10 женщин-режиссеров, заслуживающих номинации на «Оскар» 2021

От Реджины Кинг и Отем де Уайлд до Софии Копполы
София Коппола «Оскар»
Sofia Coppola, winner for Best Original Screenplay for "Lost in Translation" (Photo by J. Vespa/WireImage)София Коппола получает «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный сценарий» за фильм «Трудности перевода», 2004. Фото: J. Vespa

Если Реджина Кинг или Хлоя Чжао, одни из фавориток нынешней оскаровской гонки, получат номинации, они станут первыми цветными женщинами-режиссерами, работу которых отметит академия. Этот поразительный факт привлекает внимание к другой вопиющей несправедливости: за всю 92-летнюю историю премии только пять женщин (Лина Вертмюллер, Джейн Кэмпион, София Коппола, Кэтрин Бигелоу и Грета Гервиг) удостоились номинации в категории «Лучший режиссер», и лишь одна из них (Бигелоу) получила награду. 

Список режиссеров-номинантов прошлой церемонии состоял исключительно из мужчин. Почему в 2021 году что-то должно измениться? Пандемия трансформировала киноиндустрию. Из-за того что запланированные премьеры блокбастеров откладываются, больше шансов завоевать внимание критиков и зрителей появилось именно у малобюджетных независимых лент. Многие из них сняты женщинами, еще не получившими мирового признания, и бюджеты у их картин сильно меньше, чем у среднестатистических номинантов

Финальный список претендентов на «Оскар» в 2021 году объявят только 15 марта, а пока представляем список из десяти женщин-режиссеров, достойных войти в историю. 

Хлоя Чжао, «Земля кочевников»

Поэтичное роуд-муви уже успело выиграть «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и приз зрительских симпатий на смотре в Торонто, и создательница ленты — уроженка Пекина Хлоя Чжао — с таким списком побед кажется неудержимой. Действие щемящей драмы, главную роль в которой исполнила Фрэнсис Макдорманд, разворачивается в американских пустынях, где рабочий класс после кризиса 2008 года ищет утешения в кочевой жизни. 

Кадр из фильма «Земля кочевников»

Кадр из фильма «Земля кочевников»

Entertainment Pictures / Alamy Stock Photo

Реджина Кинг, «Одна ночь в Майами»

В 2019 году Реджина Кинг взяла «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Спустя почти два года после той победы она возвращается со своей первой большой режиссерской работой — историей о том, как темнокожие лидеры Малкольм Икс (Кингсли Бен-Адир), Мухаммед Али (Эли Гори), Джим Браун (Элдис Ходж) и Сэм Кук (Лесли Одом-мл.) встретились в комнате мотеля обсудить борьбу за равенство. Обязательно к просмотру в завершение оказавшегося богатым на протесты года.

Кадр из фильма «Одна ночь в Майами»

Кадр из фильма «Одна ночь в Майами»

Entertainment Pictures / Alamy Stock Photo

Элиза Хиттман, «Никогда, редко, иногда, всегда»

Душераздирающий проект режиссера из Бруклина Элизы Хиттман погружает зрителей в сознание девушки-подростка (Сидни Фланиган), которая отправляется в опасное путешествие из Пенсильвании в Нью-Йорк, чтобы сделать аборт. Медленно разгорающийся, а потом будто ударяющий под дых сюжет ленты служит мощным напоминанием о правах женщин, которые на фоне пандемии рискуют остаться без защиты во многих уголках планеты. 

Кадр из фильма «Никогда редко иногда всегда»

Кадр из фильма «Никогда, редко, иногда, всегда»

Focus Features/Kobal/Shutterstock

Китти Грин, «Ассистентка»

Движение #metoo подарило вдохновение множеству картин последних лет, но не все из них могут сравниться с мощным и метким триллером австралийского режиссера Китти Грин. Из «Ассистентки» получился настоящий мастер-класс по противостоянию террору на рабочем месте. Героиня Джулии Гарнер — ассистентка в продюсерской компании — противостоит культуре сексуальных домогательств. 

Кадр из фильма «Ассистентка»

Кадр из фильма «Ассистентка»

Everett Collection Inc / Alamy Stock Photo

Жозефин Декер, «Ширли»

Главная роль готической драмы режиссера Жозефин Декер досталась Элизабет Мосс. Она играет вымышленную версию писательницы Ширли Джексон — эксцентричную, привязанную к дому и увлеченную работой над своим последним романом. Декер же проделала действительно огромную работу, показав, каким гибким может быть традиционный жанр байопика. 

Кадр из фильма «Ширли»

Кадр из фильма «Ширли»

София Коппола, «Последняя капля» 

В комедии про отца и дочь воссоединился дуэт оскароносной Копполы и ее любимого актера — Билла Мюррея. Он играет галериста на пенсии и эксцентричного отца писательницы (Рашида Джонс), которая подозревает своего мужа (Марлон Уайанс) в измене. Чтобы выяснить правду, отец с дочерью отправляются в приключение по Нью-Йорку, а по пути завоевывают сердца зрителей.

Кадр из фильма «Последняя капля»

Кадр из фильма «Последняя капля» 

Келли Райхардт, «Первая корова»

Известная своим мечтательно-грустным режиссерским почерком любимица поклонников инди-кино Келли Райхардт представляет свой новый шедевр — вестерн о поваре (Джон Магаро) и иммигранте из Китая (Орион Ли). Их бизнес начинается с украденного у первой коровы поселения молока, а потом друзья перебираются со своим делом в Орегон. Действие этой трогательной истории разворачивается в XIX веке. 

Кадр из фильма «Первая корова»

Кадр из фильма «Первая корова»

Миранда Джулай, «Каджиллионер»

Одного слова «сюрреалистичная» недостаточно, чтобы описать новую режиссерскую работу талантливой сценаристки, актрисы, певицы, монтажера и писательницы Миранды Джулай. «Каджиллионер» — это по-хорошему странная комедия о семье аферистов (Эван Рэйчел Вуд, Дебра Уингер и Ричард Дженкинс), которые находят себе предприимчивую сообщницу (Джина Родригес) для реализации гнусных планов. Добавим к фабуле обилие розовой пены (да-да) и крайне неожиданный финал — получается лучший фильм из всех, что сняла Джулай. 

Кадр из фильма «Каджиллионер»

Кадр из фильма «Каджиллионер»

Matt Kennedy/FocusFeatures/Kobal/Shutterstock

Отем де Уайлд, «Эмма»

Наряды конфетных оттенков и изысканные декорации дебютной полнометражной ленты Отем де Уайлд заслуживают отдельных номинаций на «Оскар», но именно режиссерская работа собрала в единое — впечатляющее — целое эту картину. Аня Тейлор-Джой в роли антигероини романа Джейн Остин неотразима и язвительна. Она доводит сюжет до катастрофических последствий, вмешавшись в амурные дела своих знакомых. 

Кадр из фильма «Эмма»

Кадр из фильма «Эмма»

Focus Features

Чаннинг Годфри Пиплз, «Мисс Свобода»

Дебютная работа уроженки Техаса Чаннинг Годфри Пиплз — воодушевляющая ода чернокожей женщине. В ней Николь Бахари играет мать-одиночку, исполненную решимости помочь своей дочери (Алексис Чикаизе) выиграть конкурс, который позволит той получить стипендию в колледже. В ленте поднимаются важные темы: от наследия рабства в Америке до последствий нереализованных мечтаний.

Кадр из фильма «Мисс Свобода»

Кадр из фильма «Мисс Свобода»