© Кадр из сериала «Ход королевы»

Lifestyle

Как Бет Хармон — главная героиня «Хода королевы» — стала рыжеволосой? Рассказывает ведущий визажист и парикмахер сериала

Мы встретились с Дэниелом Паркером, чтобы обсудить, почему виртуозная шахматистка в исполнении Ани Тейлор-Джой выглядит так экстравагантно

«Я зову себя «реквизитором внешнего вида», — говорит Дэниел Паркер, британец, ставший одним из ведущих мастеров по макияжу и волосам в Голливуде. У него впечатляющее портфолио: фильмы «Троя» (2004) и «Цель номер один» (2012), а также небезызвестный сериал «Чернобыль» (2019). Последняя работа Паркера тоже относится к произведениям «малого» экрана: речь о хите Netflix под названием «Ход королевы».

В основе сериала — одноименный роман Уолтера Тевиса, впервые опубликованный в 1983 году. Сценаристом и режиссером выступил Скотт Фрэнк, роль виртуозной шахматистки Бет Хармон исполнила Аня Тейлор-Джой. Действие разворачивается в 1950-е и начале 1960-х. Это история о взрослении — героиня из сироты превращается в несгибаемую молодую женщину, которая борется за место в мире шахмат, в то время абсолютно мужском. Изысканные, но довольно сдержанные образы героини являются неотъемлемой частью повествования. 

Кадр из сериала «Ход королевы»

© Courtesy Netflix

Короткая челка как у всех (так Бет постригли в детдоме) символизирует потерю идентичности. Девочка взрослеет, превращается в элегантную девушку, и ее прическа эволюционирует в волнистое каре с косым пробором. Бет густо пудрит лицо, аккуратно подводит глаза и красит губы ярко-красной помадой — но чем сильнее сжимаются тиски алкоголизма и наркомании, тем смазаннее становится макияж.

Мы расспросили Дэниела Паркера о процессе создания образа и узнали, почему у его Хармон именно рыжие волосы.

Кадр из сериала «Ход королевы»

С чего начинается работа над проектами вроде «Хода королевы»? Что обычно дается труднее всего?

Я читаю сценарий, рисую героев в своей голове и принимаюсь за создание их образов. Самое сложное — это всем угодить: четко ответить на запрос сценария, исполнить волю режиссера и не изменить себе. Еще не всегда так уж просто сохранить естественность, избежать компьютерной подрисовки, чтобы финальный результат выглядел действительно реалистично.

Насколько образы Бет важны для сюжета?

Очень важны. Из маленькой девочки Бет превращается в молодую женщину. Макияж и прическа рассказывают ее историю, отражают возраст, зрелость, затем — пристрастие к алкоголю и наркотикам. Что вы видите на крупных планах? Прическу и макияж. Если они не в порядке и образ развивается по ложной траектории — работа всей команды насмарку. Костюмы не менее значимы. Это целый процесс, особенно когда действие сериала так растянуто во времени, как у нас.

Кадр из сериала «Ход королевы»

© Courtesy Netflix

Несет ли прическа героини какую-то смысловую нагрузку? У маленькой Бет в приюте микрочелка, у взрослой — волнистый каскад.

Волосы о многом говорят, как и костюмы, которые, кстати, совершенно потрясающи. Они рассказывают о бедной маленькой девочке, которая только что лишилась матери, и первое, что с ней сделали, — коротко постригли. Я не на жизнь, а на смерть сражался за эту микрочелку. Не самый очевидный выбор, но она так эффектно выглядит и многое говорит о героине. Эту жуткую стрижку делали всем сироткам. Я хотел было сделать ее еще выразительнее, но мне не позволили.

В книге Бет шатенка, а в сериале рыжая. Почему вы решили изменить цвет ее волос?

Идея возникла, когда я читал сценарий. Для меня Бет с самого начала была дерзкой рыжеволосой девушкой. Забавно, что, когда я пришел с этим к режиссеру, он сразу заявил: «Разумеется она рыжая, совершенно согласен». Потом мы встретились с Аней, и я спросил: «Что скажешь, если мы сделаем Бет рыжеволосой?» Она такая: «Ты вообще о чем? Само собой!» Такое редко случается, обычно подобные вещи приходится отвоевывать.

Сценарий сериала написан так, что мне сразу стало ясно, как должны выглядеть герои. Но потом я увидел актеров и, как водится, многое кардинально поменял. Скажем, миссис Уитли (приемная мать Бет) изначально была блондинкой, а стала брюнеткой и выглядит с этим цветом волос потрясающе. Решения принимались быстро.

Что посоветуете читательницам Vogue, которые захотят повторить укладку взрослой Бет?

Для начала нужно правильно постричься, иначе желаемого эффекта не достичь. Первым делом найдите мастера, который хорошо разбирается в волосах и способен понять волю клиента. На съемках «Хода королевы» все укладки делались по методикам описываемого времени. Горячие бигуди на ночь — все это было. Если желаете выглядеть аутентично, не обойтись без соответствующих инструментов. В нашем случае, разумеется, в ход шли парики.

Кадр из сериала «Ход королевы»

© Courtesy Netflix

И несколько слов о макияже героини — где вы искали вдохновение?

Прическу Бет мы подглядели у актрисы Натали Вуд. А так в образе есть отсылки и к Рите Хейворт, и к Лорен Бэколл, и к безукоризненной красоте Грейс Келли. То было великолепное время: пудра, стрелки, помада, румяна, которыми так искусно орудовали. Совершенство, но с умеренным количеством косметики. И что самое замечательное, для съемок сцен, где Бет выглядит не очень презентабельно, достаточно было просто избавиться от макияжа: смываешь пудру, лицо начинает поблескивать и дело сделано — сразу ясно, что героиня не в форме. 

Есть ли у вас профессиональные цели, которые мечтаете однажды достичь?

Дело мечты ждет меня в следующем году. Работа предстоит трудная, но я трудности люблю. Это будет исторический фильм о событиях XVIII века с громадными париками. Один парик я уже раздобыл — его высота 130 см, представляете? И мой подход к реквизиту сильно отличается от всего, что было раньше. Мы уже обсудили это с режиссером: в ту пору люди ужасно воняли, мне хочется, чтобы зрители чуяли запах при одном лишь взгляде на них. В картинах такого рода обычно все совсем иначе.

Кадр из сериала «Ход королевы»