«Кинотавр» 2021: победители и фильмы, которые нельзя пропустить

От «Капитана Волконогова» до «Море волнуется раз»
«Кинотавр» 2021 фильмы обязательные к просмотру
Кадр из фильма «Море волнуется раз»

Вчера в Сочи завершился 32-й кинофестиваль «Кинотавр». Разразившийся с утра ливень затопил улицы, нарушил работу аэропорта, чуть не смыл красную ковровую дорожку и, видимо, повлиял на решение жюри, присудившее главный приз фильму Николая Хомерики «Море волнуется раз». 

На закрытии показали фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» (сегодня он вышел в прокат), и более многообещающего финала сложно было подыскать. Снятая 31-летней дебютанткой лента про девушку из осетинского городка, которая пытается отстоять свою независимость в мире мужчин, предъявила и актуальную тему, и прежде незнакомый широкому зрителю мир, и обилие молодых, незнакомых лиц. Фильм Коваленко, получивший в Канне приз программы «Особый взгляд», выступал вне конкурса и как бы в другой весовой категории, но и в конкурсе были фильмы ему под стать — ставящие острые вопросы, расширяющие горизонты и открывающие новые имена. В том числе женские.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

В режиссуре, помимо уже знакомых фестивальной публике Любови Мульменко и Натальи Кудряшовой, это 31-летняя Лена Ланских, которая сняла фильм «Ничья» про 14-летнюю девочку-мать (дебютантка Анастасия Струкова), которой трагически некуда приткнуться: ни школа, ни ближайший круг семьи знать правду о ребенке не хочет, а мама героини живет в своем мире, путая прошлое и настоящее. Мамы (с папами дела обстоят еще хуже), которые так или иначе потеряли связь с реальностью и предоставили детям самим разбираться со взрослыми проблемами, появляются и в «Подельниках» Евгения Григорьева, и в «Герде» Натальи Кудряшовой. На старшее поколение надежды нет, мир враждебен и полон безнадеги, и надо как-то выкарабкиваться самим. И вот мальчик из «Подельников» (дебютант Ярослав Могильников) готовится отомстить убийце отца, а героиня «Герды» (дебютантка Анастасия Красовская), которая про безнадегу знает не понаслышке, потому что сама каждый день ходит по квартирам с социологическим опросником в руках («К какому уровню дохода вы стремитесь?», «Сколько пельменей вы съедаете на обед?», «Путин — сексуальный мужчина?», «Вы счастливы?»), по ночам зарабатывает маме на лекарства, танцуя стриптиз. 

Кадр из фильма «Герда»

Современность с ее зашкаливающей бедностью, бесправием, лицемерием, мизогинией и ксенофобией (за тему мигрантов в программе «Кинотавра» отвечал фильм Григория Добрыгина «На близком расстоянии») не обнадеживает. Но и в прошлом дела не лучше, да, собственно, оттуда и тянутся все наши проблемы. Пожалуй, самых длинных оваций (и в итоге приза зрительских симпатий) в Сочи удостоился фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал». Супружеский дуэт режиссеров вообще снимает о том, о чем нашем обществе говорить не принято: начиная с дебютных «Интимных мест», рассуждавших про секс, и дальше, до «Человека, который удивил всех», где деревенский егерь в исполнении Евгения Цыганова пытается обмануть смерть, переодеваясь в женское платье, а в итоге вызывает на себя муки пострашнее смертных. И до остросюжетного и не менее остросоциального сериала «Колл-центр». Их новая работа — «Капитан Волконогов бежал» — это блестяще стилизованный художницей Надеждой Васильевой под комикс рассказ о Большом терроре. Фильм, правда, обвинили в эстетизации едва ли не самого мрачного периода в нашей истории, зато есть шанс, что стильная, захватывающая лента с похожим на Маяковского Юрой Борисовым в главной роли станет кассовым хитом, и миллионы зрителей вспомнят и о репрессиях, и о пытках, и о том, как легко советские граждане верили в то, что их отец, жена, сын — предатели и враги народа. 

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Тезис «Российская империя — тюрьма» раскрывает и фильм 33-летнего якутского режиссера Владимира Мункуева «Нуучча». Собственно, примерно эти слова и говорит в конце XIX века якутский князь, когда велит своему бедному подданному принять в свой дом отправленного на поселение русского каторжника. И тот быстро наводит в доме свои порядки, пользуясь все теми же бесправием и общей безнадегой: рыба и зверь ушли из этих мест, дети умирают, шаман говорит, что божества отвернулись от якутов, а местные вожди измельчали и не способны дать отпор ни расширяющей свои границы Российской империи, ни ее посланцам-казакам, ни даже обнаглевшему ссыльному.

Кадр из фильма «Нуучча»

Самобытное якутское кино все ярче заявляет о себе и в федеральном, и в мировом масштабе. В прошлом году «Пугало», рассказывающее о драме деревенской шаманки, завоевало на «Кинотавре» главный приз. Мункуеву же в этот раз присудили награду за лучшую режиссуру. Меркулова и Чупов получили статуэтку как лучшие сценаристы. «Ничья» удостоилась специального диплома (и параллельно пришли новости из Локарно, где она победила в номинации «Новые режиссеры»). Лучшим дебютом в Сочи признали «Общагу» переквалифицировавшегося в режиссеры оператора Романа Васьянова, который экранизировал роман Алексея Иванова и тоже поставил ребром вопрос о выборе, который делает каждый из нас. В актерских номинациях победили Павел Деревянко за роль уголовника с шаманским даром в «Подельниках» и дебютантка Ольга Бодрова. Актриса в паре с не менее юным и трогательным 19-летним Валерием Степановым сыграли в фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз» влюбленных подростков, решивших проверить свои чувства, оживив присказку про рай в шалаше.   

Кадр из фильма «Море волнуется раз»

Безмятежность их жизни посреди причерноморского леса нарушают лишь сны героини, в них она видит себя взрослой, замужней женщиной, которая стоя у окна наблюдает, как на город вот-вот обрушится гигантская волна. Ну и еще на горизонте маячит семейная пара соседей (Юлия Ауг и Андрей Смоляков), которые ведут себя как давние супруги и юным романтикам кажутся не слишком привлекательным образцом. В остальном все прекрасно: вечнозеленый лес, брага из диких яблок и даже море неподалеку. Никаких потрясений и катаклизмов, репрессий, колонизации, угнетения женщин. И главный приз, в итоге присужденный фильму «Море волнуется раз», вдруг обернулся торжеством эскапизма на таком ярком и бурном «Кинотавре». Фестиваль, как вчерашний шторм или выборы, в последний момент обернулся не ветром перемен, а абсолютным штилем.    

Кадр из фильма «Море волнуется раз»