© Кадр из сериала «Сплетница»

Lifestyle

Как новая «Сплетница» старается противостоять оригиналу (и получается ли у нее это)

Рассуждает внештатный редактор моды Vogue и автор телеграм-канала superficial space cadet Яна Лукина

Внимание, спойлеры!

Нью-Йорк, поезд, блондинка у окна. «Сплетница» 2.0 начинается буквально так же, как оригинал четырнадцатью годами ранее. Тогда, в 2007-м, на Верхний Ист-Сайд из школы-интерната возвращалась Серена ван дер Вудсен, it girl с золотым сердцем и фантастическим навыком находить проблемы на свою светловолосую голову. И можно решить, что создатели шоу (среди них все те же Джош Шварц и Джошуа Сафран, что превратили романы Сесили фон Зигесар в главную тин-драму конца нулевых) хотят поводить зрителя за нос, заставив на секунду-другую поверить, что в поезде едет если не старая добрая Эс, то как минимум ее «аналог». Даже наряд похож: коричневый пиджак, топ в полоску, повязанный на шее платок!.. Но в этом, кажется, и шутка: если в 2007-м так одевалась едва ли не моднейшая девушка Манхэттена, чей гардероб был в значительной степени вдохновлен образами Сиенны Миллер и Кейт Мосс, то сегодня это наряд школьной учительницы, которая очень старается понравиться, но все равно становится объектом насмешек среди учениц. Уже на четырнадцатой минуте подобное потрясение ждет фанатов стиля Блэр. «Что, если она классная?» — «Да у нее ободок на голове!»

Съемки «Сплетницы» в Нью-Йорке, ноябрь 2020

За почти девять лет, что прошли с финала, из моды, впрочем, вышли не только ободки — и сценаристы с продюсерами всеми силами стараются показать, что понимают, насколько архаично по сегодняшним меркам выглядит оригинал — начиная с «очень белого» актерского состава и заканчивая токсичными отношениями Чака и Блэр, которые сегодня не пережили бы испытание культурой отмены. И во многих моментах вторая «Сплетница» как будто бы противопоставляет себя первой. Вместо ужасных матерей — заботливые отцы; никаких отдельных школ для мальчиков и девочек; на смену фамилиям Уолдорф, Арчибальд и ван дер Вудсен, от которых сквозило привилегиями, пришли более демократичные Хоуп, Лотт и Ла, а сами герои пересели с лимузинов на такси и больше не насмехаются над Бруклином — в конце концов, теперь это модный район. Каст пышет разнообразием. Кроме того, сериал переехал с «подросткового» CW на HBO Max — и сразу же стал на порядок откровеннее. 

Кадр из сериала «Сплетница»

Наконец, старое шоу до последних минут хранило тайну личности той самой Сплетницы из названия — и в итоге настолько «передержало» секрет (который, скажем прямо, мало кого по-настоящему волновал), что развязка по сей день обсуждается как одна из самых неоднозначных, что случались на малом экране, а практически любая из фанатских теорий смотрится логичнее. Новое же шоу даже не пытается сделать из этого тайну: уже в пилоте мы получаем не только, кхм, имя, но и своего рода историю происхождения этого «архиврага» юной нью-йоркской элиты (озвучивает его, кстати, по-прежнему Кристен Белл — редкая константа этой телевселенной). А заодно и возможность примкнуть в качестве болельщиков к одной из двух команд; правда, болеть за команду Сплетницы пока сложновато, как бы ни пытались сценаристы оправдать ее действия. 

Но, как бы показно версия 2.0 ни дистанцировалась от оригинала, без него ей все равно не жить. И первая серия прямо-таки пестрит отсылками. Так или иначе упоминается большинство персонажей; мы узнаем, например, что Дэн все еще писатель — и, видимо, достаточно известный, — а Нейт теперь «великий человек» (сериал не без юмора, да). А еще, помимо стратегически важных ступенек Метрополитен-музея, видим тот самый сайт Gossip Girl и даже попадаем на показ мод — прямо как в первом сезоне старой «Сплетницы», когда Блэр пыталась саботировать шоу своей мамы (в этот раз без саботажа тоже не обойдется!). Отсылки есть и в самих персонажах. Из многогранной Блэр как будто сделали сразу трех героинь: инфлюенсера и королеву школы Жюльен (хотя и кое-что от Серены в ней тоже присутствует), ее продюсера и просто профессиональную злодейку Моне и не лезущую за словом в карман Одри. Два наклевывающихся любовных треугольника поразительно похожи на треугольники Серена-Нейт-Блэр и Нейт-Блэр-Чак, не говоря уже про то, как похож на Чака — и внешне, и подачей — Макс Вулф. Ну а Оби явно неслучайно напоминает Дэна Хамфри; только если «одинокий парень» мечтал из аутсайдера превратиться в инсайдера, то его мини-версия, напротив, хочет вырваться из этого круга богатых и знаменитых.

Кадр из сериала «Сплетница»

Продюсеры, кажется, пока не определились, какая аудитория им нужна больше: фанаты первопроходца или те, кто уже смотрит «Элиту» и «Эйфорию», — и пытаются очаровать обе. Получится ли — большой вопрос. Те, кто четырнадцать лет назад следил за приключениями Серены, Блэр и компании, явно вышли из подросткового возраста — и не факт, что желания поностальгировать хватит больше, чем на пару серий. А «Элита» и «Эйфория», признаться, пока выглядят внятнее и интереснее; как это часто бывает, пытаясь поставить галочки во всех нужных графах, создатели шоу пока не предложили ни одной действительно интригующей, захватывающей линии (ну разве что отношения Одри, Аки и Макса). Впрочем, время «подтянуться» и по этой части у них еще есть: сериал уже продлили на второй сезон.

Кадр из сериала «Сплетница»