Бьорк и ее самый романтичный образ в истории красных дорожек  

Рассказываем о платье, вдохновленном образом лебедя
Bjork at the arrivals at the 73rd Annual Academy Awards at Shrine Auditorium in Los Angeles California.
Bjork at the arrivals at the 73rd Annual Academy Awards at Shrine Auditorium in Los Angeles, California. (Photo by Mirek Towski/FilmMagic)Бьорк в платье Marjan Pejoski на 73-й церемонии вручения «Оскара», март 2001

Если у кого-то в мире животных и бывает идеальная история любви, то точно у лебедей — они выбирают партнера на всю жизнь и буквально не могут жить без него. Лебеди ухаживают за заболевшими сородичами, а не бросают их. При своей внешней нежности и хрупкости они легко могут дать отпор врагу — один взмах крыла способен даже сломать руку человеку. А еще лебеди теперь навсегда будут ассоциироваться с Бьорк — певица вдохновилась их образом, продумывая свой первый выход на «Оскаре». Самое необычное, самое уродливое, одно из культовых — это платье можно найти в разных рейтингах, но очевидным становится одно: оно вошло в историю мирового костюма и стало каноническим явлением в моде. 

К 2001 году исландская девочка с необычным музыкальным видением Бьорк Гудмундсдоттир уже превратилась в певицу с мировым именем, а ее портфолио пополнилось работой у одного из самых влиятельных режиссеров (в 2000-м вышла лента «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера). Бьорк не только сыграла главную роль, но и написала саундтрек к фильму — картина получила «Золотую пальмовую ветвь», а сама певица — приз за лучшую женскую роль. Главная композиция также была номинирована на «Оскар» и вошла в программу 73-й церемонии. Для Бьорк «Оскар» 2001 стал дебютом. «Я думала, это будет мой первое и последнее появление на «Оскаре», — делилась певица. — Я решила, что нужно внести весомый вклад за этот единственный раз, и выбрала главной темой образа фертильность — я даже снесла на красной дорожке несколько яиц (певица принесла в юбке шесть яиц, которые по очереди оставляла на красной дорожке. — Прим. Vogue)». Бьорк не была фанатом голливудского кино, но хорошо знала творчество одного из главных хореографов в истории американского кино Басби Беркли. Одной из его главных постановок стал танец лебедей — Бьорк решила, что платье в виде самой красивой птицы в природе станет не только яркой данью уважения Беркли, но и воплощением элегантности. 

Бьорк в платье Marjan Pejoski на 73-й церемонии вручения премии «Оскар», март 2001

Wally Skalij

Удивительно, но платье в виде лебедя не пришлось делать на заказ — волею случая Бьорк наткнулась на коллекцию британского дизайнера македонского происхождения Марьяна Пейоски. Платье в виде лебедя дало ей статус белой вороны — до нее еще никто не решался на такие экспериментальные наряды на «Оскаре». «Это всего лишь платье», — комментировала она шквал критики, обрушившийся на хрупкого лебедя, обнимавшего ее тогда за шею на красной дорожке 25 марта. Певицу, привыкшую существовать в собственном полусказочном мире без оглядки на чужие нормы, это ничуть не расстроило. Платье настолько ей нравилось, что даже оказалось на обложке четвертого студийного альбома Vespertinе — того самого, который сама Бьорк охарактеризовала как «саундтрек для приготовления бутерброда». На самом деле под таким описанием скрывались очень личные тексты, посвященные своей семье, мужу и собственным чувствам. Ну а лебедь на обложке — как символ моногамии — был лишь дополнительной иллюстрацией ее ценностей.

На протяжении этих двадцати лет наряд Бьорк служил то поводом для шуток, то источником вдохновения. Например, в кутюрной коллекции Valentino весна-лето 2014, посвященной мировой опере, Пьерпаоло Пиччоли и Мария Грация Кьюри представили платье из тюля, по своему силуэту безошибочно напоминающее тот самый наряд певицы. Индивидуальность важнее эстетики — ведь «Оскар» видел столько красивых платьев, но среди немногих запомнил именно белоснежного лебедя Бьорк. 

Эллен Дедженерес на 53-й церемонии вручения Emmy, ноябрь 2001

LUCY NICHOLSON

 Valentino haute couture весна-лето 2014