В 2018 году Рианна появилась на красной ковровой дорожке бала Института костюма музея Метрополитен в инкрустированном жемчугом и кристаллами мини-платье из коллекции Джона Гальяно для Maison Margiela Artisanal. Образ дополнил головной убор авторства Стивена Джонса в духе королевской тиары. Этим выходом она в очередной раз закрепила за собой звание одной из главных модных икон современности. Дизайнер Томо Коидзуми, который был фанатом творчества Гальяно с 14 лет, когда впервые увидел его работы для Dior, говорит, что был приятно удивлен нарядом Рианны. «Он оказался очень утонченным и превзошел все мои ожидания», — вспоминает Коидзуми. Нетрудно представить, как он обрадовался, когда Гальяно торжественно передал ему образец того самого платья в рамках инициативы Vogue по обмену опытом между дизайнерами.
Первая мысль, посетившая Коидзуми при виде наряда из жесткого миткаля, — «перекрасить его, словно холст, используя технику «волнистого» окрашивания, которую я придумал для своей новой коллекции, — говорит он. — Мне хотелось, чтобы каждый элемент ансамбля выглядел самобытно, но при этом вместе они смотрелись гармонично». Он распорол рукава, чтобы обнажить руки, сделал платье более объемным «в стиле нарядов рококо XVIII века», добавив рюши между слоями ткани, и, стремясь отдать дань «реконструктивному дизайну» Maison Margiela, пришил к нему кринолин от старого свадебного платья.
Вспомнив свои юношеские эксперименты с кроем, когда, вдохновляясь работами Гальяно, он перекраивал винтажные вещи под клубные наряды, Коидзуми расшил корсет платья неоновыми лентами, а тиару — декоративными шариками из гипюровых оборок, «чтобы сделать ее похожей на прекрасный цветок». Три недели работы, 50 помощников, включая свадебное ателье Treat Maison, и наряд Рианны приобрел свойственный дизайнеру сказочный облик. «Мне нравятся объемные яркие платья, — объясняет Коидзуми свой выбор, — и в этот я хотел сделать его более крафтовым».
«Удивление — лучшая реакция, — продолжает он. — Мне хочется дарить людям позитивные эмоции и подарить им лишний повод повеселиться».
Когда свадебное платье Коидзуми впервые предстало на суд парижского ателье Maison Margiela, это был, по словам Гальяно, «волшебный день». «Комната была залита светом, и мы с Джипси и Коко (так зовут бельгийских гриффонов дизайнера. — Прим. Vogue) увидели это прекрасное платье». «Джипси немного старомодна, — объясняет он, — ей больше по душе кутюр, поэтому работа Томо со всеми его рюшами и воланами особенно ей понравилась. Она была в шоке от увиденного, и в тот самый момент я почувствовал огромную ответственность».
Гальяно считает, что техника апсайклинга может многому научить тебя как дизайнера. «Нет ничего лучше, чем разбирать вещи на части и собирать их заново на собственный манер». Он знает, о чем говорит: в студенческие годы Гальяно приходилось собственноручно переделывать предметы гардероба, найденные на винтажных рынках. «Есть особое удовольствие в том, чтобы мысленно вернуться к тому периоду и продолжить эту линию в настоящем. Когда я только пришел в Margiela, мне пришлось на протяжении нескольких сезонов избавляться от стремления сделать все идеально, пока я не обрел внутреннюю свободу».
Свой творческий процесс он начал с того, что постепенно, слой за слоем распустил гипюровые оборки на платье Коидзуми — двое человек занимались этим на протяжении пяти дней.
Затем он распределил их по цветам и сделал из них небольшие мячики наподобие мотков пряжи, из которых связал объемный свитер. «Это память поколений, которую вы можете носить на себе. Я представил пару влюбленных под луной, — объясняет Гальяно. — Они делятся друг с другом совместными воспоминаниями, успокаивая тем самым свои мятежные души, — вязание имеет схожий эффект, ведь это очень медитативное занятие». Пара, о которой думал Гальяно, вполне реальна: это музы Дома Margiela, модели Валентина Шарасс и Томас Ригель. Каждую из созданных им вещей можно смело представить в гардеробе обоих. «Для меня это показатель того, что я все сделал правильно, — объясняет Гальяно. — Ведь тогда получается, что у вещи нет гендера».
Студии Margiela пришлось сделать несколько предварительных образцов, чтобы выбрать подходящую плотность вязки и крой. «Мы не хотели, чтобы свитер выглядел так, будто его только что выпустили из-под станка — в нем должна быть эмоция, душа, — говорит Гальяно. — Нам было важно создать ощущение непринужденности». На создание одной вещи ушло 11 дней, или 90 часов, и, по мнению дизайнера, «результат выглядит очень впечатляюще».
Гальяно не забыл и про подкладку платья. «Я не знал, куда ее деть, — говорит он, — и поэтому решил сшить из нее небольшой головной убор с изображением солнца. В сочетании с желтыми резиновыми сапогами и сумкой получился отличный наряд для прогулок в парке».
Теперь на наряде красуется лейбл Maison Margiela Recicla. «Описание, образ номер четыре, Томо Коидзуми. Родом из Японии. Весна 2021 года».