Нужна ли нам цифровая одежда на самом деле

Экологичность, высокотехнологичность, безграничная креативность — Яна Лукина, изучив все плюсы цифровой одежды, предлагает посмотреть правде в глаза и задаться вопросом: а мы точно хотим ее носить?
Нужна ли нам цифровая одежда на самом деле

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.

На обложке сентябрьского номера сингапурского Vogue актриса Джемма Чан — Серси из марвеловского блокбастера «Вечные» — позирует в платье с открытыми плечами и в высоких перчатках Balenciaga. Это не рядовая коллекция — кутюр! Впрочем, вы прямо сейчас можете его примерить — как и синий топ полюбившегося Чан бренда Miss Sohee, который засветился в съемке внутри журнала. Всего-то нужно установить приложение диджитал-ретейлера, с которым редакция журнала объединилась, чтобы любой желающий мог окунуться в мир высокой моды, не выходя из дома, — и вуаля! Вы в одной лодке с Рианной, Ким Кардашьян, Изабель Юппер и другими поклонницами творчества Демны Гвасалии. Там же, на онлайн-платформе, можно приобрести вещи со страниц другого Vogue, чехословацкого: специально для одной из героинь декабрьского выпуска — Мэй Маск — была придумана небольшая цифровая коллекция, в которой, разумеется, не обошлось без космического принта.

Читайте также
Как стать адептом виртуальной моды — стилист и блогер Рената Харькова показывает на личном примере

Фотосессия на морозе, отправка интимных снимков незнакомым людям, прыжок с дельтапланом и подгонка по фигуре платья из стекла

article image

Безусловно, у каждого десятилетия свои представления о том, как на развитие моды повлияет цифровизация. В середине девяностых, например, казалось (и даже мечталось!), что будущее за глубокоуважаемым шкафом, как у героини «Бестолковых» Шер Горовиц: он был соединен с компьютером, на котором хранилась картотека со всеми нарядами Шер. Утром, почистив зубы, блондинка включала PC, чтобы в полуигровом формате выбрать себе наряд. Если мини-юбка и джинсовая куртка не подходили друг другу, высвечивалось предостерегающее Mis-match! Если сочетание работало, программа надевала их на виртуальную копию Шер. Дальше дело было за малым: достать нужные вещи из шкафа, где одежда была аккуратно развешана (еще бы, ее ведь не нужно каждый раз вываливать на кровать в попытке побороть синдром «нечего надеть»!) по цветам на золотых и деревянных вешалках. Казалось, еще пять-десять лет — и все мы заживем «абсолютно нормальной жизнью» девочки-подростка из Беверли-Хиллз. Но, как говорили в том же фильме: as if! Чудо-шкафов так и не случилось; по крайней мере, в народ они не пошли. Зато случилось развитие высокоскоростного интернета и соцсетей. И сегодня десятки стартапов убеждают нас в том, что будущее — не за диджитализированной картотекой, связанной с внушительных размеров шифоньером, а за виртуальным гардеробом, который шифоньера не предполагает в принципе.

Оставим в стороне скины для игр. С ними-то как раз все понятно: геймеры действительно тратят миллионы на кастомизацию своих аватаров — и кроссовки Gucci или юбка Burberry явно не самое эксцентричное, что повидал мир Fortnite. Так что нет, речь не о вашем собакоголовом аватаре — она именно что о вас.

Помните, как некоторое время назад аналитики компании Barclaycard отчитались о результатах опроса, согласно которому едва ли не каждый девятый британец покупает одежду только для того, чтобы сделать в ней снимок для инстаграма — и тут же сдать обратно? Диджитал-евангелисты мира моды видят в этой тенденции довод в пользу виртуальной одежды. Раз топ или платье покупается только ради того, чтобы разово щегольнуть им в соцсетях, а затем либо убрать на дальнюю полку, либо вернуть в магазин, почему бы не упростить процесс и не «надеть» вещь сразу на фотографию? Лайки будут те же, а энергозатраты заинтересованных сторон — в разы меньше. И волки сыты, и овцы целы. Руководствуясь этими соображениями, норвежский бренд Carlings три года назад выпустил digital-only-коллекцию Neo-Ex, где цены на вещи варьировались от десяти до тридцати евро, то есть были сопоставимы с теми, что предлагает условная Fashion Nova, — и собрал больше двух сотен заказов, что расценивалось как хороший результат.

Сюда же активно подмешивается экоповестка — ахиллесова пята современной фэшн-индустрии. Знакомя читателей с трендом на цифровую моду, американский Forbes акцентирует внимание на том, что углеродный след при производстве диджитал-вещи на 95 процентов меньше, чем при производстве ее аналога из хлопка или полиэстера. Считайте, здоровая альтернатива «модному фастфуду» — одежде из массмаркета. И пока в реальном мире ведется борьба с перепотреблением, в виртуальной реальности, где люди в принципе позволяют себе больше и нередко чувствуют себя свободнее (как гласит небезызвестная поговорка, «в интернете никто не знает, что ты собака»), оно и близко не грех.

Звучит по-своему убедительно. И все же не могу не заметить, что в моем немаленьком прогрессивном окружении никто не торопится обзаводиться «пиксельными» обновками. Я, конечно, не Barclaycard, но тоже могу провести небольшое исследование. На вопрос, было бы им достаточно владеть только диджитал-версией желанной вещи, 95 процентов опрашиваемых (их было чуть больше двух сотен) отвечают отрицательно. «Потому что покупаю всегда для себя, а не людям показать», — поясняет свое «нет» одна моя подруга. В разговоре же с коллегой мы очень быстро признаемся себе, что восприятие покупателя как неразумного перепотребителя, проживающего жизнь в инстаграме и ради лайков, мягко говоря, отталкивает — даже если в некотором смысле справедливо.

Да и наши отношения с одеждой, кажется, чуть сложнее, чем требуется для легкого отказа от реальной моды в пользу виртуальной. В том числе после нескольких лет пропаганды осознанного потребления, которая даже некоторых инфлюенсеров (кто-кто, а они-то как раз про «людям показать») перетянула на сторону умеренности: им уже не нужны новые вещи каждый день, их аудитории — тоже. «Не надевать одну вещь дважды» когда-то было правилом записных модников, теперь это почти что преступление.

Будем честны: нам нравится не просто видеть вещь — нам нравится ею обладать. А еще нравится ее ощущать. Положить руку в карман, покрутить пуговицу, поправить воротничок. И одежда, она ведь не только про визуальную составляющую. Когда свитер или жакет называют любимым, скорее всего, имеют в виду не только крой и расцветку, но и связанные с ними эмоции. В моем гардеробе, например, хранится трикотажное платье, которое я называю счастливым, потому что сдала в нем пять зимних сессий на отлично. «У меня есть платья и туфли, которые я пока ни разу не надела, но меня искренне радует само их наличие, — говорит мне та самая подруга, что покупает «всегда для себя». — Люблю достать их, пошуршать коробками, разглядывать, примерять». Виртуальной одеждой пока, конечно, не пошуршишь. Это в принципе другой опыт.

Poyen