Как дизайнеры переосмысляют народные традиции и ремесла

Рассказываем, как с национальной культурой работают Андрей Артемов, Ульяна Сергеенко, Фрол Буримский и не только
ok
okOcchii

Дальше авангарда в исследованиях русской культуры российские дизайнеры уходят нечасто. Народные промыслы, матрешки, кокошники — все это в модных кругах до недавних пор не вызывало восторга. На такие вещи, за редкими исключениями, привыкли смотреть как на продукцию сувенирную — в одном ряду с шапками-ушанками и балалайками. Такой «сувенирный» фэшн-патриотизм стал когда-то главной фишкой Дениса Симачева. Симачевская хохлома была воплощением китча и роскоши, показного и разудалого духа нулевых. Именно на них пришелся расцвет марки — хотя Denis Simachev Shop & Bar, разрисованный под хохлому, встал посреди Столешникова переулка на долгие годы.

Клуб закрылся в позапрошлом году. Расписные блоки, покрывавшие здание, разошлись по рукам — как память. А вот интерес к русской культуре среди российских дизайнеров в последние годы только вырос. Изменилась картинка этого интереса — из нее ушел китч, та самая сувенирность. «Народные» элементы перестали восприниматься просто как декоративные. Они здесь не ради яркой и бьющей по лбу деревянной ложкой картинки.

Работа над коллекцией Couture SS21 Ulyana Sergeenko

Для Ульяны Сергеенко русскость стала важным мотивом с первой коллекции — не всегда парадная, хрупкая, выросшая из детских воспоминаний дизайнера. Одним из знаковых объектов марки наряду с роскошными корсетными нарядами стали, например, закрытые платья в цветок, какие шили бабушки внучкам. Ульяна постоянно работает с ремеслами, сотрудничая с маленькими­ ателье и большими фабриками, вписывая их в современный кутюр. В последней коллекции появились эмалевые броши в технике ростовской финифти, елецкие кружева, гусевский хрусталь.

Работа над коллекцией Couture SS21 Ulyana Sergeenko

Работа над коллекцией Couture SS21 Ulyana Sergeenko

Эскиз вологодского кружева коллекции Flor et Lavr

Flor et Lavr

Давний соратник Сергеенко Фрол Буримский в прошлом году запустил марку Flor et Lavr — русский дух и богатство народных техник восхищали его всегда. Андрей Артемов в свежих коллекциях WOS использует элементы национальных костюмов Башкирии, переосмысляет традиционные вышивки. Для него это тоже не в новинку — народным костюмам он посвятил дипломную работу. Хотя о любимом дизайнере светских девушек, вошедшем в моду под слоганом I’m a Luxury, слышать такое неожиданно.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Никита Калмыков, основатель Odor, скупает винтажные кружева российских мастериц — сейчас в основном на Avito, «спасая» от тех, кто не понимает их ценности. Это для Никиты не просто сплетения ниток — это часть ­чьей-то семейной истории. И сохранить ее, сберечь — миссия Odor. Началась она с семьи дизайнера: он нашел дома шторы и простыни с кружевами. Сшила их бабушка Никиты, а кружева сплела ее мать — Никита же дал им новую жизнь. Получились нежные и светлые внегендерные вещи. 

Odor

Occhii — бренд из Нью-Йорка с русскими корнями — тоже работает с винтажными материалами. Главную роль в коллекциях играют павловопосадские платки, отходы с платочной мануфактуры. В этих вещах нет сентиментальности — смотрятся они как броня, прошедшая через сражения.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Человеку нужны корни» — такой постер среди прочих запомнился зрителям показа Jahnkoy во дворе Всероссийского музея декоративного искусства в 2018 году. С исследования корней и началась марка Марии Казаковой, финалистки LVMH Prize. В ее коллекциях спортивные костюмы мешались с кокошниками, традиционные русские орнаменты — с резкой графикой и мотивами других культур. А народные танцы на том показе исполнялись под Джастина Тимберлейка. Название бренда дизайнер расшифровывает как «деревня нового духа», и возвращение исконной, деревенской русской культуры в поле нашего зрения — ее важная задача. Хотя в детстве, говорит девушка в интервью, казалось, что «деревня — это не круто».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Ту же мысль — что пренебрежение к народному, русскому было, но уходит — высказывает и Ольга Михайловская, постоянный автор Vogue. Вместе с продюсером Евгенией Филипповой она запустила онлайн-магазин Front, собрав талантливых дизайнеров, которые работают с идеями народного костюма. И делают современные вещи. Таких немало — и подход у всех очень разный. Богатство народной культуры дает бесконечное поле для интерпретаций. Возвращаясь к корням, многие дизайнеры окунаются и в собственную память — и находят не только свежие силуэты, но и что-то большее. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.