Как Фредди Меркьюри стал иконой моды

В день рождения легенды рассуждаем о его даре визионера
Freddie Mercury of Queen 1982 Tour at the Various Locations in Oakland California
Freddie Mercury of Queen, 1982 Tour at the Various Locations in Oakland, California (Photo by Steve Jennings/WireImage)Апрель 1982

Имя Фаррух в переводе с персидского означает «счастливый». Если счастье заключается в реализации главной цели в жизни, Фаррух Булсара, больше известный как Фредди Меркьюри, безусловно, был счастливым человеком — он мечтал остаться в мировой культуре («Я буду не просто звездой, я буду легендой»). Его жизнь была будто бы прожита несколькими людьми — рожденный около Занзибара, Фредди в восемь лет переехал в Индию, где показывал выдающиеся спортивные результаты и параллельно упражнялся в сценическом искусстве и хоровом пении. Затем, переехав в Лондон, он поступил в Илингский колледж на факультет графического дизайна, решив связать свою жизнь с живописью. Главное отличие гениального художника или артиста от талантом обделенного — искренность. Именно поэтому творчество всегда связано с биографией — так и жизнь Меркьюри отразилась на творчестве группы Queen, его главного детища.

Для Фредди Меркьюри всегда была важна визуальная составляющая. Для Queen он даже нарисовал герб — вокруг буквы Q, изображенной в виде сложенной атласной ленты, расположились два льва, рак и две феи, символизирующие знаки зодиака участников группы. Столь же скрупулезно он подошел к выбору сценических костюмов. «У нас не просто концерты — это настоящий модный показ», — говорил Меркьюри и тем самым лишний раз подтверждал: главную роль в творчестве группы музыка разделяет с модой. Он ее обожал и в конце 1960-х открыл небольшой магазин одежды в лондонском универмаге «Кенсингтон-маркет». Костюм для него был одним из самых громких рупоров для высказывания. Например, дань уважения кумиру Джими Хендриксу (которому он, к слову, посвятил целую диссертацию в колледже), он выразил с помощью сценического костюма с ярким мундиром. Он любил макияж, носил облегающие трико в стразах и спортивные микрошорты и тем самым предсказал будущее моды — андрогинное, бесстыдное и нарядное. Другими словами, именно такое, какое сейчас пытаются построить многие дизайнеры, дабы спасти индустрию. Меркьюри позволял себе быть мужественным и женственным, легко перевоплощаясь из клоуна в короля, из женщины-домохозяйки в образцового рокера, но главным его условием было оставаться в памяти любого, кто его увидел.

Июль 1986

Suzie Gibbons

Год основания Queen считается 1970 год, а эта декада вошла в историю музыки как время появления рокеров в блестящих колготках. Но Меркьюри важно было отличаться от остальных. Как стать феноменом? Для начала нужно выбрать свой, отличный от других путь, это касается не только звучания, но и костюмов. Чтобы избежать сравнения с выстрелившими в тот момент Дэвидом Боуи и The Rolling Stones, он искал вдохновение там, где никто не додумывался — в театре. «Мы не такие, как все, у нас скорее больше общего с Лайзой Миннелли, чем с Led Zeppelin», — говорил Меркьюри в одном из первых интервью и без смущения добавлял, что их стоит относить к шоуменам, нежели к рокерам. Говорить правду, а не то, что от тебя ждут, — главный рецепт успеха и секрет формулы «быть, а не казаться», особенно если речь идет о знаменитости, претендующей на роль модной иконы. И Фредди Меркьюри — яркое тому подтверждение.

Январь 1977

John Rodgers

Надо сказать, что не все его костюмы были выдающимися — в 1980-х Меркьюри переоделся в облегающие джинсы Wrangler, белую майку и кроссовки adidas Samba, а главной деталью этого наряда стала его волосатая грудь. По признанию Джулиана Дэя, работавшего над костюмами в байопике «Богемская рапсодия», самой сложной задачей оказалось воссоздание именно этого наряда. Wrangler согласились помочь с джинсами и сшили точь-в-точь такую же модель, как носил Меркьюри, кроссовки adidas тоже нашли без труда, а вот с майкой оказалось куда сложнее. «В конечном итоге я сделал двадцать или тридцать разных вариаций», — признался Дэй американскому изданию The Hollywood Reporter, рассказывая, чего стоило отыскать фасон, который сядет на Рами Малеке так же, как на Меркьюри.

Июль 1985

Pete Still

В начале 1970-х, будучи в поисках очередного наряда-сенсации, Фредди обратился за помощью к Зандре Роудс, на тот момент одному из самых популярных модельеров Британии, у которой в списке клиентов следующей декады будет значиться принцесса Диана. Увидев на манекене в студии Роудс свадебное платье из плиссированной ткани, Меркьюри понял, что ему нужно: не сковывающий движений, эффектный наряд (той же логикой в свое время руководствовалась и Алла Пугачева). Платье было решено укоротить — в таком виде оно отправилось с группой в тур, принесший ее участникам полный солдаут. Его гардероб имеет и другие точки пересечения с принцессой Уэльской. Помните знаменитый черный мундир с эполетами, в котором Фредди Меркьюри «женился» на Джейн Сеймур на благотворительном концерте в 1985 году? Он был придуман Элизабет Эмануэль, которая сшила свадебное платье для леди Ди.

С Джейн Сеймур, ноябрь 1985

Dave Hogan

С принцессой Дианой Меркьюри объединяла не только мода, но и дружеские отношения. В 2013 году ее подруга, актриса Клео Рокос, рассказала, как Диана однажды упросила Меркьюри сводить ее в самый популярный лондонский гей-бар того времени. Чтобы остаться незамеченной, она переоделась в мужчину — маскировка оказалась настолько удачной, что о реальности тех событий до сих пор ведутся споры. Но факт остается фактом — Меркьюри был в таких местах завсегдатаем и первым придумал, как воплотить эту эстетику на сцене. Так, в его гардеробе появились латексный костюм, кожаная кепка и ремни, напоминающие БДСМ-инвентарь. Позже тенденцию подхватил Джордж Майкл, а потом она отразилась и на мировом подиуме.

Король, спортсмен, полицейский из ролевой игры или домохозяйка — Меркьюри был органичен в любой ипостаси, потому что каждая из этих граней была частью его самого. Искренность — то самое качество, благодаря которому он остался в истории, став «не просто звездой, а легендой», оказавшей влияние не только на музыку, а на всю мировую культуру, включая моду.

Апрель 1982

Steve Jennings