© Коко Шанель

Мода

Кто есть кто: Коко Шанель

Биография дизайнера

Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр на западе Франции и была вторым ребенком из шести детей. Семья ее очень скромного достатка — отец вел кочевую жизнь, торгуя на ярмарках, а мать работала прачкой. В возрасте 32 лет мать Габриэль умирает. Отец не справляется с детьми самостоятельно и пристраивает сыновей сельскохозяйственными рабочими, а трех сестер отправляет в аббатство Обазин. Там, в женском монастыре, при котором был приют для сирот, Габриэль проводит почти семь лет. Она вдохновляется стилем барокко в роскоши религиозных предметов и начинает любить сдержанную черно-белую гамму. Черный, цвет траура и одеяний воспитанниц приюта, ассоциируется у Шанель с ее личной судьбой — до 16 лет она носит только черный костюм.

Юность 

В 1901 году, когда Шанель исполнилось 18 лет, девушка переезжает в католический пансионат в городке Мулен, примерно в 240 километрах к северо-востоку от Обазина. Юная Габриэль овладела навыками швейного мастерства и начала работать помощником продавца в небольшом магазине одежды. Днем она шила, а вечером выступала в кабаре. Там ее шарм и обаяние привлекали поклонников, а песенки Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Co, которые она исполняла, подарили ей знаменитое прозвище Коко. Хотя сама Габриэль, которая любила придумывать факты своей биографии, настаивала на том, что так ее называл отец в детстве. В Мулене она встречает французского коннозаводчика и богатого наследника Этьена Бальсана. В 1907 году они покидают город и начинают жить в его имении под Парижем. Ей были чужды образы дам того времени, поэтому она носила вещи Этьена: брюки для верховой езды, тельняшки и спортивные джемперы. В это же время она начинает делать шляпки, совершенствуя сложные дизайны и делая их современными.

Коко Шанель

Когда товарищ Бальсана, английский предприниматель Артур Кейпел, приехал в имение с визитом, он сразу обратил внимание на стиль Коко: его восхищала ее непохожесть, уверенность и талант. Именно Артур, которого все называли Бой, стал главной любовью в жизни Шанель. Он помогал ей во всех начинаниях и заставил верить в себя.

Артур Кейпел, 1911

© Heritage Images

Коко Шанель и Артур Кейпел на пляже, 1917

Коко Шанель и мода

В 1910 году Габриэль открыла свой первый бутик женских шляпок под названием Chanel Modes на улице Камбон, 21, в Париже. Французских актрис в ее изделиях подкупала простота и элегантность, которую нигде больше было не найти: шляпки Шанель, вдохновленные мужским стилем, создавали утонченный образ без нагромождения лент и перьев. Три года спустя, в 1913 году, она открыла второй бутик в курортном городе Довиль во Франции и стала продавать в нем одежду. Выбор места не случаен — именно там Коко проводила много времени с Артуром. Посетительницам салонов нравились не только дизайны, но и образ Шанель: воплощение современной женщины ХХ века. А уже совсем скоро появилась ее первая коллекция одежды для отдыха и спорта, в которой были представлены вещи из джерси. Выбор такой ткани был неожиданным для общественности — в то время она чаще всего использовалась для мужского нижнего белья. Первыми моделями Chanel были сестра Габриэль Антуанетта и их тетя Адриан. Они ходили по городу в одежде бренда и таким образом рекламировали его.

Пользуясь безоговорочной репутацией, Шанель открыла свой первый Дом моды в Биаррице во Франции в 1915 году. А затем, в 1918 году, и в Париже, на улице Камбон, 31. С того момента Габриэль имеет статус кутюрье. Шанель устраивает настоящую революцию: она укорачивает платья, освобождает линию талии и вводит в моду короткие стрижки и загар. Это положило начало новому веку моды.

В 1919 году Бой погибает в автокатастрофе. Его смерть становится для Габриэль сильным ударом, и она впадает в депрессию. Чтобы пережить трагедию, она полностью фокусируется на работе: «Я или тоже умру, или закончу то, что мы начали вместе».

Благодаря роману с великим князем Дмитрием Романовым в 1921 году, во время отпуска в Монте-Карло, Шанель знакомится с французским парфюмером русского происхождения Эрнестом Бо. Возвратившись в Париж, она просит его создать аромат, который пахнет «как женщина, а не как роза». Эрнест работает над парфюмом несколько месяцев и создает серию из тридцати образцов. Среди них Шанель выбирает пятый аромат — композицию из нот жасмина, майской розы, иланг-иланга и сандалового дерева — и он становится культовым Chanel №5. В нем Бо новаторски использует альдегиды — синтетические компоненты, которые усиливают запах. На сегодняшний день этот парфюм по-прежнему считается символом женственности и воплощением классики.

Коко Шанель и великий князь Дмитрий Павлович Романов, 1920-е

Эрнест Бо, 1920-е

© Heritage Images

Флакон Chanel N°5, 1921

В 1919 году Шанель совместно с русским театральным деятелем Сергеем Дягилевым работала над балетом Стравинского «Весна священная». Между Мадемуазель и Дягилевым началась верная дружба и партнерство. В 1924-м Габриэль создает костюмы для балета «Голубой экспресс». Премьера состоялась 20 июня 1924 года в Театре Елисейских Полей в Париже, однако широкая публика костюмы Шанель так и не увидела — Дягилев запретил фотосъемку во время представления.

Артисты балета «Голубой экспресс» в костюмах, разработанных Коко Шанель

© Hulton Deutsch

В 1924 году Габриэль начинает роман с богатейшим человеком Великобритании, Хью Гросвенором, вторым герцогом Вестминстерским. Он приглашал ее в свои дворцы, отправлял за ней частный поезд, осыпал ее цветами и драгоценностями, дарил недвижимость и устраивал путешествия на яхтах. Во время поездки по Шотландии ее вдохновляют твидовые пиджаки и шерстяные свитеры герцога, жилеты его слуг и головные уборы моряков. Так появляются одни из самых знаковых вещей модного Дома.

Герцог Вестминстерский и Коко Шанель, 1924

С 1931 года Коко каждые полгода работает в Голливуде над стилем крупнейших звезд по приглашению Сэмюэла Голдвина — и получает за это сумму в миллион долларов. В 1935 году Шанель находится на вершине своей славы: в Париже открыто пять бутиков, а ее Дом насчитывает 4000 сотрудников.

Коко Шанель, 1931

Коко Шанель, 1937

С началом Второй мировой войны Габриэль Шанель пришлось закрыть все свои бутики. Возвращается она в мир моды только в 70 лет, выбрав для первого показа дату со своим счастливым числом 5 — 5 февраля 1954 года. Публика встретила моделей ледяным молчанием. Французская пресса разгромила коллекцию, назвав ее жалкой, а Шанель — престарелой. Былая слава вернулась к ней после колонки в Life (тогда самом читаемом журнале Америки), где дизайны Коко назвали революционными. Так, в 1960-е слава Chanel приобретает новые масштабы. Вещи модного Дома носят мировые знаменитости — от Жаклин Кеннеди и Грейс Келли до Элизабет Тейлор и Брижит Бардо. Габриэль посвящает все время делу своей жизни: в здании на улице Камбон, 31, она работает и принимает клиентов. В мастерской она проводит семь последних лет своей жизни. Она спит неподалеку, в отеле Ritz, который стал для нее домом. Габриэль Шанель не стало 10 января 1971 года, в воскресенье — единственный день недели, когда Мадемуазель не работала. 

Коко Шанель, 1959

Chanel после Габриэль 

В 1983 году креативным директором Дома моды Chanel стал Карл Лагерфельд. Карл совершенствовал дизайны, устраивал грандиозные показы и, как и Шанель, работал до последнего дня своей жизни. Он сделал лого Chanel одним из самых узнаваемых, размещая его на всех изделиях и дал вторую жизнь классике модного Дома. После смерти Карла Лагерфельда в 2019 году пост креативного директора Chanel заняла его правая рука Виржини Виар. Она начала работать в Chanel в 1987 году в качестве стажера, помогала Карлу Лагерфельду в Chloé c 1992 по 1997 год и была назначена директором Chanel Creative Studio в 2000 году.

Карл Лагерфельд в Париже, 1 января 1979 года

© picture alliance

Карл Лагерфельд и Виржини Виар

Карл Лагерфельд и Виржини Виар

Параллельно с модной линией Chanel развивается и косметическая. В 1924 году Шанель запускает линию косметики, в которой представлены пудра и губная помада. В отличие от массовых аналогов, кремовая формула помад Chanel была пигментированной и комфортной для повседневной носки. В 1927 году Шанель представляет линию уходовых средств: от тоников и мыла до лосьонов и кремов. Вскоре они становятся популярными во всем мире благодаря своим увлажняющим ингредиентам и легкой шелковистой текстуре. Один из самых знаковых продуктов — Huile de Jasmin, восстанавливающее жасминовое масло для лица и тела. Сегодня Chanel Beauty выпускают уходовые средства, косметику и лак для ногтей — причем не только для женщин, но и для мужчин, в рамках коллекции Boy de Chanel.

Chanel Beauty в Vogue, 1976

Chanel Beauty в Vogue, 1992

Chanel Beauty в Vogue, 2000

Также стоит упомянуть линию украшений Chanel. В 1920-е годы появляются первые модели бижутерии Шанель. Тогда было принято считать, что подобные аксессуары созданы для бедных дам, которые не могут себе позволить настоящие драгоценности. Коко ломает данный стереотип — ее бижутерия становится неотъемлемым элементом образа современной женщины. Шанель и ее модели носят многослойные ожерелья, броши, браслеты-манжеты и пояса с камнями.В 1927 году Коко знакомится с герцогом Фулько ди Вердура в Венеции и приглашает его в Париж — поработать над дизайнами. Сначала он рисовал эскизы тканей, а после начал разрабатывать ювелирные украшения. Фулько ди Вердура помог Шанель окончательно сформировать стиль украшений бренда, придумав главные ювелирные коды, которыми Дом моды пользуется до сих пор.В 1932 году в частной парижской резиденции Шанель организует выставку своей первой коллекции высокого ювелирного искусства Bijoux de Diamants, посвященной красоте бриллиантов. Габриэль полностью пересмотрела традиционные коды ювелирного искусства: чтобы показать, как изделия будут выглядеть в жизни, она выставила их на восковых манекенах.В 1954 году, после возвращения в Париж и открытия нового магазина, Шанель начинает сотрудничать с ювелиром Робером Гуссенсом. В украшениях он любил золото и бриллианты, которые заменял на литое стекло и горный хрусталь для бижутерии. В 1960-х они вместе разрабатывают дизайны с цветами, бусинами и жемчугом.

Знаковые вещи в коллекциях Шанель

1. Твидовый костюм
2. Аксессуары из искусственного жемчуга
3. Маленькое черное платье
4. Сумка 2.55
5. Тельняшка
6. Брюки клеш
7. Сумка Chanel Boy Bag
8. Двухцветные туфли

Вечернее платье

Коко Шанель в тельняшке, 1930

Платье и жакет, 1926; твидовые костюмы, 1961; твидовый костюм 1927–1929

Коко Шанель в жемчужном ожерелье

Сумка Chanel 2.55 в Vogue, 2010

Chanel Boy Bag

Chanel весна-лето 2020

Chanel resort 2021

Книги о Шанель

1. «Coco Chanel. Легенда и жизнь», Жюстин Пикарди
2. «Одинокая Chanel», Клод Делэ
3. «Chanel & Co. Подруги Коко», Мари-Доминик Лельевр
4. «Коко Шанель», Анри Гидель
5. «Красота – всегда оружие», Коко Шанель
6. «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой», Коко Шанель
7. «Chanel. Энциклопедия стиля», Жером Готье
8. «Загадочная Коко Шанель», Марсель Эдрих
9. «Аллюр Коко Шанель», Поль Моран

Фильмы о Шанель

1. «Одинокая Коко Шанель», Джордж Кацендер, 1981
2. «Габриэль Шанель. Бессмертный стиль», Элоди Леонард, 2001
3. «Коко Шанель», Кристиан Дюге, 2008
4. «Коко до Шанель», Анн Фонтен, 2009
5. «Коко Шанель и Игорь Стравинский», Жан Кунен, 2009
6. «Однажды», Карл Лагерфельд, 2011
7. «Возвращение», Карл Лагерфельд, 2013

Коко Шанель