Мода

Почему униформа — новый показатель успеха, в котором мы все очень нуждались

Сегодня меньше значит больше
Униформа — новое слово в моде и показатель успеха в котором мы все нуждались. Почему
Фран Лебовиц. Фото: Patrick McMullan

На протяжении всей нашей жизни униформа по большей части вызывает у нас отрицательные чувства. Сначала в школе: колючие шерстяные юбки, заправленные в них рубашки, которые постоянно топорщатся над ремнем, жаркий пиджак с эмблемой, которая обязательно портит монохромный ансамбль, и полное отсутствие свободы в том возрасте, когда экспериментов над собой хочется больше всего. В больницах и поликлиниках мы боимся белых халатов — одна только мысль о них вызывает приступ страха и пускает по спине поток холодного пота, даже если назначенная вам процедура не предполагает вмешательств иголок и лезвий. Сильнее других не любят униформу те, кому приходится в ней работать — в отличие от школьников они не могут быть уверены в том, что через 11 лет ее можно будет снять, и это ежедневное однообразие иногда сводит с ума.

В России униформа традиционно вызывают скорее тревогу, чем ощущение спокойствия. Об этом еще два года назад говорила Ирина Горбачева — при виде людей в камуфляже мы чувствуем себя не под защитой (как должны), а под угрозой. А вот врачи (которых раньше большинство из нас панически боялось) за прошлый год стали настоящими супергероями — без кейпов, но все-таки в униформе.

Эта безусловная сила, самоотверженность и храбрость врачей по всему миру, конечно, не могла не отразиться на индустрии моды. Некоторые бренды — например, Hermès и Fendi — отдали врачам дань уважения в своих новых коллекциях, обыграв в них медицинские фартуки 1960-х годов и белые халаты. Другие же подошли к вопросу более основательно и решили переосмыслить униформу как явление. И не только в своих коллекциях — некоторые дизайнеры собственным примером начали показывать, что универсальный, (хотя бы частично) формальный и лаконичный образ может не только решить вечную проблему «что надеть», но и вывести на передний план именно личность, а не то, во что она «упакована».

Hermès весна-лето 2021, Fendi весна-лето 2021

Так, после первого показа Prada Рафа Симонса и Миуччи Раф сказал: «Мы работали над метафорической униформой — одеждой, в которой ты будешь чувствовать себя хорошо. Чем-то, что поможет выразить себя и не будет модным всего сезон». Прада с Симонсом согласилась и описала свою униформу образца-2020 — белая плиссированная юбка из хлопка и синий свитер. И хотя Миучча заговорила о ней только сейчас, идеальную формулировку для своей униформы она придумала еще много лет назад: юбка миди, джемпер и туфли на каблуке, а в некоторых случаях еще и накинутое на плечи пальто, которое Миучча своим фирменным жестом придерживает на груди.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Если задуматься, можно насчитать десяток дизайнеров, которые годами не изменяют своим любимым сочетаниям в одежде. Ральф Лорен, например, обожает джинсы и почти всегда носит их с рубашками и джемперами, заправленными за пояс. Жан-Поль Готье всегда в черном (или в тельняшке). А имя Карла Лагерфельда стало почти синонимом смокингу и кожаным перчаткам. Новое поколение дизайнеров тоже стремится к простоте и лаконичности. Джонатан Андерсон всегда в темно-синем свитшоте, Люк и Люси Мейер — в matching-водолазках или футболках, а Ричард Куинн — в расстегнутой (или полурасстегнутой) рубашке, надетой поверх серой футболки.

Невольно возникает вопрос: если все эти дизайнеры годами придерживаются одного и того же образа, то зачем они ежесезонно продают нам новую моду? По тридцать образов в каждой коллекции, многие из которых никогда и ни при каких условиях не поместятся в термин «база». Ответов здесь несколько. Первый: дизайнеры — вне зависимости от возраста, пола и других факторов — часто пресыщаются обилием красок и форм и делают сознательный выбор в пользу отказа от них в своих гардеробах. Второй: чтобы прийти к собственной четко сформулированной униформе, вам придется пройти через тернии всего, что предлагает рынок — иначе как вы поймете, в чем чувствуете себя комфортно, а в чем нет (только если вы не везунчик, который может сделать это интуитивно). Третий: униформа может складываться из чего угодно. В современном мире она не обязана напоминать вам ненавистную школьную «тройку». Если ваше «go to»-сочетание — это леопардовая юбка и белая рубашка, провозгласите своей формой именно его и будьте счастливы. К тому же базовый гардероб приносит радость только в том случае, если одежда прослужит вам верой и правдой не один сезон. И в этом смысле за кашемировыми свитерами и идеальными джинсами можно пойти к тому же Дэниелу Ли в Bottega Veneta или к Мейерам в Jil Sander.

Джонатан Андерсон, Ричард Куинн, Люк и Люси Мейер

Но дизайнеры — не единственные, кто решительно отказывается от ежедневного разнообразия. И сейчас вам в голову наверняка придут Стив Джобс и Марк Цукерберг — техногении, которые перевели прицел внимания с себя на свой продукт. И если тогда, много лет назад, это решение казалось почти эпатажным, то сегодня сложно придумать что-то более рациональное и даже мудрое. Или другой пример — американская писательница Фран Лебовиц, которую в общем-то надо скорее читать и слушать, но на которую почему-то хочется еще и бесконечно смотреть. Вот уже много лет Лебовиц не изменяет мужским рубашкам под запонки, пиджакам с Сэвил-Роу, синим джинсам Levi’s, ковбойским ботинкам, длинным пальто строгого кроя и круглым очкам в роговой оправе. И хотя она наверняка возмутится, если узнает, что вы пришли в лондонское ателье с ее фотографией и попросили сшить «пиджак как у Фран», после просмотра сериала Скорсезе «Представьте, что это город» вам очень захочется это сделать. Потому что наличие такого отточенного, продуманного до мельчайших деталей стиля сперва поражает, а потом вызывает желание быть похожим. И не будь его у Фран, ее образ вряд ли стал бы таким культовым.

К тому же униформа прекрасно рифмуется со всемирной тенденцией на осознанное потребление. И давайте не будем лукавить: нас (часто даже на подсознательном уровне) восхищают те, кто делает выбор в пользу этой осознанности. Вспомните хотя бы, какой вау-эффект произвел Хоакин Феникс в начале 2020-го, когда решил на все премии ходить в одном и том же смокинге Stella McCartney. И хотя с понятием «униформа» такой жест имеет мало общего, посыл у них одинаковый: меньше — больше. Поэтому нам так приятно равняться на всех вышеперечисленных — будь то дизайнеры, писатели, актеры или представители мира IT. В современных реалиях униформа — новый показатель успеха и уверенности в себе. А отказ от импульсивных покупок, которые вам, возможно, никогда не пригодятся — лучшее, что вы можете сделать не только для мира, но и для себя лично.

Фран Лебовиц

NurPhoto