Кино

«Человеческий голос» Педро Альмодовара — новая глава в романе режиссера с модой

А исполнившая главную роль Тильда Суинтон — еще одна «женщина на грани»
Тильда Суинтон фильм «Человеческий голос» педро альмодовар
Тильда Суинтон в фильме «Человеческий голос»

Тильда Суинтон в синем брючном костюме, с огромным шопером и собакой на поводке заходит в строительный магазин, покупает топор, вернувшись домой, рубит этим топором мужскую шелковую пижаму, аккуратно разложенную на кровати, а потом высыпает на ладонь горсть таблеток — ярко-красных, желтых и белых, глотает их и ложится рядом с пижамой. Вечный сон прервет телефонный звонок, и следующие 25 минут героиня проведет за разговором с невидимым, но явно вероломным возлюбленным, перебирая весь арсенал аргументов и переживая весь спектр эмоций: от отчаяния до гнева. 

Тильда Суинтон и Педро Альмодовар на съемках фильма «Человеческий голос»

AirPods, конечно, развязывают Тильде Суинтон руки. Предыдущие исполнительницы монопьесы Жана Кокто «Человеческий голос», которая была написана в 1928 году и, пожалуй, наиболее известна в виде оперы на музыку Франсиса Пуленка, были буквально привязаны к телефонной трубке. Шотландская дива с белыми «запятыми» в ушах свободно передвигается по дому и за его пределами. Так мы обнаруживаем, что типичная для фильмов Альмодовара квартира — с очень яркими, чистыми цветами стен и модернистской мебели и не менее броскими деталями — всего лишь декорация внутри пустынного кинопавильона. Режиссера и съемочной группы не видно, зато мир явно шире, чем кажется и героине, и нам самим. 

Тильда Суинтон в фильме «Человеческий голос»

Пьеса Кокто короткая, и сам фильм длится полчаса. На киносеансах к нему будет прилагаться часовое интервью с Альмодоваром и Суинтон, очень подробное и трогательное. Это еще не совсем слом формата, но еще один шаг в сторону того, чтобы показывать короткометражное кино не в рамках отдельных фестивальных программ, а в обычном кинопрокате. 

Тильда Суинтон в фильме «Человеческий голос»

Любопытно, что этот новый тренд задают фильмы, тесно связанные с модой. Тильда Суинтон в «Человеческом голосе» носит красный кринолин, ботинки с пальцами и красный в рубчик костюм Balenciaga. В начале года Лука Гуаданьино выпустил получасовую ленту «Невероятная» с Джулианной Мур и нарядами Valentino. А пару недель назад в прокат вышел 50-минутный «Вечный свет» Гаспара Ноэ, героини которого во главе с Шарлоттой Генсбур носят Saint Laurent и действие которого, кстати, тоже происходит на съемочной площадке. Только Ноэ отдает дань классикам: Карлу Теодору Дрейеру и Райнеру Вернеру Фассбиндеру, а Альмодовар приглашает нас в мир собственного кино. 

Но это не постмодернистский, разухабистый мир его ранних фильмов — мир трансперсон, секс-работниц и кинодив, переполняемый южными страстями и драмами: от инцеста и нежданной беременности до убийств, — а минималистичный, даже дистиллированный Альмодовар. Альмодовар эпохи не СПИДа, а айфонa: одна женщина в драме, яркий, но без излишеств интерьер и актуальная мода.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

С которой молодой Педро охотно крутил роман. В «Женщинах на грани нервного срыва» (1988) Кармен Маура в роли звезды телерекламы (кстати, Тильда Суинтон в «Человеческом голосе» тоже хвастается, что ей предложили новый контракт: «Женщины моего возраста снова входят в моду») носила яркие широкие пиджаки, мини-юбки, массивные серьги и золотые цепи в несколько рядов. 

«Высокие каблуки» (1991) — бенефис костюмов, очков и сумок Chanel и вообще гимн 1980-м: ярко-красный костюм решительно сочетается с огромной шляпой цвета фуксии, и даже в тюрьме арестантки носят яркие легинсы, рубашки, завязанные на поясе, и свитеры с контрастным абстрактным принтом. В «Кике» (1993) еще одна звезда ТВ — теперь уже скандального шоу — носила костюмы Жан-Поля Готье: то черное с кровавыми подтеками платье, будто образовавшееся в результате взрыва на груди героини, то комбинезон цвета хаки, полностью отвечающий нуждам желтой прессы, — на голове камера, в чашки лифа вмонтированы и защищены металлической решеткой осветительные приборы. 

В 2000-е в фильмах Альмодовара правила бал Пенелопа Крус, но ее режиссер одевал скорее просто сексуально, чем модно: узкие кардиганы в цветочек с декольте и не менее узкие юбки. Густо подведенные глаза пришли на смену массивным украшениям — впрочем, они сверкали ярче любой бижутерии. В 2020-м у 71-летнего испанского классика новая муза, новая мода и новое дыхание. Переизобрести себя в новом веке и одновременно остаться себе верным — браво, маэстро.  

Тильда Суинтон и Педро Альмодовар на съемках фильма «Человеческий голос»

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.