© Фото: Danil Golovkin. Стиль: Olga Gvozdeva. Vogue Россия, сентябрь 2020. На Маниже: блузка, Alexander McQueen; кокул нa голове, колье, все Modardesigns

Музыка

Манижа о новом альбоме, активизме и переменах

Почему так важно отстаивать свободу ошибаться и разрушать границы, искать себя и жить настоящим, певица рассказывает в сентябрьском номере Vogue

Мы общаемся через Zoom, главное приложение карантинного времени, и Манижа рассказывает, как ее поначалу страшили маски вокруг. А потом на съемках в Осетии случилась авария: «Пытались снять красивый кадр и чуть не упали в машине с горы, она зависла над обрывом. Мы стояли одни, без связи, и нам было как никогда страшно. Смеркалось. И тут появилась шеренга квадроциклов — как потом оказалось, они случайно повернули не туда. Я боялась заразиться, но когда на меня стали надевать балаклаву и шлем, поняла, что мне уже плевать. Куда важнее было, что вокруг меня настоящие люди, которые достают нашу машину, дают нам чай и пледы…» Подумав, добавляет: «Когда ты на волоске от смерти, начинаешь по-другому анализировать время. Ты столько ресурсов тратишь на страх — и это несправедливо по отношению ко всему, что происходит прямо сейчас».

Жить настоящим, говорить о том, что волнует, для нее как музыканта очень важно. В прошлом году она высказалась на тему ксенофобии в песнях «Сейчас дважды не случится» и «Недославянка» — в последней при помощи одной только строчки «я эми, я эми, я эмигрант» Манижа заставляла почувствовать, насколько это личная история для нее, переехавшей из Таджикистана в Россию в возрасте двух лет из-за гражданской войны. В другой песне с семплом из Пугачевой — «Человеку нужен человек» — певица говорит о том, как важно нам держаться за близких людей. Но теперь выясняется, что ни один из этих успешных синглов на новый альбом, работа над которым вот-вот завершится, не попадет.

«Это совершенно новая история, — говорит Манижа. — Я долго жила стратегиями, когда все выстраивала на год вперед, но поняла, что это скучно. Так ты только обозначаешь границы, а я не хочу их чувствовать. Для меня альбом — это цельное высказывание. Те синглы, что были до этого, как мемуары про здесь и сейчас. А альбом — это показатель целого этапа. Я очень сильно изменилась, и мне нужно зафиксировать эти перемены в чем-то большом».

«На карантине я поняла, что, возможно, этот альбом станет завершающим для той Манижи, которую мы знаем, — продолжает она. — Там будут мелодичные композиции, привычные мне и моей аудитории, но также появится и совершенно другой звук: во мне достаточно накопилось музыки. Еще мне кажется, что пора выйти на другой уровень, больше заняться продюсерской работой».

Манижа — пример того, как можно быть большим музыкантом с совсем небольшой командой (в которую входит и ее мама): прошедшие весной концерты в Crocus City Hall и «Ледовом» это подтверждают. Она лично монтировала свои первые видео в Instagram и сама ставила свет, она выступает креативным продюсером своих клипов и рекламных кампаний. Наконец, она сама делает музыку, предпочитая управлять не постоянной группой, а сессионными музыкантами.

В альбоме ожидается очень много гостей, включая музыкантов, с которыми Манижа собирается в будущем работать как продюсер, — но их имена пока держатся в секрете. Будет на альбоме и трек, записанный с Юрием Бардашом, раньше работавшим с Quest Pistols, «Грибами» и Луной, а теперь записывающим сольные песни под именем Youra. «Он говорит: «Я хочу госпел. Все ко мне обращаются за госпелами!» Он прислал мне демо, я зашла на ютьюб, нашла какого-то пастора с невероятным тембром, скачала его речь и начала вычленять самые экспрессивные куски. Порезала все это на семплы — и из этого появилась музыка!»

Жизнь — она прямо здесь. И когда что-то не получается, это еще круче 

Госпел был неотъемлемой частью другой успешной песни Манижи, выпущенной в прошлом году, — Vanya. Композиция записывалась во время съемок клипа в здании церкви — музыканты с ходу знакомились с новым для себя материалом: «Я подумала: сработает — классно, не сработает — выбросим. Раньше я не могла брать на себя риск. А вдруг меня не поймут? Мне всегда хотелось нравиться, чтобы меня ценили. Когда я поняла, что, как бы ты ни старался, ты можешь этим все только испортить, то научилась делать музыку легко. Жизнь — она прямо здесь. И когда что-то не получается, это еще круче. Я поняла, что мне очень мешают написать песню мои же мозги. Поэтому теперь беру самый дурацкий звук — и не стесняюсь его оставить».

Так же, как музыкальные жанры, Манижа с легкостью сочетает и слова из разных языков. Она родилась в Таджикистане, почти всю жизнь прожила в России: большую часть юности стремилась в Америку или Англию — смешение языков постоянно проявлялось в ее речи. Друзья предлагали ей подходить так и к песням — но она не решалась, пока не услышала, как испаноязычные музыканты на ходу перемежают свой язык английскими словечками.

«Я привела на студию цыганский табор и сказала: «Хочу, чтобы мы с вами сделали хип-хоп». Они сначала не поняли, а через три часа мы записали позитивную, живую сессию»

В песне Vanya есть такая строчка: «Truth is your сила». «Это же такая балабановщина, — говорит Манижа. — Это про меня и мою жизнь в России, но в то же время truth я слышу от американских активистов. И вот ты скрещиваешь эти слова и видишь, как люди подхватывают эту песню, этот посыл. Это не просто сообщения, это не просто песни, это уже реальная деятельность».

Активизм — одна из неотъемлемых частей жизни Манижи, которые, безусловно, отражаются и в творчестве. Она выделяет для себя пять главных тем: принятие себя, мужскую самооценку, буллинг среди подростков, домашнее насилие и ксенофобию — и сравнивает их с пятью пальцами руки. Почему именно так? «Мы помогаем друг другу, протягивая руку».

Фото: Danil Golovkin. Стиль: Olga Gvozdeva. Vogue Россия, сентябрь 2020. На Маниже: платье, Loewe; серьги, колье, браслеты и кольца, все Modardesigns

Сейчас она занимается приложением SILSILA, помогающим жертвам домашнего насилия, работает с ООН над проблемами беженцев. Поддерживает ЛГБТ-зин «Открытые» — она участвовала в их цифровом прайде. И, несмотря на страх перед вирусом, пришла к Мещанскому суду, где оглашали приговор по делу «Седьмой студии». Манижа напоминает, что пандемия сильнее всего ударила по людям, которых большинство предпочитает не замечать. «Я не могу жить в несправедливости. Я человек, который жил в условиях дискриминации до шестнадцати лет, и когда вижу людей, у которых намного меньше прав, чем у других, я думаю, что так не должно быть. Еще я думаю о том, в каком обществе будут жить мои будущие дети. Сейчас я готова дать отпор, я прошла через многое. Но есть люди, которые не могут этого сделать. Наша задача — вдохновлять других, объяснять, что насилие и ксенофобия — это ненормально».

Эта решительность передастся и новому альбому. «Я буду острее на язык. Дело не в грубости или агрессии, скорее в том, что я больше не стесняюсь говорить в лоб, говорить честно и громко». При этом Маниже кажется, что за последний год ее аудитория стала активнее разделять ее ценности, и это весомый повод для радости. «Нет ничего сильнее людей, сильнее человеческой близости. В период карантина мы действительно стали дальше друг от друга. Но это не значит, что из-за вируса не надо тянуться друг к другу, мы должны быть более сплоченными». Манижа устала бояться. И предлагает нам последовать ее примеру.

Фото: Danil Golovkin. Стиль: Olga Gvozdeva. Vogue Россия, сентябрь 2020. На Маниже: серьги и кольцо, все Modardesigns

Прическа: Дарья Севостьянова. Макияж: Ника Кисляк. Цветочный дизайнер: Анна Югова/ Sobran V Sadu. Ассистент фотографа: Дмитрий Назаров/Bold. Ассистент стилиста: Дарья Баскова. Продюсер: Алина Куманцова. Ассистент продюсера: Дарья Соколова

Читайте также