Искусство

Знакомьтесь: 3 российские художницы, которые создают необычные маски

Алиса Горшенина, Полина Осипова и Настя Пилепчук предлагают посмотреть на маски как на способ самовыражения и путь знакомства с наследием своего народа
005
Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova. Прически и макияж: Александра Ванханен, Ксения Ярмак, Глаша Гурьянова. Сет-дизайнер: Арсения Филатова. Ассистенты фотографа: Роман Власов; Анатолий Шитов; Андрей Берлин/Kometa. Ассистенты стилистов: Вероника Согомонян, Ксения Ефремова. Продюсеры: Данил Белобрага, Елена Одуд. Ассистент продюсеров: Анастасия Певунова. Редакция выражает благодарность авиакомпании S7 за помощь в проведении съемки

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.

Пока мы все мечтаем избавиться от масок, три молодые художницы — Алиса Горшенина, Настя Пилепчук и Полина Осипова — с их помощью исследуют национальную идентичность, ищут себя и заботятся о планете.

Алиса Горшенина

Здесь и далее все маски — авторские работы моделей

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

Недавно я нашла фотографию: мы с деревенскими детьми в масках, с нарисованными веснушками и румянцем готовимся колядовать», — вспоминает 27-летняя художница, которая родилась в уральской деревне Якшина, ее мама работала там в Доме культуры. Первые маски Алиса сделала спустя много лет после тех колядок, когда училась на художника-графика в Нижнем Тагиле. «У нас ­была арт-группа «Секонд-хенд»: мы сшили три маски, и этот способ выражать себя зацепил — с тех пор каждый проект сопровождает маска: за восемь лет я сделала больше ста штук, вся коллекция хранится у меня дома. Я не скрываюсь за ними — наоборот, хочу, чтобы за каждой было видно меня».

Платье из полиэстера, NastyaMasha

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

Сначала Горшенина шила маски из своих простыней, чтобы передать ощущение ­телесности. Затем открыла для себя капрон — тактильно приятный материал, напоминающий человеческую кожу. «Колготки в текстильной индустрии — это одноразовые пакеты, никто их не перерабатывает. Поэтому я периодически объявляю сбор старых капроновых аксессуаров у себя в социальных сетях — совмещаю приятное с полезным».

Маски Алисы невозможно взять на фотосессию, купить или заказать, например, для съемок фильма. Кроме самой Горшениной, примерить их могут разве что члены семьи. Исключение художница сделала один раз — создала образы для спек­такля «Приключения сапожника Петра» в «Электро­театре». «Почему я отважилась на театр? Я хотела заглянуть за кулисы, чтобы потом реализовать собственную постановку. Было тяжело видеть свои маски на актерах, а не на себе, зато я поняла, как здорово они смотрятся в движении. Я не хочу создавать работы, чтобы они бездушно висели в пространстве; сейчас я оживляю маски видео-артом, следующий шаг — перформансы».

Платье из полиэстера, NastyaMasha

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

Алиса привыкла к тотальной самостоятельности: она сама организует себе выставки, например, в родной деревне. При этом в CV художницы — участие в 3-й Уральской индустриальной биеннале и во 2-й Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж». Покидать Нижний Тагил ради столицы Алиса не хочет: фотографы сами приезжают к ней из Москвы и Лондона. «Хотя иногда люди отказываются от сотрудничества, потому что я живу в провинции — стереотипы все еще живы», — удивляется Алиса.

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

Великан из «Твин Пикса» говорил: «Совы не те, кем кажутся» — то же самое справедливо для масок Горшениной. «О моих работах часто думают так: если у маски перекошено лицо, значит, она символизирует нечто плохое. Это напоминает мне школьные годы: со мной мало кто общался из-за внешности — кудрявые волосы, например, не вписывались в стандарты красоты. Своими масками я пытаюсь показать, что надо смотреть глубже. Мои работы — как женщина с голубями из фильма «Один дома 2»: сначала пугающие, но если приглядеться — ничего страшного в них нет».

Полина Осипова

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

В свою первую «этнографическую» экспедицию Полина отправилась в третьем классе — вместе с папой поехала из Чебоксар в деревню, где жил дедушка. Девочке нужен был костюм для участия в конкурсе национальных стихов, но оказалось, что фамильные чувашские одеяния XVII века с десяти­килограммовым серебряным монистом продали в лихие 1990-е. Теперь 22-летняя художница — хранительница семейных традиций. «Этим летом я подняла на уши родственников, собрала около 20 вышивок моих прабабушек и прапрабабушек — и сделала платье для этой съемки. Если бы я занялась этим лет в 13, удалось бы сохранить в десять раз больше вещей», — рассказывает Полина. «Когда берешь ткань, которую вышивала твоя прапрабабушка, родившаяся в начале XX века, — это потусторонний опыт. Моя «совместная» работа с ней — это лента масмак, в которой стежками зашифрованы радуга и небосвод. Это будто послание для меня, дошедшее сквозь время. Я расшила ленту серебряными монетами — возможно, именно так прапрабабушка и задумывала».

Платье, собственность модели

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

Чувашская вышивка — это письменность, которую Полина расшифровывает с помощью книг. «Россия — многонациональная страна, в ней живет столько удивительных народов, но многие стесняются обращаться к своей культуре». Недавно Полина познакомилась с американской ученой-­этнографом, которая пишет книгу о народах России, а Осипова рисует для издания иллюстрации с национальными костюмами и блюдами. «Я создаю работы, посвященные Чувашии, чтобы сохранить свою культуру. Правда, мне кажется, что в процессе я оставляю часть души в маске или костюме: иногда страшно, что от меня ничего не останется. Но, как сказал мой друг, я делаю крестражи, как в «Гарри Поттере», — прячу частицы души в материальном предмете, чтобы жить вечно».

Летом персональный проект Осиповой о чувашской культуре открывается в петербургском Этнографическом музее. А в августе жемчужные го­ловные уборы отправятся в Каргополь и Архангельск на выставку «Открытие Севера. Дивование», где вышитые золотом традиционные каргопольские платки и венцы из архивов Эрмитажа встретятся с работами пяти молодых художниц.

Платье из поли­амида с кружевом, Gucci

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

Перед тем как всерьез заняться чувашским костюмом, Полина изучала традиционное русское ис­кусство. Словно с иллюстраций Билибина сош­ли ее зеркальца и украшения-мухоморы, которые надо надевать на пальцы, причем сделаны они из мусора: пластика, скорлупы, чеков и оберток.

Платье из поли­амида с кружевом, Gucci

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

Среди самых узнаваемых ее образов — маски с жемчужными камерами наблюдения на кокошнике. На основе этой маски в коллаборации с Gucci был создан фильтр для инстаграма. «Был момент, когда я не могла запомнить, как выглядит мое лицо, а с помощью маски я могу превратиться в другую версию себя и лучше себя понять», — объясняет Полина.

Настя Пилепчук

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

В 2010-х уроженка якутского Нерюнгри Настя Пилепчук вместе с подругой по DJ-дуэту Maiden Obey объездила всю Россию и несколько европейских городов. «Я всю жизнь любила ярко одеваться и выпендриваться, и для наших первых сетов мы делали яркий грим, а однажды купили маски. Потом я решила делать их сама — обожаю работать руками». Три года назад вечеринки закончились, а маски остались — и превратились в отдельную большую историю. У 33-летней Насти диплом ­художника-модельера, правда, за шесть лет учебы желание создавать одежду улетучилось. «Дизайнеров у нас воспитывают скорее как конструкторов и технологов: оценивают в первую очередь качество шва, а потом уже идею и форму. Материаловедение и ­основы рисунка — это важно, но мне не хватало пространства для эксперимента».

Вязаное платье из хлопка, Vereja

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

Материаловедение даром не прошло. При создании масок в ход идут старые CD-диски и коробки из-под них, а также бумажная упаковка, которая становится основой для папье-маше. «Когда мне было 8 лет, я закрывала кран во время чистки зубов — родители удивлялись. Получается, я с самого детства практикую осознанное потребление».

У каждой Настиной маски свой характер: футуристические из прозрачного полимера могли бы попасть в «Космическую одиссею» Кубрика, а ­красно-белые со звенящими нитями стекляруса — в якутский хоррор про шаманов.

Льняное платье, WOS by Andrey Artyomov

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova

«Я бы хотела придумать костюмы и головные уборы для нового эпизода «Звездных войн», — смеется Настя. Сейчас такая коллаборация не кажется фантастикой — в инстаграме от Москвы до Лос-Анджелеса рукой подать. «Как-то мне позвонил друг: «Ты знаешь, что на тебя подписана Граймс?» Я подписалась в ответ, а потом заметила ее лайки под своими постами. В директе у нас завязалась беседа: я написала, какая она классная, а Граймс рассказала, как пару месяцев жила в России. Потом я выложила фото с новым шлемом, и она попросила сделать ей такой же. Шлем улетел за океан, теперь я вижу его в инстаграме Граймс».

Настя мечтает поработать с художником Энтони Хау, который делает гигантские кинетические скульптуры, а на выставке «Лаборатория будущего» в Новой Третьяковке ее больше всего впечатлили мобили Вячеслава Колейчука — пионера оте­чественного кинетизма. «В школе я очень любила физику и математику, даже хотела поступать на физмат, но мама отговорила. Теперь у меня есть маска, вдохновленная одновременно формой звуковых волн и национальным костюмом бурятов — там мои корни. Проект я делала вместе с немецким художником, музыкантом и фанатом робототехники Морицем Гайстом. Благодаря ему маска превратилась в музыкальный инструмент — она звучала при каждом касании».

Vogue Россия, июнь 2021. Фото: Emmie America. Стиль: Olga Dunina, Daria Baskova