© А. Г. Венецианов, «Вот-те и батькин обед!», 1824. Фото: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Lifestyle

Арт-дайджест недели: «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина», «Фамильные драгоценности» и выставка-ретроспектива Van Cleef & Arpels

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман

«Фамильные драгоценности» 

Дом-музей К. С. Станиславского, до 21 октября 

Как и октябрьский номер Vogue, новая выставка галереи «Роза Азора» посвящена теме наследия. Экспозиция расположилась в старинном здании палат XVII века в Доме-музее Станиславского в Леонтьевском переулке и объединяет две разные художественные династии. Первая — это семья самого Константина Станиславского: представлены фамильные реликвии, вроде венчальных свечей и десертной тарелки из свадебного сервиза, фигурок персонажей из пьесы Шекспира «Гамлет». Вторая династия — семья современных художников: Игорь Гурович, Лиза Ольшанская, Миша Гурович и Лиза Федермессер. Каждый из них работает в собственной технике, и они впервые выставляются вместе. Под стеклянными витринами — картонные карточки, на которых рисовал мастер плаката Игорь Гурович во время карантина, вперемешку с разными занятными вещицами из импровизированного семейного комода. На выходе внимание приковывает винтажный буфет-магазин «Розы Азора», заполненный арт-находками вроде альбома Леонида Тишкова и графики Хаима Сокола, чья сольная выставка открывается на этой неделе в петербургской галерее Anna Nova.

М. П. Лилина, К. С. Станиславский с сыном Игорем и дочерью Кирой, Любимовка, 1903

© Музей МХАТ

En Coulisses

Петровский пассаж, Петровка, 10, 8–17 октября

Десятидневная выставка-ретроспектива из собрания ювелирного Дома Van Cleef & Arpels «За кулисами» представит сорок девять изделий, посвященных союзу ювелирного искусства и балета. В том числе галерею из шестнадцати брошей-балерин, созданных за полвека с 1940-х по 1990-е годы. Советуем вам выучить или вспомнить слово «минодьер» — маленький ретроклатч для торжественных случаев, — на выставке будет представлено несколько таких с балетными сценами. Частью экспозиции станет записанный на пленку после двухсотлетнего забвения балет-опера «Зефир и Флора, или Метаморфозы» в постановке Артемия Белякова с участием артистов Большого театра Артема Овчаренко, Дарьи Хохловой, Игоря Цвирко и оперных солистов Аиды Гарифуллиной и Ярослава Абаимова. Этот балет-опера возрожден по инициативе Van Cleef & Arpels в Доме Пашкова. После пожара труппа главного театра страны временно базировалась именно там, и «Зефир и Флора» впервые предстал перед публикой в 1817 году в постановке Адама Глушковского, наследника французских балетных традиций. Выставку также сопровождают лекции и мастер-классы, с полным расписанием которых можно ознакомиться на сайте. С балетом Дом Van Cleef & Arpels дружен с прошлого века: в 1920-х Луи Арпельс часто водил в Оперу Гарнье своего племянника Клода и первых драгоценных «балерин» создал по фотографиям и портретам знаменитых танцовщиц. В 1960-х Клод Арпельс вместе с культовым хореографом Джорджем Баланчином создали балет «Драгоценности», который по сей день идет в Большом театре — также при участии Van Cleef & Arpels. 

Van Cleef & Arpels Spanish dancer clip, 1941

© Van Cleef & Arpels Collection

«Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина»

Инженерный корпус Государственной Третьяковской галереи, до 6 февраля 2022 года

Классику русского искусства эпохи романтизма Алексею Венецианову посвящена экспозиция в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Помимо живописи и графики Венецианова представлены работы некоторых его учеников «из народа» — мещанина Алексея Тыранова, крепостного Григория Сороки и других. Основные темы восьмидесяти работ художников — сцены из крестьянской жизни и материнство, представлена целая галерея портретов крестьянских детей, женщин и мужчин в различных жанровых сценах — во время жатвы и сенокоса, сна и рукоделия. Идиллические изображения восходят к традициям «золотого века» и Античности, что сделало Венецианова популярным среди художников круга «Мир искусства». Александр Бенуа считал его «русским Милле» и сравнивал с малыми голландцами.

К. А. Зеленцов, «В комнатах», конец 1820-х — начало 1830-х

© Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Билл Виола в Нижнем Новгороде

Нижний Новгород, кремль, корп. 6, Арсенал, до 7 ноября

Если вы еще не успели побывать в Нижнем Новгороде, у вас появился дополнительный повод (аналогично, если вы не успели на экспозицию «Путешествие души» Билла Виолы в Пушкинском музее, которая прошла этим летом). Выставка двух работ пионера видеоискусства Виолы стала одним их ключевых событий фестиваля текстов об искусстве «Вазари» 2021. Его программа посвящена XVIII веку — веку основания Нижнего Новгорода — и воссоздает карту искусств разных культур Средневековья. Видеозвуковые инсталляции «Огненная женщина» и «Вознесение Тристана», созданные в 2005 году по заказу режиссера Питера Селларса, ставившего оперу на музыку Вагнера «Тристан и Изольда» в парижской Опере Бастилии, заключают в себе аллюзии на работы Караваджо и Джотто и посвящены самому яркому духовному состоянию человека — страстной любви.

Билл Виола, «Огненная женщина», 2005

Ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul 

7–10 октября, Стамбул

На этой неделе в Стамбуле пройдет 16-й выпуск международной арт-ярмарки Contemporary Istanbul. В 2006 году ее основал турецкий отельер Али Гюрели. В этом году на ярмарку поехала одна московская галерея — «Cцена/szena», которая в сентябре получила приз за лучший стенд ярмарки Cosmoscow. Ее основательница, куратор Анастасия Шавлохова, делает ставку на трех художников: Кирилла Гаршина, Ахмата Биканова и Евгения Дедова. «В этом сентябре моей галерее исполнилось три года, — рассказала Анастасия. — Это часто переломный момент в жизни галереи, мы решили его отметить участием в ярмарке Contemporary Istanbul. Подавать заявки на европейские ярмарки мы не стали из-за логистических сложностей со въездом, которые все еще имеют место. В нашей подборке много небольших работ на бумаге, акварелей Кирилла Гаршина и графики от Ахмата Биканова. Для нас участие в этой ярмарке является первым знакомством с местным рынком, думаю, здесь будет много схожего с Россией. Расширять профессиональную географию всегда интересно, тем более в городе, который я всегда любила как турист».

Стенд галереи «Cцена/szena» на ярмарке Contemporary Istanbul

Вдохновение недели

Givenchy x Джош Смитт 

Новую весенне-летнюю коллекцию арт-директор Givenchy Мэтью Уильямс создал в сотрудничестве с американским художником Джошем Смиттом. Яркие, экспрессивные принты и психоделичная керамика последнего вдохновили дизайнера. Сотрудничество случилось с подачи подруги дизайнера, Марлин Цвирнер, директора галереи David Zwirner, которая представляет Смитта. «Диалог с художником — отличная отправная точка для создания коллекции, — рассказал Vogue Мэтью Уильямс. — Плетеные корзины Джоша, работа по дереву и другие неожиданные материалы повлияли на вышивки, крой и другие элементы коллекции». Это не первая модная коллаборация для Джоша Смитта. В 2020-м Смитт в числе других пяти художников создал собственную интерпретацию сумки для проекта Louis Vuitton Artycapucines.

Читайте также