Арт-дайджест недели: первый сезон в «ГЭС-2» и Art Basel в Майами

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели первый сезон в «ГЭС2» и Art Basel в Майами
Рагнар Кьяртанссон. Terrible, Terrible. 2021

Prada Mode Moscow: Pharmacy by Damien Hirst

Особняк Левенсона, 5–12 декабря

В эти выходные в Москву приедет Дэмиен Херст — не сам, но его известная инсталляция Pharmacy, реинкарнированная в третий раз по инициативе арт-клуба Prada Mode. Впервые фантазия англичанина на тему аптечных склянок и таблеток была возведена в Cohen Gallery в Нью-Йорке в 1992 году и вошла в собрание Tate Britain. В 1997 году открылся полноценный ресторан Pharmacy в Ноттинг-Хилле: весь интерьер и детали продумал Херст, средства на проект нашел племянник художника Люсьена Фрейда Мэттью, а униформу для персонала сшили Prada — по давней дружбе Миуччи и Дэмиена. Заведение просуществовало пять лет, а арт-объекты Херста из его обстановки ушли с молотка на Sotheby’s более чем за одиннадцать миллионов фунтов. В «Аптеку» Херста «вшиты» референсы к работе короля редимейда Марселя Дюшана Pharmacy (1914) и к серии ассамбляжей Джозефа Корнуэлла Pharmacies (1940–1950-е). Арт-клуб Prada Mode впервые состоялся на Art Basel в Майами в 2018 году и с тех пор путешествует по миру — Гонконг, Лондон, Париж, Шанхай, теперь Москва. Клуб займет все четыре этажа особняка Левенсона, где в арт-амбьянсе пройдут ужины, лекции и круглые столы: режиссер Кирилл Серебренников и куратор Екатерина Иноземцева расскажут про цикличность в мире культуры, директор музея Garage Антон Белов про устойчивое развитие, художница Александра Паперно про графику.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Первый арт-сезон в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», с 4 декабря до 13 марта 2022 года

В субботу наконец откроет свои двери Дом культуры «ГЭС-2». Здание выполнено по проекту итальянца Ренцо Пьяно, но идея в основе лежит исконно русская — еще в конце XIX века в двух столицах существовали «народные дома», в которых приобщались к искусству. Команда фонда V-A-C ставит перед собой аналогичную задачу: поэтому в Доме культуры просторные мастерские для художников самых разных направлений — от хореографии и кино до дизайна и живописи, выставочные залы, библиотека, кинотеатр, аудитории и концертный зал. 

Первый арт-сезон открывается исследованием российской культуры последних десятилетий. Продолжительный перформанс устроит 45-летний исландский художник Рагнар Кьяртанссон, который учился в 1990-х в Санкт-Петербурге в Академии художеств имени И. Е. Репина и уже приезжал в Москву в 2019 году со своим шестичасовым перформансом «Печаль победит счастье» в ретрообразе эстрадного певца. В этот раз он снова делает ставку на тиражирование клише и мифов прошлого: со съемочной группой превратил «Проспект» «ГЭС-2» в телестудию и будет переснимать сто серий культовой мыльной оперы «Санта-Барбара», которая с успехом шла на российских телеэкранах с 1992 по 2002 год. Наблюдать за процессом и ностальгировать по ценностям и образам девяностых можно всю зиму. В соседних залах идет экспозиция «В Москву! В Москву! В Москву!» и масштабное междисциплинарное действо, озаглавленное строкой из песни группы «Мумий Тролль» — «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Российские авторы сравнивают карнавальную культуру сегодня и тридцать лет назад посредством арт-объектов, рейва, танца и стендапа. В рамках сезона действует бесплатная публичная программа с лекциями, воркшопами и пробежками.

Рагнар Кьяртанссон. The Visitors. 2021

Выставка Ники Нееловой [Ъ] [Ы] [Ь] 

Центр Вознесенского, до 7 января

Похожие на ленты Мебиуса скульптуры из старинных деревянных поручней 34-летней художницы Ники Нееловой вы могли видеть на ярмарке Cosmoscow или в лондонском бутике Celine на Бонд-стрит, где они подвешены под потолок по задумке Эди Слимана. Сама Ника родилась в Москве, росла в Париже, училась в Гааге, сейчас живет и работает в Лондоне, а ее скульптуры есть возможность рассмотреть внимательнее на персональной выставке в Центре Вознесенского на Большой Ордынке. Всего представлено двенадцать работ в трех залах — один отведен под ту самую серию из перил Lemniscate, во втором — инсталляция Folded Studio, которая повторяет очертания небольшой лондонской студии Ники, в третьем — объекты разных лет, в том числе и созданные специально для выставки настенные инсталляции из строительных обрезков из серии Lateral Cuts.

Выставка Ники Нееловой в Noire Gallery, Турин

«За фасадом эпохи». Истории московских художников 1920–1940-х годов. 

Галеев-галерея, до 26 декабря

Новую выставку в своей галерее влиятельный искусствовед и коллекционер искусства первой половины XX века Ильдар Галеев посвятил забытым страницам истории московской живописи 1920–1940-х годов. Известны буквально два десятка художников того времени, а их было гораздо больше, поэтому вовсе не странно, что имена Льва Аронова, Анатолия Гусятинского, Марии Ильф-Тарасенко, Георгия Павильонова, Антона Чиркова, Ивана и Надежды Свешниковых и других вы, скорее всего, слышите в первый раз. В экспозиции представлены тридцать семь авторов, которые не желали вписываться в официальный советский дискурс, находились в тени мастеров русского авангарда и были забыты на полвека. Сто сорок шесть работ съехались в Большой Козихинский из частных коллекций, домов потомков художников и музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Нукуса, Тбилиси.

Свешников И. П. «Праздники». 1930-е

Аронов Л. И. «Материнство». 1938

Выставка Анны Самойловой «Куда деть волю девичью?»

Arch(e)type, Б. Козихинский, 7, стр. 2, до 23 декабря

В работах 26-летней выпускницы БВШД Анны Самойловой чувствуется социальная повестка, хотя они говорят на фольклорном языке лубка: льняные небеленые холсты, рисунки и вышивки в сакральном красном цвете, языческие текстильные обереги. Выставка в Большом Козихинском «Куда деть волю девичью?» повествует о женском становлении и переходе из девицы в замужнюю женщину, потом в мать через традиции крестьянской жизни. Для невесты на Руси день свадьбы был не самым счастливым — она уезжала из своей деревни, расставалась с родными и отправлялась в неизвестное — новое село и замужнюю жизнь. Плач невесты вышит на большом полотне «Жницы», которое открывает выставку, а в тетрадях Анны можно разглядывать графические интерпретации дохристианских символов и образов.

Выставка «Куда деть волю девичью?»

Art Basel Miami Beach

2–4 декабря, Miami Beach Convention Center и онлайн

В Майами этот уик-энд проходит под знаком вернувшейся на берега South Beach после пандемийной паузы ярмарки современного искусства Art Basel Miami Beach. Ее американское издание проводится здесь с 2002 года. Галерей в этом году участвует чуть меньше — 253 против 269 в 2019-м, но 43 из них дебютируют — включая Afriart Gallery из Уганды и Pequod Co из Мехико, в соответствии с взятым руководством ярмарки курсом на диверсификацию. Из новшеств этого года здесь целый раздел NFT-искусства совместно с платформой Tezos — Humans + Machines: NFTs and the Ever-Evolving World of Art и большое количество «модных» интеграций, включая выставку новой серии арт-объектов Louis Vuitton Objects Nomades Collection в бутике марки и выставку As Seen By из коллекции бренда Rimowa, креативным директором которого в пандемию был назначен 27-летний Александр Арно. В этом году представлены виртуальные комнаты, в которых можно изучить стенды галерей, к примеру, отборное современное искусство Ричарда Аведона, Георга Базелица, Джона Каррена, Урса Фишера и Сая Твомбли у Gagosian, — и послушать к ним аудиогиды и паблик-токи из любой точки мира.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.