправданная жестокость: готова ли индустрия моды отказаться от шкур экзотических животных

Мода

«Люблю учиться новому», — Эмма Уотсон о своем решении работать с Kering