© Фран Лебовиц. Фото: Patrick McMullan

Мода

Почему униформа — новый показатель успеха, в котором мы все очень нуждались

Сегодня меньше значит больше

На протяжении всей нашей жизни униформа по большей части вызывает у нас отрицательные чувства. Сначала в школе: колючие шерстяные юбки, заправленные в них рубашки, которые постоянно топорщатся над ремнем, жаркий пиджак с эмблемой, которая обязательно портит монохромный ансамбль, и полное отсутствие свободы в том возрасте, когда экспериментов над собой хочется больше всего. В больницах и поликлиниках мы боимся белых халатов — одна только мысль о них вызывает приступ страха и пускает по спине поток холодного пота, даже если назначенная вам процедура не предполагает вмешательств иголок и лезвий. Сильнее других не любят униформу те, кому приходится в ней работать — в отличие от школьников они не могут быть уверены в том, что через 11 лет ее можно будет снять, и это ежедневное однообразие иногда сводит с ума.

В России униформа традиционно вызывают скорее тревогу, чем ощущение спокойствия. Об этом еще два года назад говорила Ирина Горбачева — при виде людей в камуфляже мы чувствуем себя не под защитой (как должны), а под угрозой. А вот врачи (которых раньше большинство из нас панически боялось) за прошлый год стали настоящими супергероями — без кейпов, но все-таки в униформе.

Эта безусловная сила, самоотверженность и храбрость врачей по всему миру, конечно, не могла не отразиться на индустрии моды. Некоторые бренды — например, Hermès и Fendi — отдали врачам дань уважения в своих новых коллекциях, обыграв в них медицинские фартуки 1960-х годов и белые халаты. Другие же подошли к вопросу более основательно и решили переосмыслить униформу как явление. И не только в своих коллекциях — некоторые дизайнеры собственным примером начали показывать, что универсальный, (хотя бы частично) формальный и лаконичный образ может не только решить вечную проблему «что надеть», но и вывести на передний план именно личность, а не то, во что она «упакована».

Hermès весна-лето 2021, Fendi весна-лето 2021

Так, после первого показа Prada Рафа Симонса и Миуччи Раф сказал: «Мы работали над метафорической униформой — одеждой, в которой ты будешь чувствовать себя хорошо. Чем-то, что поможет выразить себя и не будет модным всего сезон». Прада с Симонсом согласилась и описала свою униформу образца-2020 — белая плиссированная юбка из хлопка и синий свитер. И хотя Миучча заговорила о ней только сейчас, идеальную формулировку для своей униформы она придумала еще много лет назад: юбка миди, джемпер и туфли на каблуке, а в некоторых случаях еще и накинутое на плечи пальто, которое Миучча своим фирменным жестом придерживает на груди.

Если задуматься, можно насчитать десяток дизайнеров, которые годами не изменяют своим любимым сочетаниям в одежде. Ральф Лорен, например, обожает джинсы и почти всегда носит их с рубашками и джемперами, заправленными за пояс. Жан-Поль Готье всегда в черном (или в тельняшке). А имя Карла Лагерфельда стало почти синонимом смокингу и кожаным перчаткам. Новое поколение дизайнеров тоже стремится к простоте и лаконичности. Джонатан Андерсон всегда в темно-синем свитшоте, Люк и Люси Мейер — в matching-водолазках или футболках, а Ричард Куинн — в расстегнутой (или полурасстегнутой) рубашке, надетой поверх серой футболки.

Невольно возникает вопрос: если все эти дизайнеры годами придерживаются одного и того же образа, то зачем они ежесезонно продают нам новую моду? По тридцать образов в каждой коллекции, многие из которых никогда и ни при каких условиях не поместятся в термин «база». Ответов здесь несколько. Первый: дизайнеры — вне зависимости от возраста, пола и других факторов — часто пресыщаются обилием красок и форм и делают сознательный выбор в пользу отказа от них в своих гардеробах. Второй: чтобы прийти к собственной четко сформулированной униформе, вам придется пройти через тернии всего, что предлагает рынок — иначе как вы поймете, в чем чувствуете себя комфортно, а в чем нет (только если вы не везунчик, который может сделать это интуитивно). Третий: униформа может складываться из чего угодно. В современном мире она не обязана напоминать вам ненавистную школьную «тройку». Если ваше «go to»-сочетание — это леопардовая юбка и белая рубашка, провозгласите своей формой именно его и будьте счастливы. К тому же базовый гардероб приносит радость только в том случае, если одежда прослужит вам верой и правдой не один сезон. И в этом смысле за кашемировыми свитерами и идеальными джинсами можно пойти к тому же Дэниелу Ли в Bottega Veneta или к Мейерам в Jil Sander.

Джонатан Андерсон, Ричард Куинн, Люк и Люси Мейер

Но дизайнеры — не единственные, кто решительно отказывается от ежедневного разнообразия. И сейчас вам в голову наверняка придут Стив Джобс и Марк Цукерберг — техногении, которые перевели прицел внимания с себя на свой продукт. И если тогда, много лет назад, это решение казалось почти эпатажным, то сегодня сложно придумать что-то более рациональное и даже мудрое. Или другой пример — американская писательница Фран Лебовиц, которую в общем-то надо скорее читать и слушать, но на которую почему-то хочется еще и бесконечно смотреть. Вот уже много лет Лебовиц не изменяет мужским рубашкам под запонки, пиджакам с Сэвил-Роу, синим джинсам Levi’s, ковбойским ботинкам, длинным пальто строгого кроя и круглым очкам в роговой оправе. И хотя она наверняка возмутится, если узнает, что вы пришли в лондонское ателье с ее фотографией и попросили сшить «пиджак как у Фран», после просмотра сериала Скорсезе «Представьте, что это город» вам очень захочется это сделать. Потому что наличие такого отточенного, продуманного до мельчайших деталей стиля сперва поражает, а потом вызывает желание быть похожим. И не будь его у Фран, ее образ вряд ли стал бы таким культовым.

К тому же униформа прекрасно рифмуется со всемирной тенденцией на осознанное потребление. И давайте не будем лукавить: нас (часто даже на подсознательном уровне) восхищают те, кто делает выбор в пользу этой осознанности. Вспомните хотя бы, какой вау-эффект произвел Хоакин Феникс в начале 2020-го, когда решил на все премии ходить в одном и том же смокинге Stella McCartney. И хотя с понятием «униформа» такой жест имеет мало общего, посыл у них одинаковый: меньше — больше. Поэтому нам так приятно равняться на всех вышеперечисленных — будь то дизайнеры, писатели, актеры или представители мира IT. В современных реалиях униформа — новый показатель успеха и уверенности в себе. А отказ от импульсивных покупок, которые вам, возможно, никогда не пригодятся — лучшее, что вы можете сделать не только для мира, но и для себя лично.

Фран Лебовиц

© NurPhoto