«Она одинаково связана с природой, искусством и инновациями», — так дизайнер и кутюрье Ирис ван Херпен описывает женщину, для которой создает свою одежду. «Но вместе с тем ценит комфорт, не боится экспериментировать с материалами и фасонами». В своей новой коллекции под названием Earthrise (а также в сопровождающем ее фильме, который по-настоящему завораживает) черты ее фирменного стиля раскрываются с неожиданной для нас стороны.
Сегодня Ирис исполняется 37 лет, а свой модный Дом она основала в 2007-м: с тех пор в индустрии она прославилась как настоящий инноватор, разрушающий все стереотипы о том, какой должна быть высокая мода (вспомните скульптурные платья, которые словно оживали при малейшем порыве ветра из гипнотической коллекции осень-зима 2019). Шедевры ван Херпен носят Бейонсе, Леди Гага, Наоми Кэмпбелл и другие мировые звезды как на красных дорожках, так и в повседневной жизни.
Ирис обожает объединять классику и новые технологии — она использует 3D-печать, графичные принты, цифровые конструкции и прочие новации так, как этого прежде не делал никто. «Я питаю настоящую страсть к своей профессии», — признается Ирис.
Вместе с чемпионкой мира по прыжкам с парашютом Домитилль Кигер ван Херпен создала коллекцию, навеянную экстримом, полную скрупулезно продуманных конструкций и необычных материалов. И в придачу к ней представляет новый фильм: захватывающую ленту с невероятной кульминацией — Кигер в творениях Ирис парит над землей и выполняет разные акробатические трюки. «Никто не задумывается о связи кутюра с парашютным спортом, но на деле они очень близки», — говорит дизайнер, отмечая, что в этом спорте, как и в жизни, очень многое решает одежда. «Мне хотелось посвятить коллекцию Домитилль, ее смелости и невероятному образу жизни».
Мы встретились с дизайнером в Zoom, чтобы обсудить ее новую коллекцию, фильм, связь между парашютным спортом и высокой модой, а также услышать ее размышления по поводу будущего индустрии после пандемии.
Моя бабушка коллекционировала костюмы — и современные, и исторические, все это хранилось у нее на чердаке. В детстве я часто туда заглядывала, примеряла их и представляла, как переношусь в разные миры — наверное, тогда я впервые почувствовала силу моды. Еще я довольно рано начала мастерить что-то руками, моя мама тоже шила. Меня одинаково привлекают и мода, и искусство. Связь между историей и будущим моды прекрасна, вот что я пытаюсь передать в своих работах.
Я впервые прыгнула с парашютом в 17 лет — этот опыт навсегда остался в моей памяти. C тех пор постоянно слежу за прославленными спортсменами, чемпионами мира, вроде Домитилль. Я посвятила жизнь тканям — драпировкам и крою, у Домитилль с ними тоже особая связь — от того, как ткань развернется и примет ли правильную форму, зависит ее жизнь.
Я написала Домитилль, она пришла ко мне в ателье, мы долго проговорили о сходстве наших профессий — и там, и там ты постоянно раздвигаешь границы возможного. По-моему, мы отлично сработались. Большинство считает прыжки с парашютом спортом, а для меня это своего рода художественное заявление.
Все началось с одного снимка 1968 года (его сделал член экипажа «Аполлона-8» Уильям Андерс) — взгляд астронавта на Землю с перспективы Луны. Поэтому в коллекции много зеленых и синих оттенков — цвета нашей планеты. В архиве NASA тоже было найдено немало вдохновения.
Какого-то особого подхода нет, но я всегда стараюсь искать нестандартный подход, мне нравится привлекать к работе людей из разных сфер — архитекторов, исследователей, биологов. Это помогает взглянуть на моду иначе, и устойчивое развитие играет тут значительную роль. Это длинный и долгий путь, но я верю, что наши труды рано или поздно принесут свои плоды.
В прошлом сезоне мы начали сотрудничать с Parley for the Oceans (некоммерческой организацией, которая занимается защитой океанов), в частности, создавать невероятные деликатные ткани из переработанного пластика, который собирают в водах океанов. В этой коллекции они присутствуют в самых разных изделиях, есть даже целые образы из них.
Ключевой элемент коллекции — изящная конструкция из тысяч сфер разных размеров и оттенков, создающих оптическую иллюзию движения и глубины. Каждый круг для нее вырезан вручную и имеет тончайший контур (шириной 1 мм) — его создавали отдельно.
Другую задумку мне помог воплотить в жизнь художник Роган Браун — он создает многослойные бумажные скульптуры, отсылающие к научным иллюстрациям. При помощи этой техники мы создали ряд вполне носибельных предметов. Думаю, эти два процесса можно считать самыми сложными и времязатратными для нашей команды из всех.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Мы хотели воссоздать ощущение полета. Часть съемок проходила во Франции (прыжки Домитилль), часть в Доломитовых Альпах в Италии. Режиссером фильма выступила Маша Васюкова, я уже какое-то время за ней слежу и восхищаюсь ее работами. Маша участвовала в процессе с самого начала — с момента разработки коллекции. Еще Цуниана (модель и музыкант непальского происхождения) очень нам помогла — это она поет в фильме.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Возможность устраивать показы в офлайне крайне важна — от этого никуда не деться. Хотя сейчас появилось множество альтернативных способов презентации коллекций — и цифровых, и физических. Это своего рода глоток свежего воздуха, и я очень надеюсь, что это ощущение свободы останется с нами.