© Vogue Россия, октябрь 2020. Фото: Ольга Изаксон. Стиль: Наталья Гольденберг. На Любови Аксеновой: шелковый жакет, Bottega Veneta; шелковые брюки, Loewe; колье Serpenti Tubogas из розового золота с брилли­антами, Bvlgari.

Кино

Любовь Аксенова о сексе в кино и жизни, осенних премьерах и осознанном потреблении

22 октября выходит новый фильм Михаила Сегала «Глубже!» — драйвовая комедия, где Любовь предстает в образе порноактрисы Леры

Тема секса в российском кино все еще не раскрыта, хотя и о запретности речи уже не идет. Секс даже показывают — и «Верность» Нигины Сайфуллаевой, и сериал Константина Бого- молова «Содержанки». В этом смысле актриса Любовь Аксенова находится на передовой: за ролями в роуд-муви Кирилла Плетнева «Без меня» и во втором сезоне «Содержанок» следует новый фильм Михаила Сегала «Глубже!». В этой местами очень смешной и непрерывно драйвовой комедии (выходит в прокат 22 октября, после премьеры на «Кинотавре») Любовь играет порноактрису Леру, попавшую в руки изгнанного из Главного Театра Страны за чрезмерную дотошность и въедливость режиссера (Александр Паль) и открывшую в себе новые актерские глубины.

Секс — хоть и не основная, но важная часть моего творчества

«Тема секса в моих ролях возникла еще с самых первых работ, с «Шиповника» и с новеллы «Возгорится пламя» в «Рассказах» Михаила Сегала. И это хоть далеко и не основная, но все же важная часть моего творчества, — говорит Аксенова. — Особенно потому, что секс остается табуированной частью нашей жизни, что может приводить к разного рода искажениям, комплексам и проблемам».

О потребности в таком разговоре говорит и ошеломляющий успех фильма Юрия Дудя про ВИЧ, и популярность американского неон-сериала «Эйфория», где сексу уделена не меньшая роль, чем другим подростковым темам: наркотикам или буллингу. 

Любовь Аксенова

© Фото: Ольга Изаксон

«У меня пока детей нет, — говорит актриса, — но я понимаю, что очень важно с ними вовремя начинать говорить о сексе, чтобы сформировать спокойное, зрелое отношение. Причем сам разговор с детьми должен быть легким, «ненапряжным». Мне кажется, полезнее обучить детей внутреннему информационному фильтру, ведь они много времени проводят в интернете, чем запрещать или ограничивать доступ к нему. Интернет не всегда оказывается милым и приятным местом: можно наткнуться «не на ту» рекламу, вступить в переписку с «не тем» человеком. А любой запрет обычно только усиливает желание».

«Отдельная тема — секстинг, — Аксенова явно погрузилась в тему, — то есть пересылка фото интимного характера. Я не имею ничего против, это же тоже некая часть познания своего тела, что прекрасно, но и тут важно знать, как себя обезопасить: скрывать лица, использовать хорошо защищенные чаты. Понять все эти правила самой и суметь донести их до подрастающего поколения — это очень важно. При этом становиться маниакальной мамой, как героиня Джиллиан Андерсон — сексолог из сериала «Половое воспитание», необязательно. Слишком усердный разговор может спугнуть ребенка, нанести ему травму, что, собственно, и показано в сериале. Трезвый баланс — вот цель».

Еще одна осенняя премьера Аксеновой — сериал «Настя, соберись!» на «КиноПоиске», про дизайнера, которая разом потеряла любовь и работу. Помочь справиться с душевным упадком героине должны ее внутренние «я». Сериал за глаза хочется сравнивать с нашумевшей британской «Дрянью», но сама Аксенова против. «Я бы не называла определенных референсов. Это комедия про становление и поиск собственной идентичности. Роль — настоящий вызов, она не похожа ни на что, что я делала ранее».

Это не первая попытка создателей сериала поговорить на остросоциальные темы: комедии «Я худею» и «Толя-робот» тоже потребовали самоотверженности от актеров и некоторой широты взглядов от зрителей.

Одна из идентичностей героини сериала — феминистка, и Аксенова, далекая от активизма, рассуждает так: «Любая женщина, которая считает, что у нее есть право голосовать, права на равную зарплату, личную собственность и на физическую неприкосновенность, — феминистка. Лично меня сильно беспокоит вопрос женского субъекта в культуре, в частности в кино. Да и вообще я переживаю за права всех людей, животных, беспокоюсь за экологию. Болезненно и очень остро реагирую на любую несправедливость. И пусть некоторые люди опасны, я всегда стараюсь относиться к ним с сочувствием. Это важная часть моей жизни».

Я тщательно и въедливо готовлюсь к роли, но в момент съемок стараюсь отпустить контроль и прожить ситуацию без собственного вмешательства, в потоке

Не менее важная — осознанное потребление. «Приятно, что все больше моих знакомых разделяют мои убеждения. Моя подруга-стилистка Александра Новикова помогает людям не собирать новые гардеробы, а переосмыслять то, что у них уже есть, и за счет небольшого количества новых вещей вдохнуть свежесть и новизну в то, что уже состоялось. Сейчас время спонтанных покупок уходит, появляется более уважительное отношение к вещам. Мне кажется, это очень классная тенденция, особенно учитывая ухудшение экологической ситуации». Тем более что деньги приятнее тратить не на вещи, а на образование: «Очень люблю искать новых педагогов — по танцу, технике речи, ведению переговоров. Конечно, ГИТИС дал мне многое. Но для меня важно продолжать узнавать новое и развивать старые знания. При этом я бы не сказала, что я перфекционистка. Да, я очень тщательно и въедливо готовлюсь к роли, но в сам момент съемок стараюсь отпустить контроль и прожить ситуацию без собственного вмешательства, в потоке. Баланс — залог успеха».

Фото: Ольга Изаксон. Стиль: Наталья Гольденберг. Прическа: Константин Кочегов. Макияж: Алена Моисеева/li-ne. Ассистент фотографа: Андрей Харыбин/Bold. Ассистенты стилиста: Юлия Варавкина, Вероника Согомонян. Продюсер: Магда Купреишвили. Ассистент продюсера: Данил Белобрага. Редакция выражает благодарность арт-консьержу Lobby за помощь в проведении съемки.