Злодейка или неправильно понятая героиня? Почему вам стоит посмотреть «Круэллу»

Фильм с Эммой Стоун в главной роли уже вышел в кинопрокат
«Круэлла» злодейка или неправильно понятая героиня
Кадр из фильма «Круэлла»

Круэлла Де Виль — эксцентричная, по-настоящему жестокая диснеевская злодейка, мечтавшая сшить шубу из щенков-далматинцев и не раз их похищавшая. Но когда-то Круэлла была Эстеллой — маленькой бойкой девочкой, нетерпимой разве что к плохому вкусу и — да-да — насмешкам одноклассников. По крайней мере, в этом пытаются убедить нас создатели «Круэллы» — уже седьмого за последние два года игрового ремейка кинокомпании Disney. Действительно ли зрителю нужны эти ремейки — вопрос открытый; но голливудский кризис идей делает свое дело, и, хотя ни одному, кажется, не удалось подтвердить необходимость своего существования (и «Круэлла» в этом смысле не исключение), в ближайшие годы нас ждут еще минимум четырнадцать, включая «Русалочку», «Геркулеса» и «Бэмби». Зато у маленькой Эстеллы никакого кризиса идей не наблюдается, она готова творить, вооружившись ножницами, иголкой и ниткой, и грезит карьерой дизайнера. Но на пути к большой мечте вырастает большая трагедия, фактически вынуждая героиню встать на путь криминала, а в какой-то момент и мести. Хотя и свою мечту стать дизайнером она не забрасывает. Просто этот путь окажется тернист — и будет пролегать через работу с хладнокровной баронессой фон Хельман, эталонно сыгранной Эммой Томпсон. 

Кадр из фильма «Круэлла»

«Круэлла» — симпатичное кино с хорошими актерами, прекрасными костюмами (ими занималась Дженни Беван, в чьей фильмографии «Комната с видом» уживается с «Безумным Максом» — и ее новая работа по смыслу как раз где-то посередине), бойким саундтреком, призванным перенести нас в Лондон 1970-х, и нераздражающим экшеном. И вероятно, один из лучших игровых ремейков в нынешнем портфолио Disney. Как и большинство представителей жанра villain origin story («история происхождения злодея»), он сводит все к простой мысли, что злодеями не рождаются — ими становятся под гнетом обстоятельств. Да и вообще, злодеи — всего лишь «неправильно понятые» герои. С одной стороны, искать объяснение чужим поступкам, разбираться в мотивах, докапывая до детских травм, — очень в духе времени. С другой — воссоздавая те самые обстоятельства непреодолимой силы, вынудившие персонажей перейти на темную сторону, сценаристы порой камня на камне не оставляют от их злодейства и в итоге заставляют зрителя забыть все плохие вещи, ими совершенные. Особенно если придумать «оправдание» для плохих вещей не очень-то получается. Да и какое может быть оправдание для желания освежевать собак?

Кадр из фильма «Круэлла»

Когда в феврале этого года в Сети появился трейлер ленты Крейга Гиллеспи, которому, кстати, не впервой «очеловечивать» того, за кем в поп-культуре закрепился статус злодея (четырьмя годами ранее австралиец снял «Тоню против всех» с Марго Робби в роли скандально известной фигуристки Тони Хардинг), в этих полутора минутах комментаторы чего только не увидели. Героиню Эммы Стоун поспешили сравнить и с Джокером, и даже с Дженни Хамфри в «Сплетнице». Не обошлось и без параллелей с «Дьявол носит Prada» — тем более первый вариант сценария сочинила работавшая над «Дьяволом…» Алин Брош Маккенна (потом его еще как минимум трижды переписывали; к финальной версии причастен Тони Макнамара, подаривший нам «Фаворитку» и «Великую»).

Пожалуй, смотреть на «Круэллу» надо именно так — как ремейк «Дьявол носит Prada», в котором исполнительная, услужливая Эмили в итоге слетает с катушек, потому что в Париж отправили другую Эмили, или, скажем, осовремененную «Золушку» (неспроста же «Эстелла» так созвучно с Cinderella!), — приятнее и проще, чем пытаться разглядеть в Эстелле намеки на грядущую кровожадность. Да, фильм то и дело подбрасывает «пасхалки», соединяющие его с оригиналом (в кадре мелькает даже актриса Таллула Бэнкхед, в свое время оказавшая большое влияние на образ Круэллы), но, будучи «историей происхождения», он не дает ответа на закономерный вопрос: как именно Круэлла стала Круэллой? Не просто целеустремленной бунтаркой с парочкой безумных идей и мрачным чувством юмора, а настоящей злодейкой, готовой спустить шкуру с сотни щенков. Сама героиня, говоря об убийствах, отшучивается: мол, она еще молода, все впереди! Но зритель, проведя в компании Эстеллы-Круэллы больше двух часов, будет ждать от нее разве что убийственно крутых модных шоу — в духе ранних Вивьен Вествуд, Александра Маккуина, Джона Гальяно, которые, как можно подумать, вдохновили создателей картины больше, чем оригинальный персонаж.

Кадр из фильма «Круэлла»