«Я зову себя «реквизитором внешнего вида», — говорит Дэниел Паркер, британец, ставший одним из ведущих мастеров по макияжу и волосам в Голливуде. У него впечатляющее портфолио: фильмы «Троя» (2004) и «Цель номер один» (2012), а также небезызвестный сериал «Чернобыль» (2019). Последняя работа Паркера тоже относится к произведениям «малого» экрана: речь о хите Netflix под названием «Ход королевы».
В основе сериала — одноименный роман Уолтера Тевиса, впервые опубликованный в 1983 году. Сценаристом и режиссером выступил Скотт Фрэнк, роль виртуозной шахматистки Бет Хармон исполнила Аня Тейлор-Джой. Действие разворачивается в 1950-е и начале 1960-х. Это история о взрослении — героиня из сироты превращается в несгибаемую молодую женщину, которая борется за место в мире шахмат, в то время абсолютно мужском. Изысканные, но довольно сдержанные образы героини являются неотъемлемой частью повествования.
Короткая челка как у всех (так Бет постригли в детдоме) символизирует потерю идентичности. Девочка взрослеет, превращается в элегантную девушку, и ее прическа эволюционирует в волнистое каре с косым пробором. Бет густо пудрит лицо, аккуратно подводит глаза и красит губы ярко-красной помадой — но чем сильнее сжимаются тиски алкоголизма и наркомании, тем смазаннее становится макияж.
Мы расспросили Дэниела Паркера о процессе создания образа и узнали, почему у его Хармон именно рыжие волосы.
Я читаю сценарий, рисую героев в своей голове и принимаюсь за создание их образов. Самое сложное — это всем угодить: четко ответить на запрос сценария, исполнить волю режиссера и не изменить себе. Еще не всегда так уж просто сохранить естественность, избежать компьютерной подрисовки, чтобы финальный результат выглядел действительно реалистично.
Очень важны. Из маленькой девочки Бет превращается в молодую женщину. Макияж и прическа рассказывают ее историю, отражают возраст, зрелость, затем — пристрастие к алкоголю и наркотикам. Что вы видите на крупных планах? Прическу и макияж. Если они не в порядке и образ развивается по ложной траектории — работа всей команды насмарку. Костюмы не менее значимы. Это целый процесс, особенно когда действие сериала так растянуто во времени, как у нас.
Волосы о многом говорят, как и костюмы, которые, кстати, совершенно потрясающи. Они рассказывают о бедной маленькой девочке, которая только что лишилась матери, и первое, что с ней сделали, — коротко постригли. Я не на жизнь, а на смерть сражался за эту микрочелку. Не самый очевидный выбор, но она так эффектно выглядит и многое говорит о героине. Эту жуткую стрижку делали всем сироткам. Я хотел было сделать ее еще выразительнее, но мне не позволили.
Идея возникла, когда я читал сценарий. Для меня Бет с самого начала была дерзкой рыжеволосой девушкой. Забавно, что, когда я пришел с этим к режиссеру, он сразу заявил: «Разумеется она рыжая, совершенно согласен». Потом мы встретились с Аней, и я спросил: «Что скажешь, если мы сделаем Бет рыжеволосой?» Она такая: «Ты вообще о чем? Само собой!» Такое редко случается, обычно подобные вещи приходится отвоевывать.
Сценарий сериала написан так, что мне сразу стало ясно, как должны выглядеть герои. Но потом я увидел актеров и, как водится, многое кардинально поменял. Скажем, миссис Уитли (приемная мать Бет) изначально была блондинкой, а стала брюнеткой и выглядит с этим цветом волос потрясающе. Решения принимались быстро.
Для начала нужно правильно постричься, иначе желаемого эффекта не достичь. Первым делом найдите мастера, который хорошо разбирается в волосах и способен понять волю клиента. На съемках «Хода королевы» все укладки делались по методикам описываемого времени. Горячие бигуди на ночь — все это было. Если желаете выглядеть аутентично, не обойтись без соответствующих инструментов. В нашем случае, разумеется, в ход шли парики.
Прическу Бет мы подглядели у актрисы Натали Вуд. А так в образе есть отсылки и к Рите Хейворт, и к Лорен Бэколл, и к безукоризненной красоте Грейс Келли. То было великолепное время: пудра, стрелки, помада, румяна, которыми так искусно орудовали. Совершенство, но с умеренным количеством косметики. И что самое замечательное, для съемок сцен, где Бет выглядит не очень презентабельно, достаточно было просто избавиться от макияжа: смываешь пудру, лицо начинает поблескивать и дело сделано — сразу ясно, что героиня не в форме.
Дело мечты ждет меня в следующем году. Работа предстоит трудная, но я трудности люблю. Это будет исторический фильм о событиях XVIII века с громадными париками. Один парик я уже раздобыл — его высота 130 см, представляете? И мой подход к реквизиту сильно отличается от всего, что было раньше. Мы уже обсудили это с режиссером: в ту пору люди ужасно воняли, мне хочется, чтобы зрители чуяли запах при одном лишь взгляде на них. В картинах такого рода обычно все совсем иначе.