Сцена из балета «Вальпургиева ночь»

© Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина ©The George Balanchine Trust. Фото: Елена Лехова

Афиша

Санкт-Петербург: выставки, спектакли и балетный фестиваль, на которые надо попасть до Нового года

Сесил Битон в Эрмитаже, DanceOpen, «Братья Карамазовы» Льва Додина и не только

В Эрмитаже открылась выставка Сесила Битона, в Манеже идет ретроспектива корейской звезды Ли Бул. Уже достаточно поводов, чтобы съездить в Петербург в декабре, тем более что власти намерены заморозить всю культурную жизнь Северной столицы на новогодние каникулы. Пока театры и музеи, хоть и с ограничениями, работают, собираем шорт-лист премьер и выставок.

Фестиваль DanceOpen

1025 декабря, danceopen.com

Балетный фестиваль, который традиционно проходит в весеннем Петербурге, собирает самые яркие и передовые зарубежные и отечественные постановки. Из-за пандемии DanceOpen часть программы в апреле показали онлайн, а теперь зовут зрителей на живую встречу с прекрасным. Центральная тема — любовь. География — главные точки на балетной карте России. 

Открывает фестиваль Екатеринбургский театр оперы и балета, который 10 декабря на сцене театра «Балтийский дом» покажет программу «Урал Интро». В нее вошли сюита из балета «Приказ короля» — за этот оммаж Мариусу Петипа Вячеслав Самодуров получил «Золотую маску» как лучший хореограф, — а также хулиганская, хоть и созданная по правилам классического танца, Brahms Party Антона Пимонова и первая в России постановка «Вальпургиевой ночи» Джорджа Баланчина.  

Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина

© The George Balanchine Trust. Фото: Елена Лехова

12 декабря Пермский театр покажет обновленную «Анюту» — в 1982 году Владимир Васильев поставил фильм-балет по мотивам чеховской «Анны на шее» для своей жены и партнерши Екатерины Максимовой. Картина оказалась настолько успешной, что историю о девушке, ослепленной светской жизнью, вскоре перенесли с экрана на сцену, в том числе Большого театра. Этой осенью Владимир Васильев сделал ремейк для пермской труппы.

14 декабря «Балет Москва» представит «Танцпол» бельгийского экспериментатора Йеруна Вербрюггена, вдохновленный американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии, когда танец оказывался борьбой за жизнь. 

«Танцпол», «Балет Москва»

Завершится DanceOpen 16 декабря в БЗК «Октябрьский» традиционным Гала звезд, куда съедутся первые танцовщики страны. Не ради состязания, а во имя живого искусства. 

Сцена из балета «Вальпургиева ночь». Хореография Джорджа Баланчина

© The George Balanchine Trust. Фото: Елена Лехова

«В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

14 ноября — 12 февраля 2021 года, theatremuseum.ru

В Шереметевском дворце, он же Музей музыки, проходит выставка, которая рассказывает о жизни Сергея Дягилева через портреты окружавших его людей. Примерно, как программа MyAnalytics присылает вам время от времени список активных участников совместной работы. Вот только у Дягилева в этот список входят те, кто определял культурную жизнь Европы первой трети ХХ века и во многом задал вектор всему столетию. Художники: от Ильи Репина до Пабло Пикассо. Танцовщики: от Анны Павловой до Вацлава Нижинского. Композиторы: от Николая Римского-Корсакова до Игоря Стравинского. Хореографы: от Михаила Фокина до Джорджа Баланчина. И, конечно, Коко Шанель, мифам вокруг которой и, в частности, тому, как Гражданская война в России повлияла на ее духи, 5 января будет посвящена онлайн-лекция историка моды Ольги Хорошиловой. 

Подпись автора зачастую не менее важна, чем герой портрета, потому что все эти бесконечно талантливые люди рисовали друг друга не реже, чем позировали. Так, ту же Великую Мадемуазель рисовал Жан Кокто.

В выставке приняли участие не только главные собрания из Москвы и Петербурга, но также Центр Помпиду, Музей Тиссена-Борнемисы плюс наши и зарубежные частные коллекции. Так что Дягилеву, стремившемуся познакомить и породнить Россию с Европой, удается это делать и в эпоху пандемии. 

В. И. Шухаев. Портрет Анны Павловой, 1922. Ж. Кокто. Плакат с изображением Тамары Карсавиной, 1911 

© Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

«Профсоюз работников ада»

popupteatr.ru

Барная и культурная жизнь — все, то за что мы любим Петербург, изящно объединяются в спектаклях «партизанского» Pop Up театра. Их осенняя премьера «Профсоюз работников ада» отправляет зрителей в путешествие по четырем барам в районе улицы Рубинштейна и предлагает прослушать аудиозаписи, якобы найденные на просторах даркнета, но звучащие голосами Билли Новика и Игоря Скляра. Слушать их советуют при определенных условиях, о которых авторы спектакля позаботились, включив в стоимость билета по одному, специально выбранному напитку в каждом баре. 

«Наш спектакль начинается там, где заканчивается фильм «Еще по одной» — немедленным желанием отправиться в бар, — говорит режиссер Семен Александровский. — Как и в фильме Томаса Винтерберга, в основе нашей истории лежит научное открытие, причем не одно — алкоголь на всех этапах развития цивилизации был катализатором прогресса. Уходя от погони и переходя из бара в бар, зритель откроет четыре этаноловые истины и станет членом тайной организации — «Профсоюза работников ада», с соответствующим удостоверением».

«Профсоюз работников ада»

А для любителей трезвости и прогулок на свежем воздухе в репертуаре театра теперь есть аудиоспектакль «Вечное возвращение». Вам предложат пройтись по Екатерининскому парку в Царском Селе, слушая разговор двух некогда влюбленных историков о том, что было бы, если бы Екатерине II удалось осуществить свой утопический Греческий проект, и, конечно, пытаясь угадать, что же там не сложилось в отношениях героев.

 «Вечное возвращение»

© DMITRYSTELMAH

«Братья Карамазовы»

13, 22, 23 декабря, mdt-dodin.ru

Самая ожидаемая петербургская премьера сезона. Лев Додин готовил постановку по Достоевскому четыре года и в итоге свел огромный роман к черному пространству сцены, лучу света и семерым героям. Отец и сыновья Карамазовы, Смердяков и две влюбленные женщины (Елизавета Боярская и Екатерина Тарасова). 

Елизавета Боярская (Катерина Ивановна Верховцева) и Игорь Черневич (Дмитрий Федорович Карамазов) в спектакле «Братья Карамазовы»

© Фото: Виктор Васильев

Семейная история, которую первые зрители описывают как схождение в ад человеческой души, а сам режиссер комментирует так: «Достоевский не рассказывает о человеке, не описывает человека, даже не изучает человека, он блуждает по человеку в ошеломлении восторга и ужаса, восторженного ужаса и ужасного восторга. Мы несколько лет блуждали следами Достоевского, и сегодня делимся блужданиями по Карамазовым, по жизни, по Достоевскому, по самим себе. А может, просто продолжаем блуждать вместе со своим зрителем».

Сцена из спектакля «Братья Карамазовы»

© Фото: Виктор Васильев

Что еще

«Сесил Битон. Культ звезд» | Главный штаб Эрмитажа, 9 декабря — 14 марта 2021 года

Это первая большая выставка Сесила Битона в России, и главная задача — представить классика широкой публике. Что нужно знать о великом фотографе моды, портретисте королей, рок-музыкантов и русских танцовщиков, рассказываем здесь.

«Ли Бул. Утопия спасенная» | Манеж, 13 ноября — 31 января 2021 года

Южнокорейская звезда Ли Бул в своих тотальных инсталляциях переплавляет идеи Томмазо Кампанеллы, немецкого модерниста Бруно Таута, русских конструктивистов и собственные мысли об устройстве человеческого общества. Главное о самой художнице и ее петербургской выставке — в этом материале