Дальше авангарда в исследованиях русской культуры российские дизайнеры уходят нечасто. Народные промыслы, матрешки, кокошники — все это в модных кругах до недавних пор не вызывало восторга. На такие вещи, за редкими исключениями, привыкли смотреть как на продукцию сувенирную — в одном ряду с шапками-ушанками и балалайками. Такой «сувенирный» фэшн-патриотизм стал когда-то главной фишкой Дениса Симачева. Симачевская хохлома была воплощением китча и роскоши, показного и разудалого духа нулевых. Именно на них пришелся расцвет марки — хотя Denis Simachev Shop & Bar, разрисованный под хохлому, встал посреди Столешникова переулка на долгие годы.
Клуб закрылся в позапрошлом году. Расписные блоки, покрывавшие здание, разошлись по рукам — как память. А вот интерес к русской культуре среди российских дизайнеров в последние годы только вырос. Изменилась картинка этого интереса — из нее ушел китч, та самая сувенирность. «Народные» элементы перестали восприниматься просто как декоративные. Они здесь не ради яркой и бьющей по лбу деревянной ложкой картинки.
Для Ульяны Сергеенко русскость стала важным мотивом с первой коллекции — не всегда парадная, хрупкая, выросшая из детских воспоминаний дизайнера. Одним из знаковых объектов марки наряду с роскошными корсетными нарядами стали, например, закрытые платья в цветок, какие шили бабушки внучкам. Ульяна постоянно работает с ремеслами, сотрудничая с маленькими ателье и большими фабриками, вписывая их в современный кутюр. В последней коллекции появились эмалевые броши в технике ростовской финифти, елецкие кружева, гусевский хрусталь.
Давний соратник Сергеенко Фрол Буримский в прошлом году запустил марку Flor et Lavr — русский дух и богатство народных техник восхищали его всегда. Андрей Артемов в свежих коллекциях WOS использует элементы национальных костюмов Башкирии, переосмысляет традиционные вышивки. Для него это тоже не в новинку — народным костюмам он посвятил дипломную работу. Хотя о любимом дизайнере светских девушек, вошедшем в моду под слоганом I’m a Luxury, слышать такое неожиданно.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Никита Калмыков, основатель Odor, скупает винтажные кружева российских мастериц — сейчас в основном на Avito, «спасая» от тех, кто не понимает их ценности. Это для Никиты не просто сплетения ниток — это часть чьей-то семейной истории. И сохранить ее, сберечь — миссия Odor. Началась она с семьи дизайнера: он нашел дома шторы и простыни с кружевами. Сшила их бабушка Никиты, а кружева сплела ее мать — Никита же дал им новую жизнь. Получились нежные и светлые внегендерные вещи.
Occhii — бренд из Нью-Йорка с русскими корнями — тоже работает с винтажными материалами. Главную роль в коллекциях играют павловопосадские платки, отходы с платочной мануфактуры. В этих вещах нет сентиментальности — смотрятся они как броня, прошедшая через сражения.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
«Человеку нужны корни» — такой постер среди прочих запомнился зрителям показа Jahnkoy во дворе Всероссийского музея декоративного искусства в 2018 году. С исследования корней и началась марка Марии Казаковой, финалистки LVMH Prize. В ее коллекциях спортивные костюмы мешались с кокошниками, традиционные русские орнаменты — с резкой графикой и мотивами других культур. А народные танцы на том показе исполнялись под Джастина Тимберлейка. Название бренда дизайнер расшифровывает как «деревня нового духа», и возвращение исконной, деревенской русской культуры в поле нашего зрения — ее важная задача. Хотя в детстве, говорит девушка в интервью, казалось, что «деревня — это не круто».
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Ту же мысль — что пренебрежение к народному, русскому было, но уходит — высказывает и Ольга Михайловская, постоянный автор Vogue. Вместе с продюсером Евгенией Филипповой она запустила онлайн-магазин Front, собрав талантливых дизайнеров, которые работают с идеями народного костюма. И делают современные вещи. Таких немало — и подход у всех очень разный. Богатство народной культуры дает бесконечное поле для интерпретаций. Возвращаясь к корням, многие дизайнеры окунаются и в собственную память — и находят не только свежие силуэты, но и что-то большее.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.