Бьорк и ее самый романтичный образ в истории красных дорожек  

Рассказываем о платье, вдохновленном образом лебедя
Bjork at the arrivals at the 73rd Annual Academy Awards at Shrine Auditorium in Los Angeles California.
Бьорк в платье Marjan Pejoski на 73-й церемонии вручения «Оскара», март 2001

Если у кого-то в мире животных и бывает идеальная история любви, то точно у лебедей — они выбирают партнера на всю жизнь и буквально не могут жить без него. Лебеди ухаживают за заболевшими сородичами, а не бросают их. При своей внешней нежности и хрупкости они легко могут дать отпор врагу — один взмах крыла способен даже сломать руку человеку. А еще лебеди теперь навсегда будут ассоциироваться с Бьорк — певица вдохновилась их образом, продумывая свой первый выход на «Оскаре». Самое необычное, самое уродливое, одно из культовых — это платье можно найти в разных рейтингах, но очевидным становится одно: оно вошло в историю мирового костюма и стало каноническим явлением в моде. 

К 2001 году исландская девочка с необычным музыкальным видением Бьорк Гудмундсдоттир уже превратилась в певицу с мировым именем, а ее портфолио пополнилось работой у одного из самых влиятельных режиссеров (в 2000-м вышла лента «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера). Бьорк не только сыграла главную роль, но и написала саундтрек к фильму — картина получила «Золотую пальмовую ветвь», а сама певица — приз за лучшую женскую роль. Главная композиция также была номинирована на «Оскар» и вошла в программу 73-й церемонии. Для Бьорк «Оскар» 2001 стал дебютом. «Я думала, это будет мой первое и последнее появление на «Оскаре», — делилась певица. — Я решила, что нужно внести весомый вклад за этот единственный раз, и выбрала главной темой образа фертильность — я даже снесла на красной дорожке несколько яиц (певица принесла в юбке шесть яиц, которые по очереди оставляла на красной дорожке. — Прим. Vogue)». Бьорк не была фанатом голливудского кино, но хорошо знала творчество одного из главных хореографов в истории американского кино Басби Беркли. Одной из его главных постановок стал танец лебедей — Бьорк решила, что платье в виде самой красивой птицы в природе станет не только яркой данью уважения Беркли, но и воплощением элегантности. 

Бьорк в платье Marjan Pejoski на 73-й церемонии вручения премии «Оскар», март 2001

Wally Skalij

Удивительно, но платье в виде лебедя не пришлось делать на заказ — волею случая Бьорк наткнулась на коллекцию британского дизайнера македонского происхождения Марьяна Пейоски. Платье в виде лебедя дало ей статус белой вороны — до нее еще никто не решался на такие экспериментальные наряды на «Оскаре». «Это всего лишь платье», — комментировала она шквал критики, обрушившийся на хрупкого лебедя, обнимавшего ее тогда за шею на красной дорожке 25 марта. Певицу, привыкшую существовать в собственном полусказочном мире без оглядки на чужие нормы, это ничуть не расстроило. Платье настолько ей нравилось, что даже оказалось на обложке четвертого студийного альбома Vespertinе — того самого, который сама Бьорк охарактеризовала как «саундтрек для приготовления бутерброда». На самом деле под таким описанием скрывались очень личные тексты, посвященные своей семье, мужу и собственным чувствам. Ну а лебедь на обложке — как символ моногамии — был лишь дополнительной иллюстрацией ее ценностей.

На протяжении этих двадцати лет наряд Бьорк служил то поводом для шуток, то источником вдохновения. Например, в кутюрной коллекции Valentino весна-лето 2014, посвященной мировой опере, Пьерпаоло Пиччоли и Мария Грация Кьюри представили платье из тюля, по своему силуэту безошибочно напоминающее тот самый наряд певицы. Индивидуальность важнее эстетики — ведь «Оскар» видел столько красивых платьев, но среди немногих запомнил именно белоснежного лебедя Бьорк. 

Эллен Дедженерес на 53-й церемонии вручения Emmy, ноябрь 2001

LUCY NICHOLSON

 Valentino haute couture весна-лето 2014