Из чего состояла униформа Энди Уорхола (и чему мы можем у него научиться)

В день рождения художника разбираем его стиль
Andy Warhol sitting during the opening of his exhibition at the Whitney Museum.
1971 год. Фото: Getty Images/Bettmann

Его звали Андрей Вархола. Он родился 6 августа 1928 года в американском индустриальном городе Питтсбурге в семье бедных иммигрантов из Чехословакии. Он был болезненным, слабым ребенком и много времени проводил дома, рассматривая журналы и делая коллажи из газетных вырезок. Он любил рисовать, особенно разные предметы из окружающего быта — настенные часы, лампы, стулья, фактурные ткани. Его родители были простыми рабочими, едва говорили по-английски и не имели никакого отношения к миру искусства. Хотя известно, что его мама Юлия сама любила создавать что-то своими руками: она мастерила цветы из консервных банок и бумаги, а потом продавала их, чтобы как-то заработать на жизнь. После окончания учебы в Технологическом институте Карнеги (в области графического дизайна) он переехал в Нью-Йорк, где первые годы провел в нищете и безвестности, занимаясь оформлением витрин магазинов и иллюстрацией. Пройдет время, и он станет человеком, который изменит культурный ландшафт второй половины XX века. Станет ключевой фигурой на мировой арт-сцене, магнитом для нью-йоркской богемы и одной из самых влиятельных личностей в истории искусства. Но мир будет знать и помнить его уже под другим именем — Энди Уорхол.

Жизнь и работа художника Энди Уорхола с самого начала оказались тесно переплетены с фэшн-индустрией. Еще в 1950-е годы, на старте своей невероятной карьеры, он создавал иллюстрации для глянцевых журналов — среди них Glamour, Harper’s Bazaar и Vogue. Уорхол поддерживал дружбу со знаменитыми дизайнерами, в числе которых были Диана фон Фюрстенберг, Джорджо Армани, Джанни Версаче, Рой Холстон и Ив Сен-Лоран. Он также тесно общался с легендарной Дианой Вриланд — модным критиком и главным редактором американского Vogue. Уорхол умел как никто чувствовать дух времени: он всячески поддерживал молодых талантливых художников — Жан-Мишеля Баския и Кита Харинга, а также был продюсером рок-группы The Velvet Underground.

Энди Уорхол и Эди Седжвик, 1965

New York Daily News Archive

Имя самого Энди Уорхола еще при жизни стало его личным брендом. Сейчас оно в первую очередь ассоциируется с поп-артом — направлением в искусстве 1950–1960-х годов. Но почему эта эстетика была так важна для самого Энди? Поп-арт возник из самых простых банальных вещей, которые были в окружении каждого человека, живущего в эпоху потребления. Энди сделал искусством то, что было частью повседневной рутины. То, что было понятным и хорошо знакомым. Энди переосмыслил сам феномен узнаваемости, он придал неприметным вещам — коробкам моющего средства Brillo или банкам из-под супа Campbell’s — яркую визуальную идентичность. Но, пожалуй, его самым коммерчески успешным арт-проектом был он сам. Энди Уорхол сам был своим искусством.

1966 год

Bettmann

После просмотра архивных фотографий создается впечатление, будто Энди всегда был одет очень невыразительно — простые джинсы, простая клетчатая рубашка, простой пиджак, простая кожаная куртка. Но именно эти неброские вещи, из которых составлены лаконичные образы Энди, помогали ему поддерживать имидж интеллектуала и творца, а самое главное — не сливаться с пестрящим фоном. Большую часть времени его окружали разодетые модели, актеры, музыканты, ярко накрашенные полуобнаженные женщины в нарядах с перьями, блестками и броскими принтами. Богемный пафос творческой среды как будто бы культивировал в художниках и артистах желание выглядеть оригинально, быть не как все, выделяться. Эпоха массового потребления этому всячески способствовала — любой мог подобрать себе самые разные вещи, самых разных цветов, самых разных форм, из самых разных материалов. Однако культура консьюмеризма принесла в мир не только разнообразие выбора, но также иллюзию уникальности. Парадоксально, но как вы можете выделяться в обществе, где пытаются выделиться все?

1968 год

Santi Visalli Inc.

Если в мире торговых центров и продукции масс-маркета ты не можешь быть оригинальным, ты всегда можешь быть антиоригинальным. Энди, воспеватель всех самых массовых товаров потребления и популярных культурных символов, транслировал это не только через свое искусство, но и через свой образ.

Британский писатель и модный критик Чарли Портер (не так давно была опубликована его книга «Что носят художники») отмечал в газете Financial Times, что Энди Уорхол как художник был ярким представителем поколения, которое впервые стало воспринимать джинсы не только как функциональный, но еще и очень модный предмет гардероба. Энди — как и все в его время — обожал деним. Любимый бренд джинсовой одежды — Levi’s. Клетчатые рубашки, которые мог носить любой офисный работник, тоже были одной из излюбленных вещей в его гардеробе. Сочетая такие рубашки с очками фирмы Moscot, галстуком-бабочкой, джемпером и твидовым пиджаком, Энди создавал свои вариации на тему хорошо читаемого schoolboy style.

1971 год

Brian Moody/Shutterstock

1977 год

Franco Origlia

При всей своей приверженности к массовой культуре Энди Уорхол всегда оставался Энди Уорхолом, он был узнаваем сам по себе. Возможно, цельность его образа сложилась благодаря его униформе. Футболки и лонгсливы в полоску, кожаные куртки всевозможных фасонов, солнцезащитные очки (даже в темное время суток и в помещениях), платиновый парик (чаще всего взъерошенный) и, конечно, элегантная обувь. С обувью у Энди вообще были особые отношения — можно сказать, он был одержим ею. Интересно, что успех в начале карьеры ему обеспечили именно рекламные иллюстрации для обувного бренда I. Miller. Кроме того, у него была огромная личная коллекция женской обуви. А у известного бренда Berluti даже есть оригинальная модель The Andy Warhol Loafer, созданная специально по заказу самого Энди.

1971 год

Images Press

«Если вы хотите знать все об Энди Уорхоле, просто посмотрите на мои картины, на мои фильмы и на меня — это и есть я. Ничего большего за этим не стоит», — говорил Уорхол. На протяжении всей своей жизни он как будто старательно культивировал образ поверхностного человека. Большим брендам, как известно, прощается многое, любая эксцентрика может быть воспринята как творческий эксперимент со смыслом. Энди был большим брендом, он экспериментировал, он позволял себе быть эксцентричным — в своем искусстве, высказываниях, действиях (к примеру, он не скрывал своей гомосексуальности во времена, когда права геев абсолютно никак не были защищены, и их жизнь почти постоянно подвергалась опасности). Все мы знаем Энди Уорхола по ярким цветным изображениям знаменитостей или предметов поп-культуры. Но в своем образе он маскировал собственную яркость под неброской одеждой, очками и седым париком.

1980 год

Patrick McMullan

Собрали для вас несколько вещей на случай, если вы захотите примерить стиль Энди Уорхола — абсолютно агендерный и вневременной.

Очки Saint Laurent, 29700 рублей, tsum.ru

Рубашка Acne Studios, 31500 рублей, tsum.ru

Жакет Blazé Milano, 87456 рублей, net-a-porter.com

Джинсы Levi's, 9814 рублей, farfetch.com

Лоферы Ganni, 28208 рублей, farfetch.com

Куртка Theory, 51135 рублей, farfetch.com

Рубашка Nanushka, 30800 рублей, tsum.ru

Плащ AMI Paris, 91461 рубль, farfetch.com

Лоферы Roger Vivier, 63555 рублей, net-a-porter.com

Очки Moscot, 37060 рублей, farfetch.com

Куртка Drome, 63500 рублей, tsum.ru

На сайте могут фигурировать ссылки на внешние ресурсы, которые мы не администрируем и не контролируем. Политика конфиденциальности, практикуемая другими сайтами, не находится в сфере нашего влияния. Как только вы осуществляете переход на другие ресурсы, вы должны найти информацию об их политике конфиденциальности, прежде чем вводить на них свои данные.