Искусство

Как Пушкинский музей готовится к открытию после карантина

И что можно посмотреть уже 10 июля
Пушкинский музей готовится к открытию после карантина
Анри Матисс. «Женский портрет (Л. Н. Делекторская)», 1945. ГМИИ им. А. С. Пушкина

10 июля Пушкинский музей начинает работу после трехмесячного перерыва с парой почти новых выставок. В главном здании начнется проект «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина», который ранее был доступен лишь виртуально. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков возвращается с выставкой «Тату», стартовавшей в начале марта и продленной до 27 сентября. На обе уже можно купить онлайн-билеты.

Что до европейского рисунка, пять веков его истории — с конца XV до середины XX века — изучайте до 1 ноября. Из богатой коллекции графики, насчитывающей около 27 тысяч образцов, в Пушкинском отобрали лучшие, все разных национальных школ — итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской. Среди экспонатов, выстроенных по залам в хронологическом порядке, — редко показываемые работы Дюрера, Веронезе, Пуссена и Рембрандта, а также мастеров следующих поколений вплоть до Пикассо, Леже, Шагала и Малевича. 

Винсент ван Гог. «Портрет молодой девушки», 1888. ГМИИ им. А. С. Пушкина

За последние месяцы Пушкинский успел открыть несколько диджитал-платформ, в том числе «100 способов прожить минуту» с большими объемами медиаискусства, «ТифлоМузей» для незрячих и слабовидящих людей и сайт «Другая война», рассказывающий о жизни ГМИИ в военные годы, а еще провести десятки веб-мероприятий. Возвращаясь к очной работе, музей запустил один мультимедийный проект «В Пушкинский с Пушкиным» — он будет доступен и онлайн, и офлайн. 

Образ Александра Сергеевича Пушкина как музейного «ангела-хранителя» придумал и нарисовал художник Леонид Тишков. Его герой рассказывает о новых правилах посещения, помогает с навигацией и появляется в серии из восьми короткометражных фильмов. В них Пушкинский показывает закрытые для посетителей пространства: реставрационную мастерскую, запасник живописи, библиотеку, кабинет директора музея Марины Лошак. Первый выпуск уже можно посмотреть.

Новые правила поведения в музее, как и у многих других, касаются ношения масок (найти такие можно и здесь же, в сувенирном магазине), соблюдения дистанции, покупки электронных билетов на конкретные дату и время входа по 15-минутным сеансам. Часы работы музея продлены: с 10 июля он открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 21:00, вход на последний сеанс — с 19:45 до 19:59. Более подробно об этих и других временных правилах посещения Пушкинского читайте здесь.

Александр Дейнека. «Первое мая». Иллюстрация к одноименной книге Агнии Барто. Акварель, гуашь по подготовительному наброску графитным карандашом. 1928. ГМИИ им. А. С. Пушкина

В дальнейших музейных планах — открытие проекта «Британский постер из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (с 19 октября), а также первой в России выставки итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо в Главном здании (с 10 декабря) плюс экспозиция к юбилею музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В зависимости от эпидемиологической обстановки возможны изменения.

Лев Бакст. «В мастерской художницы». Эскиз афиши выставки произведений русских художников при Венском сецессионе, 1908. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Петер Пауль Рубенс. «Кентавр, покоренный амуром», около 1605–1608. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Антуан Ватто. «Актер в костюме Криспена», около 1715–1716. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Казимир Малевич. «Дети на лужайке». Рисунок. Гуашь, графитный карандаш. 1908. ГМИИ им. А. С. Пушкина