Приближается зима, а с ней и сезон кашемировых свитеров. Мягкий, уютный, теплый материал в это время года по вкусу многим. Вот только любовь к кашемиру обычно подразумевает терзания окружающей среды: например, в Монголии чрезмерный выпас скота и климатические изменения привели к деградации около 70 процентов пастбищ. А 25 процентов из них превратились в пустыню.
Именно по этим причинам Фонд Burberry (отдел компании, отвечающий за благотворительные проекты) запустил пятилетнюю программу, цель которой — обеспечить максимально экологически устойчивое производство кашемира. Это не единственная инициатива бренда в рамках миссии по вкладу в общество. Недавно модный Дом привлек британского футболиста Маркуса Рэшфорда к проекту, направленному на помощь детям из неблагополучных семей. Возвращаясь к теме защиты окружающей среды, план компании по обеспечению экологической устойчивости кашемира подразумевает работу с козьими пастухами. Их обучат «устойчивому скотоводству», технологиям сбора урожая и гуманным практикам обращения с животными.
«Для модной индустрии класса люкс кашемир — очень важное сырье, — рассказала Vogue Пэм Бетти, секретарь Фонда Burberry и вице-президент бренда по вопросам социальной ответственности. — Для программы мы выбрали Афганистан, потому что это третий по величине производитель кашемира в мире после Китая и Монголии. Мы хорошо осведомлены о социальных и экономических проблемах афганцев. Страна не только долгие годы переживала конфликты, но и столкнулась с последствиями климатического кризиса».
Что стоит за «кашемировой инициативой» Burberry
Несмотря на то что 90 процентов домашних коз в Афганистане выращивается ради кашемира, большинство скотоводов попросту не осознают, что это материал класса люкс. «Они в буквальном смысле сидят на золотой жиле. Нужно только начать использовать правильные технологии, — считает Анье Балтадуоните, специалист по просветительской деятельности афганского подразделения Oxfam, международного объединения организаций, с которым Burberry работает в рамках своей «кашемировой инициативы». — Все начинается со знаний: «Вот так нужно очищать сырье», «А вот так его нужно обрабатывать».
Если скотоводы объединятся в коллективы, они смогут устанавливать более высокие цены на свой кашемир. Раньше козьим пастухам приходилось продавать сырье через посредников, конечно, их доход был значительно ниже возможного. Благодаря инициативе Burberry цена на кашемир в Афганистане уже выросла: в 2017 году килограмм стоил 17 долларов США, а в 2019-м — уже 31 доллар.
Еще один важный аспект инициативы Burberry состоит в том, что женщины скотоводческих сообществ также получают поддержку. Как правило, они выполняют критически важную роль в структуре будущего заработка. «Зачастую именно женщины работают со скотом. Обычно они очищают сырье от грубого волоса, — рассказывает Балтадуоните и добавляет, что 28 процентов скотоводов, обратившихся за поддержкой в рамках инициативы, — женщины: — Мы стараемся продвигать женщин на высокие позиции и привлекать их к координации подразделений сети».
Как инициатива Burberry поможет защитить окружающую среду
Финансовая состоятельность афганских скотоводов важна и с точки зрения экологии. «Мы заметили, что на пастбищах слишком много голов, но в этом виновато не производство кашемира. У афганских производителей есть и другие виды скота, — объяснил Эндрю Нобрега, директор глобальных программ компании PUR Projet, которая занимается индивидуальной разработкой проектов на заказ, в том числе и для «кашемировой инициативы». — Если мы хотим устранить переизбыток скота на пастбищах, важно улучшить экономическое положение производителей, чтобы у них появилась возможность более гибко подходить к управлению экосистемами».
Программа Burberry предлагает обучение техникам регенеративного фермерства — так удастся обеспечить безопасное будущее. «Мы хотим продвигать идеи рациональной координации пастбищ. Они должны восстанавливаться и сокращать выбросы диоксида углерода в атмосферу», — добавляет Нобрега. Также в долгосрочной перспективе защитить природные ресурсы поможет обучение скотоводов методам получения большего количества качественного сырья от меньшего количества коз.
Инициатива Фонда Burberry по поддержке производства кашемира в Афганистане — хороший пример того, какое влияние индустрия моды может оказать на локальные сообщества, выстроив близкие отношения с производителями из цепи поставок. «Все дело в жизнеобеспечении, — считает Бетти и рассказывает о том, как именно климатический кризис ставит под угрозу условия жизнедеятельности в Афганистане: — В прошлом году было несколько периодов засухи, они происходят все чаще. Очень важно научить сообщества, которые работают с землей, жизнестойкости».
Вскоре мы сможем с чистой совестью покупать кашемировые изделия. «Burberry не побоялись вмешаться в ситуацию и попытались решить проблему. В результате этой программы в лучшую сторону изменится вся сфера производства кашемира, — подводит итог Нобрега. — Бренды должны взять ответственность за сложившуюся ситуацию и показать миру, что они часть индустрии, которой небезразличны проблемы изменения климата, социального благополучия и экономических прав».