Чудо-женщины среди нас: кандидат биологических наук Анастасия Шпичка

О том, зачем выращивать искусственные органы и что влияет на успех в науке
Anastasiya Spichka wearing black leather shirt black woollen trousers and black leather shoes
Vogue Россия, апрель 2021. Фото: Полина Твердая. Стиль: Ольга Гвоздева. Прическа: Марина Мелентьева. Макияж: Юля Точилова. Ассистенты фотографа: Антон Гребенцов, Андрей Шкаликов/Bold. Ассистент стилиста: Андрей Гутров. Продюсер: Алина Куманцова. Ассистенты продюсера: Настя Певунова, Катя Праздникова. На Анастасии: кожаная рубашка, Loewe; ­шерстяные брюки, Isabel Benenato; кожаные ботинки, Jil Sander. Редакция выражает благодарность Cosmorelax, Mobeledom, Option Rental Studio за помощь в проведении съемки

Неделя чудо-женщин на Vogue.ru. Они не летают под облаками с лассо, зато спасают нас от ковида, помогают детям и бездомным, выращивают органы в пробирке и бесконечно вдохновляют. Наша следующая героиня — Анастасия Шпичка, кандидат биологических наук и доцент Сеченовского университета.

Ее пример для подражания — Мария Склодовская-Кюри: первая женщина — обладательница Нобелевской премии, первая женщина — преподавательница Сорбонны и член Парижской медицинской академии — тоже первая. «Сложно придумать кого-то лучше в качестве авторитета. Если и моя история способна мотивировать девочек заниматься наукой, я только за», — говорит Анастасия Шпичка, кандидат биологических наук и доцент Сеченовского университета.

В отличие от Склодовской-Кюри, Шпичке быть женщиной, к тому же молодой, в научной среде легко. После Пензенского университета, получив диплом провизора, она пошла не в аптеку, а в науку. Попала в Сеченовский, в 27 стала ведущим научным сотрудником и теперь работает в созданном при университете центре «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение». «У нас карьерный рост и зарплата не зависят от гендера, возраста, нацио­нальности. Если человек талантлив, усерден и любит свою работу, перед ним открыты все двери».

Instagram content

View on Instagram

Одно из главных направлений центра — тканевая инженерия, то есть создание органов и тканей с нуля: с помощью коллагена, гиалуроновой кислоты, других материалов, а также клеток эпителия пациента, например, слизистой его щеки. Готовый конструкт может выглядеть как «заплатка», гель или куб. Настоящее haute couture медицинской на­уки. «Мы создаем индивидуальный продукт для человека, используя его же клетки», — объясняет Анастасия.

Искусственный орган — не платье, и найти желающих для «примерки» сложно. Не все готовы испытывать на себе новейшие научные разработки. Но в 2018 году пациенту удачно имплантировали выращенную в лаборатории уретру. Видеть результат, а не работать в стол — редкая удача в российской науке, и Анастасия рада быть ее частью. Сейчас Шпичка с коллегами «выращивают» барабанную перепонку, которая поможет решить проблему потери слуха. И не только: «Мы двигаемся в сторону гуманизации и помощи как людям, так и животным. Создание миниатюрных, но функциональных моделей органов и тканей человека даст возможность проводить тестирование косметики и часть доклинических испытаний лекарств, не используя подопытных мышей и кроликов».

У людей науки есть свой показатель успешности — индекс Хирша. От количества публикаций и их цитирования зависит степень влиятельности автора. Российские ученые, не всегда владеющие английским языком, редко поднимаются выше индекса в пять баллов. Анастасия доросла до десятки — по уровню как доктор наук. Помогли учеба в лингвистической гимназии, статьи в важных научных изданиях и глубокое погружение в тему тканевой инженерии, само собой.

От Нобелевской премии Шпичка, конечно, не отказалась бы, не зря мы вспоминали Склодовскую-Кюри, но не это главное. Ее заветная мечта — создать искусственную почку или сердце и сократить бесконечные очереди в ожидании донорских органов. Спасать жизни — для Анастасии особый кайф.

@sechenovuniversity

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.