В июле Фонд V-A-C выпускает новую книгу американской писательницы и критика Андреа Лонг Чу — «Женский пол», ранее на английском опубликованную издательством Verso. 28-летнюю Чу после эссе On Liking Women, вышедшего в журнале n+1 в 2018-м, стали называть «началом второй волны» трансгендерных исследований — и это слова Сэнди Стоун, положившей им основу в конце 1980-х. Рассказываем, почему Андреа считает «женскость» свойственной всем, а гендер — не сводящимся лишь к «идентичности», и публикуем одну из глав.
От Валери Соланас к сегодняшнему дню
«Эта книга начиналась как очерк о забытой пьесе Валери Соланас под названием «Засунь себе в задницу», — пишет Андреа Чу в предисловии. Вдохновившись этим текстом радикальной феминистки шестидесятых, Чу исследует гендер, сексуальность, говорит о психоанализе, порнографии, перформансе, желании как внешней силе.
«Соланас запомнилась в основном двумя вещами, — продолжает Андреа. — «Манифестом ОТБРОС», который она издала за свой счет в 1967 году (мрачновато-комичной критикой государства, денежной системы, всех мужчин и большинства женщин), и тем, что в 1968 году стреляла в художника Энди Уорхола в его студии «Фабрика», которая тогда находилась на Манхэттене, на Западной Юнион-сквер».
Content
This content can also be viewed on the site it originates from.
«Все люди — женского пола, — пишет Андреа Лонг Чу. — Каждую кражу великого произведения искусства за последние триста лет провернула представительница женского пола, в одиночку или вместе с другими людьми женского пола. Хороших поэтов женского пола не бывает, потому что не бывает хороших поэтов. Список вещей, изобретенных женским полом, включает в себя: самолеты, телефоны, прививку от оспы, гостинг, терроризм, чернила, зависть, ром, выпускные балы, Испанию, автомобили, богов, кофе, язык, стэндап, все виды узлов, парковку вторым рядом, лак для ногтей, букву тау, число ноль, водородную бомбу, феминизм и патриархат...»
По ходу всей книги Чу поэтапно отстаивает тезис о «женскости» — и для нее это, как подчеркивают V-A-C, «не анатомическая или генетическая характеристика организма, а скорее универсальное экзистенциальное состояние, от которого страдают мужчины, женщины и все остальные». «Я — женского пола, — завершает Чу интригующее и лаконичное предисловие книги, главы которой перемежает цитатами из той самой позабытой пьесы Соланас. — И вы, дорогой читатель, тоже женского пола, даже — особенно — если вы не женщина. Добро пожаловать. Уж извините».