«В пыли этой планеты»
Музей АРТ4, до 17 февраля
Новая групповая выставка шестнадцати современных художников в музее коллекционера Игоря Маркина в Хлыновском тупике дает представление о тотальном апокалипсисе: мире, в котором нет ни Человека, ни Природы, ни Бога. В название куратор Александр Буренков поместил след современного американского философа, представителя спекулятивного реализма Юджина Такера, который в 2011 году опубликовал первый том книги «Ужас философии. В пыли этой планеты». Федора Акимова, продолжая исследовать тему пустоты, представила две условные часовни из найденных объектов, Евгений Гранильщиков — видео с зажигающими спички перформерами, Родион Китаев — лодку, вдохновленную серией фресок на вилле Мистерия в Помпеи и поездкой в «мертвый город» Воркуту одновременно: пусть это вечное столкновение эроса и танатоса пробудит в вас «мерцание собственных смыслов». О каждой работе с выставки можно послушать из первых уст: на Soundcloud-странице музея размещены короткие, по 2–5 минут, комментарии художников.
Instagram content
«Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте»
Центр Вознесенского, до 19 февраля
Выставка одной картины — почему нет, если это «Аллегорический портрет Данте» (1532‒1533) Аньоло Бронзино. Бронзино был маньеристом и придворным художником семьи Медичи, а этот портрет входил в трилогию «Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь». Ее героями наравне с Данте Алигьери были Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. На данный момент из них достоверно уцелел только портрет Данте — и тот считался пропавшим вплоть до конца 1990-х годов, когда его случайно обнаружил итальянский коллекционер. В 2020 году, аккурат к семисотому юбилею со смерти поэта, картину из итальянской частной коллекции приобрел российский предприниматель Леонид Богуславский. В сделку вмешалась мэрия Флоренции — с просьбой, несмотря на смену хозяина, оставить картину на исторической родине, в Палаццо Веккьо. Путешествовать по выставкам полотну это не мешает — и после нью-йоркского Метрополитен-музея и Государственного Эрмитажа портрет Данте показывают в инициированном Богуславским Центре Вознесенского. Куратором проекта выступила заслуженный куратор ГМИИ имени А. С. Пушкина Виктория Маркова: помимо самого портрета, в трех залах можно увидеть карту итальянских путешествий Данте, издание «Божественной комедии» 1500 года и многочисленные переводы Данте на арабский, китайский, иврит и русский.
«Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта»
Музей архитектуры имени А. В. Щусева, флигель «Аптекарский приказ», до 27 февраля
Сюжет «панорама Венеции» занимает особое место в жанре ведуты — городского пейзажа, особенно популярном в Венеции XVIII века. Самые ранние экспонаты на выставке датируются XV веком — это книги и карты, далее возникают гравюры и, наконец, собственно пейзажи. Есть и макеты венецианских комнат — здесь они представлены ради живописных видов из окон, винтажная сувенирная продукция — опять же с видами, и прорывные для своего времени пейзажи с перспективы «птичьего полета». В отдельном зале — проекция 23-метровой панорамы Венеции художника Джованни Бьязина, которую он создал в качестве аттракциона к Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции. В Москву эта выставка приехала из Италии: в 2021 году она с успехом шла в музее Кверини-Стампалья в Венеции.
Виктор Цой — художник
ЦВЗ «Манеж», до 15 апреля
Масштабная выставка к шестидесятому юбилею Виктора Цоя идет в «Манеже» до середины весны. Из одиннадцати в равной степени интересных тематических залов углубимся в один, собранный командой центра «Росизо»: в нем Виктор Цой предстает как художник. Для музыканта живопись была полноценным хобби: рисунки зачастую оказывались на подручных клеенках, но не в связи с небрежностью, а по причине труднодоступности качественных художественных материалов, которые он трепетно привозил из зарубежных командировок. В отдельной витрине стоит банка томатного супа Campbell, подписанная для Цоя Энди Уорхолом — этот подарок организовала их общая американская подруга певица Джоанна Стингрей. Она присутствовала и на открытии выставки «Путь героя» в Манеже. В сюжетах Цоя прослеживается влияние поп-арта — Уорхола, Кита Харинга, Жана-Мишеля Баския. Есть и отголоски концептуализма: «Картину написать не успел» 1989-го года Цой в связи с плотным концертным графиком отправил на выставку группы «Новые художники» Тимура Новикова, которая пригласила его к участию. Эта картина сейчас принадлежит политику Ринаду Ахметчину, а другая картина с выставки, футуристический этюд «Новый мир» (1990) — ресторатору Андрею Деллосу.
Instagram content
Фестиваль «Пятницы в Пушкинском»
ГМИИ имени А. С. Пушкина, 21 января, 19:30
С середины января по конец апреля в Главном здании Пушкинского музея проходят концерты и экскурсии — по пятницам. На этой неделе состоится сольный концерт 33-летнего пианиста Риада Маммадова, который развивает направление джаз-мугам — или азербайджанский джаз: можно будет услышать несколько его пьес собственного сочинения. В академической части программы — филигранное исполнение шести пьес П. И. Чайковского, сонаты А. Н. Скрябина, этюд-картины С. В. Рахманинова, экспромтов и баллады Ф. Шопена. Вход на концерт — по билету на фестиваль, который включает в себя экскурсию по флагманской выставке сезона «Бывают странные сближенья…».
Мемуары директора Метрополитен-музея Томаса Ховинга
Издательство Garage Books, 2021
В новой книжной серии Garage издает мемуары и книги о культовых музейных директорах. Уже вышли эссе экс-директора Галереи Тейт в Лондоне Николаса Сероты и увлекательная автобиография экс-директора Метрополитен-музея Томаса Ховинга. Скоро серия пополнится биографией Ирины Антоновой, эссе экс-директора амстердамского музея Стеделик Виллема Сандберга и книгой о директоре Русского музея с 1951 по 1977 год Василии Пушкареве. Начать рекомендуем с Ховинга, который совершил революцию в нью-йоркском Музее Метрополитен, прослужив там директором с 1967 по 1977 год. Книга называется «Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри»: здесь и поворотные моменты выставочной программы, и важные музейные приобретения, и порой турбулентные отношения с представителями мировой культурной элиты — попечителями и меценатами музея. Язык — живой, фактура — захватывающая. К примеру, начинает Ховинг повествование с уверений в том, что фатальный инсульт его предшественника Джеймса Роримера — прямое следствие заседания Совета попечителей музея, который на тот момент был «беспощадными джунглями».
%2520%25D0%2592%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F%2C%2520%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%2520XIX%2520%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25B0%2520.jpg)
%2520%25E2%2580%2593%2520%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%2520%25D0%259F%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2589%25D0%25B0%25D0%25B4%25D1%258C%2520%25D0%25A1%25D0%25B2.%2520%25D0%259C%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BA%25D0%25B0%2520%25D0%25B2%2520%25D0%2592%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8%2520%2520%25D0%2590%25D0%25BC%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25BC%2C%25201704.jpg)

