Prada Mode Moscow: Pharmacy by Damien Hirst
Особняк Левенсона, 5–12 декабря
В эти выходные в Москву приедет Дэмиен Херст — не сам, но его известная инсталляция Pharmacy, реинкарнированная в третий раз по инициативе арт-клуба Prada Mode. Впервые фантазия англичанина на тему аптечных склянок и таблеток была возведена в Cohen Gallery в Нью-Йорке в 1992 году и вошла в собрание Tate Britain. В 1997 году открылся полноценный ресторан Pharmacy в Ноттинг-Хилле: весь интерьер и детали продумал Херст, средства на проект нашел племянник художника Люсьена Фрейда Мэттью, а униформу для персонала сшили Prada — по давней дружбе Миуччи и Дэмиена. Заведение просуществовало пять лет, а арт-объекты Херста из его обстановки ушли с молотка на Sotheby’s более чем за одиннадцать миллионов фунтов. В «Аптеку» Херста «вшиты» референсы к работе короля редимейда Марселя Дюшана Pharmacy (1914) и к серии ассамбляжей Джозефа Корнуэлла Pharmacies (1940–1950-е). Арт-клуб Prada Mode впервые состоялся на Art Basel в Майами в 2018 году и с тех пор путешествует по миру — Гонконг, Лондон, Париж, Шанхай, теперь Москва. Клуб займет все четыре этажа особняка Левенсона, где в арт-амбьянсе пройдут ужины, лекции и круглые столы: режиссер Кирилл Серебренников и куратор Екатерина Иноземцева расскажут про цикличность в мире культуры, директор музея Garage Антон Белов про устойчивое развитие, художница Александра Паперно про графику.
Instagram content
Первый арт-сезон в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2», с 4 декабря до 13 марта 2022 года
В субботу наконец откроет свои двери Дом культуры «ГЭС-2». Здание выполнено по проекту итальянца Ренцо Пьяно, но идея в основе лежит исконно русская — еще в конце XIX века в двух столицах существовали «народные дома», в которых приобщались к искусству. Команда фонда V-A-C ставит перед собой аналогичную задачу: поэтому в Доме культуры просторные мастерские для художников самых разных направлений — от хореографии и кино до дизайна и живописи, выставочные залы, библиотека, кинотеатр, аудитории и концертный зал.
Первый арт-сезон открывается исследованием российской культуры последних десятилетий. Продолжительный перформанс устроит 45-летний исландский художник Рагнар Кьяртанссон, который учился в 1990-х в Санкт-Петербурге в Академии художеств имени И. Е. Репина и уже приезжал в Москву в 2019 году со своим шестичасовым перформансом «Печаль победит счастье» в ретрообразе эстрадного певца. В этот раз он снова делает ставку на тиражирование клише и мифов прошлого: со съемочной группой превратил «Проспект» «ГЭС-2» в телестудию и будет переснимать сто серий культовой мыльной оперы «Санта-Барбара», которая с успехом шла на российских телеэкранах с 1992 по 2002 год. Наблюдать за процессом и ностальгировать по ценностям и образам девяностых можно всю зиму. В соседних залах идет экспозиция «В Москву! В Москву! В Москву!» и масштабное междисциплинарное действо, озаглавленное строкой из песни группы «Мумий Тролль» — «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Российские авторы сравнивают карнавальную культуру сегодня и тридцать лет назад посредством арт-объектов, рейва, танца и стендапа. В рамках сезона действует бесплатная публичная программа с лекциями, воркшопами и пробежками.
Выставка Ники Нееловой [Ъ] [Ы] [Ь]
Центр Вознесенского, до 7 января
Похожие на ленты Мебиуса скульптуры из старинных деревянных поручней 34-летней художницы Ники Нееловой вы могли видеть на ярмарке Cosmoscow или в лондонском бутике Celine на Бонд-стрит, где они подвешены под потолок по задумке Эди Слимана. Сама Ника родилась в Москве, росла в Париже, училась в Гааге, сейчас живет и работает в Лондоне, а ее скульптуры есть возможность рассмотреть внимательнее на персональной выставке в Центре Вознесенского на Большой Ордынке. Всего представлено двенадцать работ в трех залах — один отведен под ту самую серию из перил Lemniscate, во втором — инсталляция Folded Studio, которая повторяет очертания небольшой лондонской студии Ники, в третьем — объекты разных лет, в том числе и созданные специально для выставки настенные инсталляции из строительных обрезков из серии Lateral Cuts.
«За фасадом эпохи». Истории московских художников 1920–1940-х годов.
Галеев-галерея, до 26 декабря
Новую выставку в своей галерее влиятельный искусствовед и коллекционер искусства первой половины XX века Ильдар Галеев посвятил забытым страницам истории московской живописи 1920–1940-х годов. Известны буквально два десятка художников того времени, а их было гораздо больше, поэтому вовсе не странно, что имена Льва Аронова, Анатолия Гусятинского, Марии Ильф-Тарасенко, Георгия Павильонова, Антона Чиркова, Ивана и Надежды Свешниковых и других вы, скорее всего, слышите в первый раз. В экспозиции представлены тридцать семь авторов, которые не желали вписываться в официальный советский дискурс, находились в тени мастеров русского авангарда и были забыты на полвека. Сто сорок шесть работ съехались в Большой Козихинский из частных коллекций, домов потомков художников и музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Нукуса, Тбилиси.
Выставка Анны Самойловой «Куда деть волю девичью?»
Arch(e)type, Б. Козихинский, 7, стр. 2, до 23 декабря
В работах 26-летней выпускницы БВШД Анны Самойловой чувствуется социальная повестка, хотя они говорят на фольклорном языке лубка: льняные небеленые холсты, рисунки и вышивки в сакральном красном цвете, языческие текстильные обереги. Выставка в Большом Козихинском «Куда деть волю девичью?» повествует о женском становлении и переходе из девицы в замужнюю женщину, потом в мать через традиции крестьянской жизни. Для невесты на Руси день свадьбы был не самым счастливым — она уезжала из своей деревни, расставалась с родными и отправлялась в неизвестное — новое село и замужнюю жизнь. Плач невесты вышит на большом полотне «Жницы», которое открывает выставку, а в тетрадях Анны можно разглядывать графические интерпретации дохристианских символов и образов.
Art Basel Miami Beach
2–4 декабря, Miami Beach Convention Center и онлайн
В Майами этот уик-энд проходит под знаком вернувшейся на берега South Beach после пандемийной паузы ярмарки современного искусства Art Basel Miami Beach. Ее американское издание проводится здесь с 2002 года. Галерей в этом году участвует чуть меньше — 253 против 269 в 2019-м, но 43 из них дебютируют — включая Afriart Gallery из Уганды и Pequod Co из Мехико, в соответствии с взятым руководством ярмарки курсом на диверсификацию. Из новшеств этого года здесь целый раздел NFT-искусства совместно с платформой Tezos — Humans + Machines: NFTs and the Ever-Evolving World of Art и большое количество «модных» интеграций, включая выставку новой серии арт-объектов Louis Vuitton Objects Nomades Collection в бутике марки и выставку As Seen By из коллекции бренда Rimowa, креативным директором которого в пандемию был назначен 27-летний Александр Арно. В этом году представлены виртуальные комнаты, в которых можно изучить стенды галерей, к примеру, отборное современное искусство Ричарда Аведона, Георга Базелица, Джона Каррена, Урса Фишера и Сая Твомбли у Gagosian, — и послушать к ним аудиогиды и паблик-токи из любой точки мира.





.%2520%25D0%259C%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25BE.1938.%2520%25D0%25A5%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%2581%25D1%2582%2C%2520%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25BE.%252062%25D1%258580.jpg)