Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева — самая элегантная пара советского кино

История любви и не опубликованные ранее архивные кадры
Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук, 1960-е

21 октября в онлайн-кинотеатре more.tv вышел документальный фильм Антона Желнова и Дениса Катаева «Бондарчук. Battle» — картина об одном десятилетии из жизни режиссера Сергея Бондарчука. Она охватывает период с конца 1950-х до начала 1970-х — от изнурительных съемок «Войны и мира» до выхода эпоса «Ватерлоо» и успехов Бондарчука за границей. Вместе с Сергеем всегда была его супруга, муза и главная актриса его фильмов — Ирина Скобцева. Авторы «Бондарчук. Battle» посвятили ей свою работу — Сергей и Ирина были вместе 35 лет и провели все это время, как говорила мама актрисы, «под ручку» — не разлучаясь и всегда держась за руки.

Ирина Скобцева читает зарубежную прессу, 1950-е

Их пара родилась в кино, на съемках «Отелло» Сергея Юткевича в 1955-м. Актеры, исполнявшие тогда роли мавра и его возлюбленной, несколько раз пересекались в коридорах киностудии Горького, но по-настоящему разглядели друг друга уже на площадке. Там же практически и обвенчались: в Риге во время съемок дополнительных сцен венчания Отелло и Дездемоны местный ксендз (католический священник), в шутку или по ошибке, провел церемонию по всем религиозным канонам.

С фильма Юткевича начался и успех Скобцевой в России и за рубежом. «Отелло» был представлен в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил приз за режиссуру, актриса же обзавелась на Круазетт званием мисс Шарм, обойдя в устроенном журналистами конкурсе красоты саму Ким Новак. Платье для первого выезда за границу ей шили друзья по Школе-студии МХАТ из светлого ситца с узором в мелкую розочку, подбив пышную юбку новгородским кружевом. О новой звезде с восторгом писали в журнале Paris Match, и местная пресса называла Скобцеву русской Мэрилин Монро. Подобного триумфа на показе в Великобритании уже не было: чиновники из подведомственной сферы не одобрили поездку актрисы по причине не оформленных официально отношений с Бондарчуком. Тот же, узнав о запрете, сразу отказался лететь один. 

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в Италии, 1960-е

Они поженились в 1959 году и, взяв друг с друга обет больше не расставаться, за границу порознь уже не ездили. Ирина всегда сопровождала мужа — на показах их совместных картин в Японии и Англии, на съемках в Италии картины Росселлини с участием Бондарчука «В Риме была ночь» и не только. Италия со временем стала им особенно близка: на остров Лидо и Венецианский кинофестиваль они приезжали несколько раз (Сергей был в жюри киносмотра и его почетным гостем). «Мы все понимаем, какое тогда было время, как сложно организовывались эти поездки и что Ирина и Сергей как настоящие профессионалы имели возможность попасть туда только по рабочим обстоятельствам», — говорит Антон Желнов.

Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева, Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук во время поездки делегации «Войны и мира» в Японию, 1960-е

В международный контекст эта пара, которая всегда выглядела безукоризненно, влилась органично и быстро, исполняя за пределами железного занавеса сложную роль негласных представителей большой страны. Особенно важным это оказалось в период успеха «Войны и мира», первого российского игрового оскаровского лауреата и одного из самых сложных фильмов за всю карьеру Бондарчука. Во время этих съемок, длившихся шесть лет, у супругов родились дети, Алена и Федор, Сергею пришлось значительно набрать вес для роли Пьера Безухова — в итоге он пережил сердечный приступ прямо на площадке. Ирина поначалу сомневалась, но затем согласилась сыграть холодную красавицу Элен, которую создавала с оглядкой на Аниту Экберг — та исполнила эту же роль в экранизации «Войны и мира» Кинга Видора. Правда, не всегда это было так просто — на создание образов костюмов советской Элен не хватало нужной ткани, и актриса была вынуждена появляться в некоторых эпизодах лишь в одном ракурсе, чтобы не был виден брак.

Ирина Скобцева в роли Элен в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир»

Ирина Скобцева

Но за пределами съемочной площадки Ирина Скобцева блистала по-настоящему — в костюмах а-ля Джеки Кеннеди, в туфлях на небольшом каблуке, с аккуратно уложенными волосами, которыми обычно занималась сама, не доверяя это профессионалам. Наряды актриса тоже подбирала самостоятельно — к примеру, золотой образ Pierre Cardin для парижского показа «Войны и мира» или элегантное черное платье для громкой британской премьеры «Ватерлоо», грандиозного совместного проекта СССР и Италии. Представляли эту картину они с Сергеем в знаменитом кинотеатре Odeon на Лестер-сквер, а среди гостей премьеры была сама королева Елизавета II и принц Филипп.

«Почему Красная армия выиграла битву при Ватерлоо». Выдержка из британской газеты после премьеры «Ватерлоо» в Лондоне, 1970

«Мама была для отца не просто, как принято говорить сейчас, опорой и тылом — она была партнером, единомышленником, с которым он делил все интересы, мысли и переживания, — говорит Федор Бондарчук. — До актерского образования она получила в МГУ искусствоведческое, писала курсовую по Тинторетто. Все привезенные отцом из-за рубежа альбомы с живописью, все редкие книги и статуэтки — все это они находили, покупали и обсуждали вместе. А затем, со временем, показывали и нам, детям. Какие-то из этих уникальных вещей и сейчас хранятся в нашем доме».

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с детьми Федором и Аленой, 1980-е

В дом пары в Раздорах, а также в квартиру на Мосфильмовской удалось попасть и создателям «Бондарчук. Battle» Антону Желнову и Денису Катаеву. В шкафах и на полках там — видеокассеты, полароиды, снимки, картины самого Сергея — уникальный личный архив, который после смерти супруга Ирина заботливо хранила.

«Нас допустили в место, которое можно назвать настоящим памятником той эпохи. Все записи, фото в этой квартире — живые, не покрытые пылью и не забронзовевшие, — рассказывает Антон Желнов. — Не менее важен и тот факт, что мы успели снять саму Ирину Константиновну в знаменитом доме в Раздорах — это была последняя ее съемка, и значимость этих кадров сложно переоценить».

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева

Фото: из личных архивов.