Красота

Нам всем стоит начать выбирать cruelty-free косметику — и вот почему

Немного гуманности и здравого смысла против беспричинного убийства братьев наших меньших

Сегодня отмечается Всемирный день защиты лабораторных животных — согласно мировой статистике, более 115 миллионов из них (только вдумайтесь в эту цифру) каждый год убивают при испытаниях cruelty-продукции. Среди них не только знакомые нам мыши и кролики: в ходе экспериментов и косметических тестов погибают миллионы крыс, лягушек, собак, кошек, хомяков, морских свинок, обезьян, рыб и птиц. Владельцы собак и кошек, должно быть, отлично понимают, что эти животные, как и люди, вполне способны чувствовать страдания и боль — именно поэтому в условиях гуманного мира подобная практика просто недопустима. Но при этом 80 процентов стран все еще разрешают тестировать косметику на животных. Главная боль экоактивистов в том, что большинство обывателей попросту не осознают не только варварство этого способа, но и его бесполезность — да-да, уже давно доказано, что испытания в пробирке ничем уступают по надежности тестированиям на живых существах. Что уж говорить о том, что все компоненты косметики, включая воду, уже были протестированы на животных ранее — повторные испытания попросту бессмысленны.

Но проблема продолжает быть актуальной — аккурат к Дню защиты лабораторных животных режиссер Тайка Вайтити выпустил мультфильм «Спасти Ральфа». В нем лабораторный кролик Ральф в формате документального ролика рассказывает о своей незавидной участи — ослепнуть, оглохнуть, подвергнуться химическим ожогам на всем теле, а в конечном счете умереть, как и вся его семья, от тестирования косметики. Советуем посмотреть эту короткометражку и вам — миллионы людей это уже сделали и даже запустили челлендж в TikTok, где после просмотра со слезами на глазах выбросили всю неэтичную косметику. Чтобы наконец осознать, что вместо живого существа вашу тушь или крем более чем надежно могут протестировать искусственно выращенные органы человека или компьютерная модель, предлагаем развеять главные мифы о неэтичной косметике ниже вместе с нами. А после прочтения ознакомьтесь с петицией о запрете тестирования косметики на животных на территории ЕАЭС.

Миф: если на этикетке есть изображение кролика с надписью cruelty-free, значит, продукт не тестировался на животных

Такие утверждения, как «не испытано на животных», часто относятся к готовому продукту, без учета того, проводились ли негуманные испытания на его компонентах. Реальность такова, что в мире нет четкого регулирования термина cruelty-free. Такие утверждения, как «без жестокости» или даже простое изображение кролика на этикетке могут быть обычным гринвошингом («зеленым» пиаром) и не иметь никакого отношения к действительности. Более того, даже компании c экосертификатами могут быть не до конца этичными, используя протестированное ранее сырье у поставщиков. По словам этичного блогера Маргариты Морозовой, единственный выход — это доверять только самым строгим стандартам, одни из которых — Leaping Bunny и Choose Cruelty Free, которые в том числе требуют, чтобы бренд не принадлежал неэтичной материнской компании. И на одном, и на другом сайте опубликованы списки компаний, которые прошли сертификацию и действительно придерживаются принципов cruelty-free на всех этапах производства.

«Я не считаю, что для своих нужд мы должны эксплуатировать животных. Если вам пока трудно перестать носить кожаную обувь или свитеры из шерсти, то почему бы не сделать маленький важный шаг, который не требует огромных сил и вложений, и не заменить косметику на этичную? Я как раз по этой причине встала на этот путь: мне хотелось хоть чем-то помочь окружающей среде и братьям нашим меньшим», — признается автор этичного блога @marpeta_rus Маргарита Морозова. 

Миф: если продукт не испытан на животных, он может быть опасным для человека

«Существует множество надежных альтернатив — от невеганских испытаний на сперматозоидах быка, мясном бульоне или эмбрионах до полностью веганских люминесцентных бактериальных тестов», — говорит нам Маргарита Морозова. 

  • Компании также могут создавать продукты, используя ингредиенты, уже признанные безопасными, — в ЕС существует целая база уже протестированных на животных ранее компонентов, которые не нуждаются в повторных испытаниях.
  • Тестирование может проходить на клеточном уровне: наука сегодня настолько продвинута, что почти каждый тип клеток человека или животных можно выращивать в лаборатории и преобразовывать их в трехмерные модели для тестирования новых методов лечения и косметики. Исследователи также даже разработали устройства, которые точно имитируют человеческие органы, что позволило двигаться вперед в изучении методов лечения СПИДа и рака.
  • Ученые могут моделировать различные части человеческого тела и проводить виртуальные эксперименты на компьютерных моделях. Они помогают предсказать, как наш организм будет реагировать на определенные ингредиенты и готовый косметический продукт.
  • Использование человеческих тканей, пожертвованных добровольцами, — еще один способ заменить испытания на животных. Например, модели кожи и глаз, сделанные из восстановленной кожи человека, широко используются вместо жестоких и смертоносных тестов на живых существах.
  • Этичными являются и волонтерские исследования, которые проводятся на людях-добровольцах, например, путем «микродозирования» пациентов, чтобы измерить, как малые дозы препарата или компонента влияют на весь человеческий организм.

Миф: проверить косметику на этичность нельзя самостоятельно

Если вы пользуетесь продукцией маленького независимого бренда, который не включен в крупные списки одобренных cruelty-free компаний, вы можете провести расследование самостоятельно. Так и поступила Маргарита Морозова при создании своего списка этичных брендов, с помощью которого любую марку можно проверить на такие категории, как этичность, натуральность, vegan, zero waste. По словам эксперта, для проверки этичности вам понадобится:

  • проверить, есть ли у данного бренда этичные мировые сертификаты или экостандарты (они тоже запрещают тесты на животных);
  • узнать, завозится ли продукция данного бренда в Китай (там тесты на животных являются обязательными до сих пор);
  • уточнить, ввозится ли марка в Россию (если это российские производители, то нужно проверить протокол испытаний, который подается перед декларацией соответствия, и по возможности проверить протоколы испытаний у дистрибьютеров).

Миф: косметика без жестокости по определению веганская

На самом деле это не взаимозаменяемые термины. Если косметический продукт рекламируется как веганский, это означает, что ни один из его ингредиентов не имеет животного происхождения, например, исключены пчелиный воск, мед, желатин, кармин и ланолин. Отсутствие жестокости означает, что продукт не проходит тестирование на животных. Следовательно, косметика может быть веганской, но неэтичной, или этичной, но не веганской.

Миф: компания может быть этичной, но при этом быть представлена в Китае

В этой стране до сих пор существует закон об обязательных испытаниях на животных любой ввозимой продукции. Эта мера безопасности якобы гарантирует то, что в Китае не будет продаваться вредная косметика. Но правда в том, что такой подход безнадежно устарел и требует пересмотров. Тем не менее вся иностранная косметика, импортируемая в Китай, до сих пор должна пройти испытания на животных, чтобы продаваться там. Кроме того, продавая свою продукцию в Китае, компании соглашаются на тестирование продукции как до, так и после появления на прилавках. Предпродажное тестирование означает, что продукты тестируются на животных, прежде чем они попадут в магазины, а постпродажное может произойти в любой момент при повторном требовании властей. Таким образом, этичные косметические бренды ни при каких обстоятельствах не могут продавать свою продукцию в Китае, в противном случае покупателю стоит их игнорировать.

Читайте также