Арт-дайджест недели: наследие Анатолия Зверева, история российского дизайна и лекция об Альбрехте Дюрере

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели наследие Анатолия Зверева история российского дизайна и лекция об Альбрехте Дюрере
Анатолий Зверев. «Пейзаж с прудом». 1967

«История российского дизайна. Избранное»

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, до 27 ноября 2022 года

Пятьсот экспонатов, три реэкспозиции, десять лет исследований Музея дизайна — масштабная выставка в Новой Третьяковке охватывает сто пять лет в интерьерах, предметах, одежде и концептах. Разделов четыре: авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн и выборка современных разработок, а цель у всех дизайнеров одна — сделать жизнь красивой и удобной. Наряду с тиражными стульями, солонками и униформой представлены макеты, которые десятилетиями хранились в НИИ или в семьях художников и дизайнеров. От экспериментальных чертежей авангардистов история ведет к актуальным сегодня деталям, вроде парфюмированных дезинфекторов пространств от Globe Trotter. Куратор и директор Музея дизайна Александра Санькова постаралась пройтись по главным хайлайтам столетия — к выставке воссоздали минималистичную кухню памятника конструктивизма — Дома Наркомфина, интерьеры редакции газеты «Правда» и 3D-модель малотиражного автомобиля «Белка».

Тимофей Журавлев. Набор шахмат и шашек «1016»

Тимофей Журавлев. Набор шахмат и шашек «10,16»

«Я люблю Зверева»

Музей AZ, до 29 мая 2022 года

В наследии авангардиста Анатолия Зверева, который еще при жизни высоко ценился коллекционерами и даже фальсифицировался коллегами, — более тридцати тысяч работ. Неудивительно, что музей его имени, основанный влиятельным меценатом Натальей Опалевой, в новой юбилейной выставке «Я люблю Зверева» покажет 140 работ, которые ранее нигде не экспонировались. Они съедутся в музей Зверева на 2-й Тверской-Ямской из шести частных коллекций, включая собрания Опалевой, коллекционера Игоря Маркина и врача Марка Курцера. Названием выставки стала фраза, которую хоть раз произносил каждый из донаторов. Помимо графики и живописи покажут документальную картину «Я люблю Зверева. 35 лет спустя» и два анимационных фильма по рисункам Зверева к произведениям Николая Гоголя: специально подготовленный к выставке «Шинель» (2021) и «Записки сумасшедшего» (2018). Выставки-сателлиты с работами Анатолия Зверева также проходят в музее «АРТ4» Игоря Маркина (до 18 декабря) и в галерее «Веллум» (до 30 декабря).

Выставка «Я люблю Зверева»

Выставка «Я люблю Зверева»

Фото: Василий Буланов

Алиса Йоффе. «Случай»

ЦТИ «Фабрика», с 9 декабря до 12 января 2022 года

Черный и белый — только эти два цвета фигурируют в творчестве радикальной художницы Алисы Йоффе уже лет восемь. Больше и не надо, ведь черный — это смешение всех цветов. В ее портфолио — проекты для Comme des Garçons и Maison Margiela, а ее работы — в собраниях Третьяковской галереи, фонда V-A-C, Еврейского музея и частных коллекциях Романа Абрамовича, Рема Колхаса и Жан-Ива Ланвана. В центре творческих индустрий «Фабрика» открывается новый проект, полностью нарисованный в доступной программе Procreate, — 34-летняя Алиса работает без эскизов и зачастую делает рисунки прямо на своем айфоне. Написавший текст к выставке философ Борис Клюшников считает новую выставку протестом против алгоритмов — в данном случае мобильного приложения — и проводит параллели с модернизмом романов Диккенса. Сама же Алиса считает, что ее работы не требуют комментариев и оставляют для зрителя «кроличью нору», из которой каждый вынырнет с собственными ассоциациями и смыслами. Но мотив переосмысления и даже пародии на супрематизм Малевича художница все же задает.

Instagram content

Джингге Донг. «Далекое близкое»

Triangle Gallery, до 22 января 2022 года

В этом году пул художников галереи «Треугольник» пополнился китайцем Джингге Донгом, который живет и работает в Венеции. Галерея «Треугольник» основана в 2015 году на «Винзаводе» коллекционером Надеждой Степановой, которая живет в Италии и возит художников своей галереи как на зарубежные арт-ярмарки, так и на российскую Cosmoscow. Живопись 32-летнего Донга, выпускника двух художественных академий — в Пекине и в Венеции, вы могли видеть именно там. Сюжеты он находит где-то на границе сна и бодрствования — отсюда призрачность силуэтов, а его художественная манера представляет собой микс живописи Востока и Запада — здесь и яркие образы, и диалог-спор с азиатской традицией, уравновешенные меланхоличной палитрой. 

Джингге Донг. Into the wild1. 2021

Джингге Донг. Into the wild#1. 2021

Арт-фильмы на VR-фестивале

Музей кино, до 12 декабря

В Музее кино покажут два трека программы Первого московского международного VR-фестиваля — «Док» и «Арт». Купив билет на последний, вы получите доступ к четырем арт-фильмам в координатах виртуальной реальности. По билету можно прийти в любой день — показы ведутся с 12 до 21 часа — и посмотреть все фильмы трека. Надев VR-очки и наушники, окажетесь в Лувре. В среднем у туриста есть только тридцать секунд, чтобы посмотреть на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, а здесь у вас будет все двадцать минут — при дневном свете, в инфракрасном свете и под рентгеном. За кадром специалисты самого посещаемого музея в мире, Лувра, расскажут все загадки полотна — на английском с русскими субтитрами. Второй восьмиминутный фильм посвящен сюжету знаменитой картины Арнольда Беклина «Остров мертвых» (1827–1901), которую он написал в шести вариантах. Третья VR-лента представляет собой десятиминутный рассказ голливудского художника-постановщика ​​Дина Тавулариса, который работал над «Крестным отцом» и «Бонни и Клайдом», о том, как он пришел в профессию. Последний, четвертый фильм расскажет о масштабных, но породивших горячую полемику в СМИ и социальных сетях, планах по реставрации Собора Парижской Богоматери, который сгорел в 2019 году. 

VRфестиваль

VR-фестиваль

Mikhail Mokrushin

Лекция про Альбрехта Дюрера

Онлайн, 12 декабря, 15:00

Сегодня в Николаевском зале Эрмитажа открывается одна из самых ожидаемых выставок уходящего года — «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения» с четырьмястами работами художника. Предыдущая выставка аналогичного характера случилась в том же зале полвека назад — к пятисотлетнему юбилею Дюрера в 1971 году. Если на этой неделе в Петербурге вы не окажетесь, можно зарегистрироваться на бесплатную лекцию о великом мастере эпохи Возрождения на сайте нового образовательного проекта GorkyArt от Парка Горького и факультета истории искусства РГГУ. Несколько раз в месяц в Zoom будут проходить лекции, которые позже, с улучшением погоды и эпидемиологической обстановки, переместятся в офлайн-режим в лектории Парка Горького. О тонкостях графики Дюрера, его собственной коллекции рисунков, подделках и загадках, заключенных в культовых сериях «Меланхолия» и «Апокалипсис», расскажет куратор и хранитель коллекции немецкой гравюры XV–XVIII веков Государственного Эрмитажа Светлана Мурашкина. Выставка в Эрмитаже проходит до 28 марта 2022 года, и на YouTube-канале музея выйдет сериал «Хроники Дюрера», съемки которого длились почти год, о том, как шла работа над экспозицией.

Альбрехт Дюрер. «Носорог». 1515

Альбрехт Дюрер. «Носорог». 1515

Государственный Эрмитаж