Арт-дайджест недели: наследие Анатолия Зверева, история российского дизайна и лекция об Альбрехте Дюрере

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели наследие Анатолия Зверева история российского дизайна и лекция об Альбрехте Дюрере
Анатолий Зверев. «Пейзаж с прудом». 1967

«История российского дизайна. Избранное»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, до 27 ноября 2022 года

Пятьсот экспонатов, три реэкспозиции, десять лет исследований Музея дизайна — масштабная выставка в Новой Третьяковке охватывает сто пять лет в интерьерах, предметах, одежде и концептах. Разделов четыре: авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн и выборка современных разработок, а цель у всех дизайнеров одна — сделать жизнь красивой и удобной. Наряду с тиражными стульями, солонками и униформой представлены макеты, которые десятилетиями хранились в НИИ или в семьях художников и дизайнеров. От экспериментальных чертежей авангардистов история ведет к актуальным сегодня деталям, вроде парфюмированных дезинфекторов пространств от Globe Trotter. Куратор и директор Музея дизайна Александра Санькова постаралась пройтись по главным хайлайтам столетия — к выставке воссоздали минималистичную кухню памятника конструктивизма — Дома Наркомфина, интерьеры редакции газеты «Правда» и 3D-модель малотиражного автомобиля «Белка».

Тимофей Журавлев. Набор шахмат и шашек «10,16»

«Я люблю Зверева»

Музей AZ, до 29 мая 2022 года

В наследии авангардиста Анатолия Зверева, который еще при жизни высоко ценился коллекционерами и даже фальсифицировался коллегами, — более тридцати тысяч работ. Неудивительно, что музей его имени, основанный влиятельным меценатом Натальей Опалевой, в новой юбилейной выставке «Я люблю Зверева» покажет 140 работ, которые ранее нигде не экспонировались. Они съедутся в музей Зверева на 2-й Тверской-Ямской из шести частных коллекций, включая собрания Опалевой, коллекционера Игоря Маркина и врача Марка Курцера. Названием выставки стала фраза, которую хоть раз произносил каждый из донаторов. Помимо графики и живописи покажут документальную картину «Я люблю Зверева. 35 лет спустя» и два анимационных фильма по рисункам Зверева к произведениям Николая Гоголя: специально подготовленный к выставке «Шинель» (2021) и «Записки сумасшедшего» (2018). Выставки-сателлиты с работами Анатолия Зверева также проходят в музее «АРТ4» Игоря Маркина (до 18 декабря) и в галерее «Веллум» (до 30 декабря).

Выставка «Я люблю Зверева»

Фото: Василий Буланов

Алиса Йоффе. «Случай»

ЦТИ «Фабрика», с 9 декабря до 12 января 2022 года

Черный и белый — только эти два цвета фигурируют в творчестве радикальной художницы Алисы Йоффе уже лет восемь. Больше и не надо, ведь черный — это смешение всех цветов. В ее портфолио — проекты для Comme des Garçons и Maison Margiela, а ее работы — в собраниях Третьяковской галереи, фонда V-A-C, Еврейского музея и частных коллекциях Романа Абрамовича, Рема Колхаса и Жан-Ива Ланвана. В центре творческих индустрий «Фабрика» открывается новый проект, полностью нарисованный в доступной программе Procreate, — 34-летняя Алиса работает без эскизов и зачастую делает рисунки прямо на своем айфоне. Написавший текст к выставке философ Борис Клюшников считает новую выставку протестом против алгоритмов — в данном случае мобильного приложения — и проводит параллели с модернизмом романов Диккенса. Сама же Алиса считает, что ее работы не требуют комментариев и оставляют для зрителя «кроличью нору», из которой каждый вынырнет с собственными ассоциациями и смыслами. Но мотив переосмысления и даже пародии на супрематизм Малевича художница все же задает.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Джингге Донг. «Далекое близкое»

Triangle Gallery, до 22 января 2022 года

В этом году пул художников галереи «Треугольник» пополнился китайцем Джингге Донгом, который живет и работает в Венеции. Галерея «Треугольник» основана в 2015 году на «Винзаводе» коллекционером Надеждой Степановой, которая живет в Италии и возит художников своей галереи как на зарубежные арт-ярмарки, так и на российскую Cosmoscow. Живопись 32-летнего Донга, выпускника двух художественных академий — в Пекине и в Венеции, вы могли видеть именно там. Сюжеты он находит где-то на границе сна и бодрствования — отсюда призрачность силуэтов, а его художественная манера представляет собой микс живописи Востока и Запада — здесь и яркие образы, и диалог-спор с азиатской традицией, уравновешенные меланхоличной палитрой. 

Джингге Донг. Into the wild#1. 2021

Арт-фильмы на VR-фестивале

Музей кино, до 12 декабря

В Музее кино покажут два трека программы Первого московского международного VR-фестиваля — «Док» и «Арт». Купив билет на последний, вы получите доступ к четырем арт-фильмам в координатах виртуальной реальности. По билету можно прийти в любой день — показы ведутся с 12 до 21 часа — и посмотреть все фильмы трека. Надев VR-очки и наушники, окажетесь в Лувре. В среднем у туриста есть только тридцать секунд, чтобы посмотреть на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, а здесь у вас будет все двадцать минут — при дневном свете, в инфракрасном свете и под рентгеном. За кадром специалисты самого посещаемого музея в мире, Лувра, расскажут все загадки полотна — на английском с русскими субтитрами. Второй восьмиминутный фильм посвящен сюжету знаменитой картины Арнольда Беклина «Остров мертвых» (1827–1901), которую он написал в шести вариантах. Третья VR-лента представляет собой десятиминутный рассказ голливудского художника-постановщика ​​Дина Тавулариса, который работал над «Крестным отцом» и «Бонни и Клайдом», о том, как он пришел в профессию. Последний, четвертый фильм расскажет о масштабных, но породивших горячую полемику в СМИ и социальных сетях, планах по реставрации Собора Парижской Богоматери, который сгорел в 2019 году. 

VR-фестиваль

Mikhail Mokrushin

Лекция про Альбрехта Дюрера

Онлайн, 12 декабря, 15:00

Сегодня в Николаевском зале Эрмитажа открывается одна из самых ожидаемых выставок уходящего года — «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения» с четырьмястами работами художника. Предыдущая выставка аналогичного характера случилась в том же зале полвека назад — к пятисотлетнему юбилею Дюрера в 1971 году. Если на этой неделе в Петербурге вы не окажетесь, можно зарегистрироваться на бесплатную лекцию о великом мастере эпохи Возрождения на сайте нового образовательного проекта GorkyArt от Парка Горького и факультета истории искусства РГГУ. Несколько раз в месяц в Zoom будут проходить лекции, которые позже, с улучшением погоды и эпидемиологической обстановки, переместятся в офлайн-режим в лектории Парка Горького. О тонкостях графики Дюрера, его собственной коллекции рисунков, подделках и загадках, заключенных в культовых сериях «Меланхолия» и «Апокалипсис», расскажет куратор и хранитель коллекции немецкой гравюры XV–XVIII веков Государственного Эрмитажа Светлана Мурашкина. Выставка в Эрмитаже проходит до 28 марта 2022 года, и на YouTube-канале музея выйдет сериал «Хроники Дюрера», съемки которого длились почти год, о том, как шла работа над экспозицией.

Альбрехт Дюрер. «Носорог». 1515

Государственный Эрмитаж