Книги

Нерассказанная история «Игры престолов»: читайте отрывок из бестселлера Джеймса Хибберда

Публикуем фрагмент девятой главы, где Эмилия Кларк (Дейенерис) рассказывает о съемках и об операции на мозге, а Натали Эммануэль (Миссандея) и Джейкоб Андерсон (Серый Червь) — о своих ролях и пробах
Кадр из сериала Игра престолов
Эмилия Кларк в сериале «Игра престолов». © Предоставлено издательством «Бомбора»

В декабре на русском впервые выходит мировой бестселлер Джеймса Хибберда — «Огонь не может убить дракона. Официальная нерассказанная история создания сериала «Игра престолов». Самую подробную летопись съемок шоу, финальный эпизод которого только в США посмотрели рекордные 40 миллионов человек, в переводе Натальи Виленской выпускает издательство «Бомбора». Для создания первой официальной истории сериала Джеймс Хибберд — опытный журналист, много лет проработавший в Entertainment Weekly, — изучил полсотни интервью со всеми участниками процесса: от самого Джорджа Р. Р. Мартина до администраторов съемочной площадки. И дал слово всем, памятуя, что прямая речь всегда интереснее пересказа. 

Десять лет, которые мир провел за историей о Семи королевствах, Хибберд поместил в 32 главы, начав с «Мечты о драконах» и «Сказания о кастинге». Своими воспоминаниями, мыслями и чувствами в них делится весь звездный актерский состав: Эмилия Кларк, Кит Харингтон, Софи Тернер, Мэйси Уильямс, Лина Хиди, Питер Динклейдж, Николай Костер-Вальдау и не только. О чем спорят исполнители главных ролей, режиссеры и продюсеры, какие ляпы команда допускала при съемках, как их участники подшучивают друг над другом и относятся к славе — на эти и другие вопросы Джеймс Хибберд дает 350-страничный ответ. 

В преддверии выхода книги Vogue первым публикует отрывок: фрагмент девятой главы с откровениями Эмилии Кларк (Дейенерис), Натали Эммануэль (Миссандея) и Джейкоба Андерсона (Серый Червь), а также исполнительных продюсеров и режиссеров можно прочесть ниже.

Фрагмент из главы 9 — «Пламя и лед»

Оборванная Дейенерис стоит перед высокими воротами Кварта. Мать Драконов с остатками своего кхаласара только что пересекла страшную Красную Пустыню, но изнеженные правители города отказываются ее впустить. Эмилия Кларк, стоя прямо и гордо, звучно провозглашает: «Когда мои драконы вырастут, мы вернем все, что у меня отняли и уничтожим всех, кто навредил мне. Мы сотрем в пыль их армии и обратим в пепел их города. И если вы прогоните нас, мы сожжем вас первыми». 

Дэн Уайсс, следя за Кларк на мониторе, восхищался тем, как воплотился в ней дух грозного дотракийского кхала. «Она выглядит по-настоящему круто, — говорил он о миниатюрной актрисе. — Я, мужик шести футов (180 см) ростом, в жизни бы так не сумел. Тут надо передать, что ей по правде кранты, если она не войдет в этот город».

Сентябрь 2011 года. Кларк третий день снимается на солнцепеке в хорватском карьере. Ее длинные темные волосы спрятаны под шапочкой, приклеенной к голове, поверх водружен серебристый парик. Ей кажется, что ее череп печется в духовке. После сцены актриса уклонилась от запланированного интервью, сославшись на тепловой удар, а после, на той же неделе, весело объяснила: «А, это? Да просто измучилась от жары...» 

Истинную причину своего недомогания она открыла лишь спустя восемь лет. После съемок первого сезона у Кларк в лондонском спортзале случилось кровоизлияние в мозг. «Мне показалось, что мозг сжимает эластичная лента», — писала она в The New Yorker. По пути в больницу актриса вспоминала диалог Дейенерис, чтобы успокоиться. Потом ей сразу сделали операцию, и несколько дней она даже имя свое не могла вспомнить, что уж говорить о дотракийских словах.

А всего через несколько недель она вернулась к работе, хотя в мозгу у нее осталась еще одна аневризма, которая (теоретически, но маловероятно, по словам врача) могла «лопнуть в любой момент». Актриса выходила на площадку день за днем, никому не показывая своей усталости, страха и боли.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Эмилия Кларк (Дейенерис Таргариен): Все было очень напряженно. Мы снимались в карьере на тридцатиградусной жаре, и я постоянно опасалась, что со мной случится новый удар. Умереть прямо на площадке? Неудобно бы получилось. Любая мозговая травма вызывает невероятную слабость, но я старалась это скрывать.

Брайан Когман (исполнительный сопродюсер): Об этом знали только немногие избранные — я, например, понятия не имел. Слышал, что у нее были какие-то проблемы со здоровьем между сезонами, ничего серьезного вроде бы. А на съемках вообще ничего не заметил.

Алан Тейлор (режиссер): Мы за нее боялись. Надо иметь большое мужество, чтобы работать невзирая на это.

Эмилия Кларк: Если б я позвонила моему доктору, он сказал бы: «Да ты просто охлаждайся почаще». Но я ужасно боялась, страх порождал панику, а паника внушала мне чувство, что я умру в этом карьере. В конце концов мне пригнали машину с кондиционером — прости, планета.

Дэн Уайсс (автор идеи, исполнительный продюсер): Ужасно, что этот прекрасный человек подошел так близко к небытию — человек, которого мы полюбили всего лишь за один год. Шоу, конечно, должно продолжаться, но главным было обеспечить Эмилии безопасность. Мы спрашивали себя: безопасно ли ей сниматься у нас? Так, как на диване у себя дома? Она такая храбрая, что нашей задачей было не подвергать ее риску. Она ведь такая: «Подумаешь, операция на мозге — если надо скакать галопом с горы, я запросто». Это нам приходилось говорить «нет», потому что она сама ни за что бы не отказалась.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Эмилия Кларк: За все мои годы в сериале я никогда не ставила свое здоровье на первый план — потому-то, наверно, все остальные и беспокоились. Старались не слишком меня нагружать, а я: «Не думайте, что я слабенькая, что не смогу делать работу, на которую меня наняли. Не думайте, что могу облажаться в любой момент». Я выиграла золотой билет Вилли Вонки13 и не собиралась никому его отдавать.

13Билет на шоколадную фабрику Вилли Вонки, отсылка к фильму Тима Бёртона «Чарли и шоколадная фабрика» (2005).

К началу съемок третьего сезона Кларк стало намного лучше, и фабула устраивала ее гораздо больше.

Эмилия Кларк: Во втором сезоне линия Дейенерис была так себе — «коварный второй альбом», что называется. Но в третьем она начала набирать силу, и я чувствовала себя точно так же. В первом было так: «Понятия не имею, что творю», а в третьем — «Я точно знаю, что делаю».

В этом сезоне Дейенерис переживает один из своих ключевых моментов: приобретает армию Безупречных. Мартин в «Буре мечей» мастерски описывает эти события. Приплыв из Кварта в город Астапор на берегу Залива Работорговцев, Дейенерис терпеливо ведет переговоры с садистом-рабовладельцем Кразнисом. Он, полагая, что она не понимает по-валирийски, всячески оскорбляет ее, но его рабыня-переводчица Миссандея передает только смысл, опуская брань.

Дейенерис соглашается отдать за солдат одного из драконов, Дрогона. Во время обмена Кразнис обнаруживает, что она, как и следовало ожидать, свободно владеет языком своих предков. Она приказывает Дрогону сжечь рабовладельца, а Безупречным, которые только что перешли в ее собственность — перебить всех прочих астапорских господ. «Дракон — не раб», — заявляет она.

Это не просто драматический, напряженный момент: здесь Дейенерис, доверяясь своим инстинктам, впервые играет в игру престолов.

Эмилия Кларк: Раньше Дени всегда спрашивала совета у других, не зная, как поступить. Это самый рискованный шаг в ее жизни, и все вокруг полагают, что она вправду отдаст Дрогона — смешно, ведь она его мать. Будь что будет, решает героиня, не зная, послушаются ли ее Безупречные. В этот момент она становится той, кем ей предначертано быть. Балансирует на тонкой грани между отвагой и безумием.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Дэвид Бениофф (автор идеи, исполнительный продюсер): Лучшие сюрпризы не валятся как снег на голову — лучшие те, когда ты спрашиваешь себя: «Как же я раньше не понял?»

Читая в первый раз, что Дейенерис собралась отдавать дракона, я говорил себе: «Как же так?» А потом, когда все прояснилось, позвонил Дэну, и мы в очередной раз пообещали, что снимем это долбаное шоу. К этой сцене ведет целый ряд других: в ретроспективе я это вижу, ведь Джордж дал читателю все ключи.

Эту затратную часть снимал в Марокко режиссер Алекс Грейвз. Бунт рабов и первое крупное использование дракона в военных целях предстояло уложить всего в несколько кадров.

Алекс Грейвз (режиссер): Было так: «Денег на это нет, но если вывернешься, снимешь величайший на все времена материал».

Эмилия Кларк: Мне не терпелось отыграться на этом гаде. Несколько недель свою речь репетировала.

Эмилия Кларк в сериале «Игра престолов»

Предоставлено издательством Бомбора

Дэн Уайсс: Для сожжения Кразниса координатор спецэффектов Стюарт Бридсон закрепил огнемет на высоком шесте.

Струю пламени направили прямо в лицо каскадеру. Зрелище вызывало оторопь, хотя все знали, что это трюк.

Сцену завершал триумф Дейенерис на фоне драконьего пламени.

Алекс Грейвз: Я хотел сделать, как в «Апокалипсисе сегодня», но снималось это в Марокко во время Арабской весны14, и ввозить взрывчатку в Северную Африку запрещалось. Я, однако, не сдался, поскольку огненный образ Эмилии пылал у меня в мозгу. Нужные вещества доставили контрабандой. Жар и взрывная волна ощущались неслабо, но Эмилия даже не вздрогнула.

14 Волна протестов и восстаний, проходившая в арабском мире в начале 2011 года.

Эмилия Кларк: Иэн Глен, мой штатный ментор, говорил: «Иди сюда, дорогая. Посмотри, как все надежно устроено. Ты просто постой тут, и пусть они себе делают там что хотят». Я и стояла, и было здорово. Высокое напряжение, как будто все, кто мне навредил в жизни, сгорели синим пламенем.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Кроме того, у Дейенерис появились два верных союзника с собственными сюжетными линиями, которые сопровождали ее до конца сериала: Миссандея, переводчица и советница, и командир Безупречных Серый Червь (Джейкоб Андерсон).

Натали Эммануэль (Миссандея): Я была фанаткой этого сериала и названивала своему лондонскому агенту, чтобы она меня тоже туда устроила. И вот появляется подходящий персонаж, цветная девушка от восемнадцати до двадцати трех. Постойте, да это же я! Звоню опять агенту, а она говорит: «Знаю уже, ты на пробы записана».

Я провела исследование, почитала Мартина, подготовилась как могла. Раз Миссандея с Летних островов, думаю, то на общем языке должна говорить как иностранка, с легким акцентом.

Агент говорила, что ничего такого не надо, но кастинг-директор Роберт Стерн сказал: «Они еще не решили, с акцентом Миссандея будет говорить или без». Ну я и акцент изобразила, нетрудно же. Пять недель было тихо, а позвонили мне, когда я шла из продуктового магазина. Я завопила, выронила покупки, разбила банку с джемом и разрыдалась.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Джейкоб Андерсон (Серый Червь): Худшие пробы в моей жизни. Мне сказали, что я не должен показывать никаких эмоций, но Серый Червь говорил, как получил свое имя, и я подсознательно их все-таки проявил — как же иначе, раз мне велели наоборот. Не мог говорить о таком без эмоций, да еще и стеснялся из-за акцента. Мне говорят: «Не волнуйся, по-английски ты говорить не будешь». Я: «Чего?» Думал, мне ни за что эту роль не дадут — до сих пор не понимаю, почему дали.

Натали Эммануэль: Пришла я в Белфасте на читку сценария (третьего сезона). Стою в полном ужасе и смотрю, как в комнату входят актеры моего любимого сериала. Потом Финн Джонс (Лорас Тирелл), с которым мы вместе играли в мыльной опере «Холлиокс», заметил меня в уголке и спросил, в порядке ли я. «Сама не знаю, — говорю, — захлестнуло». Он был такой милый, нашел мне место и познакомил со всеми.

Джейкоб Андерсон: На первой неделе я думал: «Скучновато будет играть этого стоика без всяких мыслей и чувств». Потом Дэн мне сказал: «Серый Червь — это ходячая травма. Если можешь вообразить себе травмированного робота, это он и есть».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Это служило мне полезным руководством до самого финала. Такой человек меньше всего хочет, чтобы его замечали, ведь это усугубляет проблему. И костюм у меня был, конечно, красивый, но очень уж неудобный. Из-за него у меня и походка несколько странная: он не давал мне расслабиться.

Натали Эммануэль: В первой моей сцене Дейенерис мне говорит: «Возможно, ты будешь голодать, заболеешь или погибнешь». Я отвечаю: «Все должны умирать». — «Все мужчины», — уточняет она. На это Миссандея чуть-чуть улыбается — знаковый феминистский момент. Она сознает, что попала в надежные руки и что эта женщина представляет собой силу, с которой нужно считаться. После съемки Дэвид Бениофф подошел ко мне и сказал: «Ты официально принята в актерский состав сериала». Это было лучшее, что я слышала в жизни — сердце мое переполнилось.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.