Арт-дайджест недели: выставка к юбилею Виктора Цоя и «Пятницы в Пушкинском»

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели выставка к юбилею Виктора Цоя и «Пятницы в Пушкинском»
Неизвестный автор, Вид на Пьяцетту со стороны набережной Скьявони (Veduta della piazzetta dalla Riva degli Schiavoni), Венеция, первая половина XIX века 

«В пыли этой планеты» 

Музей АРТ4, до 17 февраля

Новая групповая выставка шестнадцати современных художников в музее коллекционера Игоря Маркина в Хлыновском тупике дает представление о тотальном апокалипсисе: мире, в котором нет ни Человека, ни Природы, ни Бога. В название куратор Александр Буренков поместил след современного американского философа, представителя спекулятивного реализма Юджина Такера, который в 2011 году опубликовал первый том книги «Ужас философии. В пыли этой планеты». Федора Акимова, продолжая исследовать тему пустоты, представила две условные часовни из найденных объектов, Евгений Гранильщиков — видео с зажигающими спички перформерами, Родион Китаев — лодку, вдохновленную серией фресок на вилле Мистерия в Помпеи и поездкой в «мертвый город» Воркуту одновременно: пусть это вечное столкновение эроса и танатоса пробудит в вас «мерцание собственных смыслов». О каждой работе с выставки можно послушать из первых уст: на Soundcloud-странице музея размещены короткие, по 2–5 минут, комментарии художников.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте» 

Центр Вознесенского, до 19 февраля

Выставка одной картины — почему нет, если это «Аллегорический портрет Данте» (1532‒1533) Аньоло Бронзино. Бронзино был маньеристом и придворным художником семьи Медичи, а этот портрет входил в трилогию «Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь». Ее героями наравне с Данте Алигьери были Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. На данный момент из них достоверно уцелел только портрет Данте — и тот считался пропавшим вплоть до конца 1990-х годов, когда его случайно обнаружил итальянский коллекционер. В 2020 году, аккурат к семисотому юбилею со смерти поэта, картину из итальянской частной коллекции приобрел российский предприниматель Леонид Богуславский. В сделку вмешалась мэрия Флоренции — с просьбой, несмотря на смену хозяина, оставить картину на исторической родине, в Палаццо Веккьо. Путешествовать по выставкам полотну это не мешает — и после нью-йоркского Метрополитен-музея и Государственного Эрмитажа портрет Данте показывают в инициированном Богуславским Центре Вознесенского. Куратором проекта выступила заслуженный куратор ГМИИ имени А. С. Пушкина Виктория Маркова: помимо самого портрета, в трех залах можно увидеть карту итальянских путешествий Данте, издание «Божественной комедии» 1500 года и многочисленные переводы Данте на арабский, китайский, иврит и русский.

Аньоло Бронзино, «Аллегорический портрет Данте», экспозиция в Палаццо Веккьо

«Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта»

Музей архитектуры имени А. В. Щусева, флигель «Аптекарский приказ», до 27 февраля

Сюжет «панорама Венеции» занимает особое место в жанре ведуты — городского пейзажа, особенно популярном в Венеции XVIII века. Самые ранние экспонаты на выставке датируются XV веком — это книги и карты, далее возникают гравюры и, наконец, собственно пейзажи. Есть и макеты венецианских комнат — здесь они представлены ради живописных видов из окон, винтажная сувенирная продукция — опять же с видами, и прорывные для своего времени пейзажи с перспективы «птичьего полета». В отдельном зале — проекция 23-метровой панорамы Венеции художника Джованни Бьязина, которую он создал в качестве аттракциона к Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции. В Москву эта выставка приехала из Италии: в 2021 году она с успехом шла в музее Кверини-Стампалья в Венеции.

Пьер Мортье (1661–1711), «Площадь Св. Марка в Венеции», Амстердам, 1704

Виктор Цой — художник

ЦВЗ «Манеж», до 15 апреля

Масштабная выставка к шестидесятому юбилею Виктора Цоя идет в «Манеже» до середины весны. Из одиннадцати в равной степени интересных тематических залов углубимся в один, собранный командой центра «Росизо»: в нем Виктор Цой предстает как художник. Для музыканта живопись была полноценным хобби: рисунки зачастую оказывались на подручных клеенках, но не в связи с небрежностью, а по причине труднодоступности качественных художественных материалов, которые он трепетно привозил из зарубежных командировок. В отдельной витрине стоит банка томатного супа Campbell, подписанная для Цоя Энди Уорхолом — этот подарок организовала их общая американская подруга певица Джоанна Стингрей. Она присутствовала и на открытии выставки «Путь героя» в Манеже. В сюжетах Цоя прослеживается влияние поп-арта — Уорхола, Кита Харинга, Жана-Мишеля Баския. Есть и отголоски концептуализма: «Картину написать не успел» 1989-го года Цой в связи с плотным концертным графиком отправил на выставку группы «Новые художники» Тимура Новикова, которая пригласила его к участию. Эта картина сейчас принадлежит политику Ринаду Ахметчину, а другая картина с выставки, футуристический этюд «Новый мир» (1990) — ресторатору Андрею Деллосу.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фестиваль «Пятницы в Пушкинском»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, 21 января, 19:30

С середины января по конец апреля в Главном здании Пушкинского музея проходят концерты и экскурсии — по пятницам. На этой неделе состоится сольный концерт 33-летнего пианиста Риада Маммадова, который развивает направление джаз-мугам — или азербайджанский джаз: можно будет услышать несколько его пьес собственного сочинения. В академической части программы — филигранное исполнение шести пьес П. И. Чайковского, сонаты А. Н. Скрябина, этюд-картины С. В. Рахманинова, экспромтов и баллады Ф. Шопена. Вход на концерт — по билету на фестиваль, который включает в себя экскурсию по флагманской выставке сезона «Бывают странные сближенья…».

Риад Маммадов

Мемуары директора Метрополитен-музея Томаса Ховинга

Издательство Garage Books, 2021

В новой книжной серии Garage издает мемуары и книги о культовых музейных директорах. Уже вышли эссе экс-директора Галереи Тейт в Лондоне Николаса Сероты и увлекательная автобиография экс-директора Метрополитен-музея Томаса Ховинга. Скоро серия пополнится биографией Ирины Антоновой, эссе экс-директора амстердамского музея Стеделик Виллема Сандберга и книгой о директоре Русского музея с 1951 по 1977 год Василии Пушкареве. Начать рекомендуем с Ховинга, который совершил революцию в нью-йоркском Музее Метрополитен, прослужив там директором с 1967 по 1977 год. Книга называется «Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри»: здесь и поворотные моменты выставочной программы, и важные музейные приобретения, и порой турбулентные отношения с представителями мировой культурной элиты — попечителями и меценатами музея. Язык — живой, фактура — захватывающая. К примеру, начинает Ховинг повествование с уверений в том, что фатальный инсульт его предшественника Джеймса Роримера — прямое следствие заседания Совета попечителей музея, который на тот момент был «беспощадными джунглями».

Томас Ховинг, «Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри»