Уже третий британский локдаун дизайнер Стелла Маккартни проводит дома в английской глубинке — с начала пандемии за ее окном успело смениться четыре сезона. Во время самого первого карантина в прошлом марте Стелла всерьез задумалась о своем месте в модной индустрии, в частности, о значимости своих экопрактик. К октябрю рефлексия вылилась в манифест «от А до Я», объединивший все ключевые ценности бренда Stella McCartney.
«Однажды я поймала себя на мыслях о том, почему делаю то, что делаю, с чего людей должно это заботить? — призналась Маккартни модному критику и директору по устойчивому развитию Vogue Саре Мауэр, их беседа состоялась в рамках публичной Zoom-дискуссии со студентами Condé Nast College of Fashion & Design. — Поразмыслив, пришла к выводу, что сейчас лучшее время для всего этого».
Пандемия четко подсветила проблемы, которые мешают индустрии моды стать экологичнее. Стелла тут главный эксперт: все двадцать лет существования бренда (в этом году он отмечает юбилей) она оставалась первопроходцем в вопросах устойчивого развития. «Экоосознанность не преподают в школах и университетах, — сетует Маккартни. — Я училась в Central Saint Martins, мы даже не разговаривали об этом. К счастью, современные студенты понимают важность вопроса».
Цитируем девять экозаветов Стеллы Маккартни, которыми она поделилась с молодежью.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Первый шаг — самоконтроль
«Самоконтроль — личная ответственность каждого. Нужно регулярно спрашиваешь себя: «Что меня волнует, как я могу на это повлиять?» И не важно, каким это влияние будет по масштабу. Как бренд, мы стараемся относиться к работе ответственно, держать под строгим контролем все, что производим и продаем, интересуемся, как наша продукция влияет на природу. Еще мы следим за своими упущениями или недоработками — всегда найдется что-то, что можно сделать лучше, это тоже требует самоконтроля. Пообещайте себе и выполните данное обещание».
Ищите новые решения
«Столкнувшись с проблемой, готового решения у которой нет (что случается в большинстве случаев), мы беремся за его поиски сами вместе с коллегами. Так было, например, с искусственным мехом: свой KOBA мы разработали самостоятельно в тандеме с поставщиком. Он просто потрясающий — самый этичный и экологичный искусственный мех в мире».
Не грешите «зеленым пиаром» (он же гринвошинг)
«Вокруг столько «эковтирательства», столько пустых разговоров. Нужно работать над тем, чтобы число хорошо осведомленных в вопросах экологии людей росло, вот это действительно ценно».
Нужны общеотраслевые регулировки
«Неужели нельзя составить свод четких и понятных экоправил для индустрии? Сегодня в моде действует всего несколько регулировок, а мне бы хотелось, чтобы отчеты брендов о влиянии на здоровье планеты стали обычным делом — что-то вроде этикетки с подробным составом, которая имеется на каждом продовольственном продукте».
Мода должна стать регенеративной
«У нас в Stella McCartney все начинается с сырья. Больше 60 процентов нашего положительного влияния — это методичная работа с поставщиками. Особое внимание мы уделяем хлопку: стараемся следовать принципу регенеративности в производстве волокна, возвращать то, что взяли. Почва впитывает гигантское количество выбросов оксида углерода, любое фермерство поднимает их наверх и запускает прямиком в атмосферу. Регенеративное сельское хозяйство — это когда ты не переходишь с места на место, а работаешь с одним участком земли, в конце каждого цикла возвращая в грунт питательные вещества и используя его снова».