Если Реджина Кинг или Хлоя Чжао, одни из фавориток нынешней оскаровской гонки, получат номинации, они станут первыми цветными женщинами-режиссерами, работу которых отметит академия. Этот поразительный факт привлекает внимание к другой вопиющей несправедливости: за всю 92-летнюю историю премии только пять женщин (Лина Вертмюллер, Джейн Кэмпион, София Коппола, Кэтрин Бигелоу и Грета Гервиг) удостоились номинации в категории «Лучший режиссер», и лишь одна из них (Бигелоу) получила награду.
Список режиссеров-номинантов прошлой церемонии состоял исключительно из мужчин. Почему в 2021 году что-то должно измениться? Пандемия трансформировала киноиндустрию. Из-за того что запланированные премьеры блокбастеров откладываются, больше шансов завоевать внимание критиков и зрителей появилось именно у малобюджетных независимых лент. Многие из них сняты женщинами, еще не получившими мирового признания, и бюджеты у их картин сильно меньше, чем у среднестатистических номинантов.
Финальный список претендентов на «Оскар» в 2021 году объявят только 15 марта, а пока представляем список из десяти женщин-режиссеров, достойных войти в историю.
Хлоя Чжао, «Земля кочевников»
Поэтичное роуд-муви уже успело выиграть «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и приз зрительских симпатий на смотре в Торонто, и создательница ленты — уроженка Пекина Хлоя Чжао — с таким списком побед кажется неудержимой. Действие щемящей драмы, главную роль в которой исполнила Фрэнсис Макдорманд, разворачивается в американских пустынях, где рабочий класс после кризиса 2008 года ищет утешения в кочевой жизни.
Реджина Кинг, «Одна ночь в Майами»
В 2019 году Реджина Кинг взяла «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Спустя почти два года после той победы она возвращается со своей первой большой режиссерской работой — историей о том, как темнокожие лидеры Малкольм Икс (Кингсли Бен-Адир), Мухаммед Али (Эли Гори), Джим Браун (Элдис Ходж) и Сэм Кук (Лесли Одом-мл.) встретились в комнате мотеля обсудить борьбу за равенство. Обязательно к просмотру в завершение оказавшегося богатым на протесты года.
Элиза Хиттман, «Никогда, редко, иногда, всегда»
Душераздирающий проект режиссера из Бруклина Элизы Хиттман погружает зрителей в сознание девушки-подростка (Сидни Фланиган), которая отправляется в опасное путешествие из Пенсильвании в Нью-Йорк, чтобы сделать аборт. Медленно разгорающийся, а потом будто ударяющий под дых сюжет ленты служит мощным напоминанием о правах женщин, которые на фоне пандемии рискуют остаться без защиты во многих уголках планеты.
Китти Грин, «Ассистентка»
Движение #metoo подарило вдохновение множеству картин последних лет, но не все из них могут сравниться с мощным и метким триллером австралийского режиссера Китти Грин. Из «Ассистентки» получился настоящий мастер-класс по противостоянию террору на рабочем месте. Героиня Джулии Гарнер — ассистентка в продюсерской компании — противостоит культуре сексуальных домогательств.
Жозефин Декер, «Ширли»
Главная роль готической драмы режиссера Жозефин Декер досталась Элизабет Мосс. Она играет вымышленную версию писательницы Ширли Джексон — эксцентричную, привязанную к дому и увлеченную работой над своим последним романом. Декер же проделала действительно огромную работу, показав, каким гибким может быть традиционный жанр байопика.
София Коппола, «Последняя капля»
В комедии про отца и дочь воссоединился дуэт оскароносной Копполы и ее любимого актера — Билла Мюррея. Он играет галериста на пенсии и эксцентричного отца писательницы (Рашида Джонс), которая подозревает своего мужа (Марлон Уайанс) в измене. Чтобы выяснить правду, отец с дочерью отправляются в приключение по Нью-Йорку, а по пути завоевывают сердца зрителей.
Келли Райхардт, «Первая корова»
Известная своим мечтательно-грустным режиссерским почерком любимица поклонников инди-кино Келли Райхардт представляет свой новый шедевр — вестерн о поваре (Джон Магаро) и иммигранте из Китая (Орион Ли). Их бизнес начинается с украденного у первой коровы поселения молока, а потом друзья перебираются со своим делом в Орегон. Действие этой трогательной истории разворачивается в XIX веке.
Миранда Джулай, «Каджиллионер»
Одного слова «сюрреалистичная» недостаточно, чтобы описать новую режиссерскую работу талантливой сценаристки, актрисы, певицы, монтажера и писательницы Миранды Джулай. «Каджиллионер» — это по-хорошему странная комедия о семье аферистов (Эван Рэйчел Вуд, Дебра Уингер и Ричард Дженкинс), которые находят себе предприимчивую сообщницу (Джина Родригес) для реализации гнусных планов. Добавим к фабуле обилие розовой пены (да-да) и крайне неожиданный финал — получается лучший фильм из всех, что сняла Джулай.
Отем де Уайлд, «Эмма»
Наряды конфетных оттенков и изысканные декорации дебютной полнометражной ленты Отем де Уайлд заслуживают отдельных номинаций на «Оскар», но именно режиссерская работа собрала в единое — впечатляющее — целое эту картину. Аня Тейлор-Джой в роли антигероини романа Джейн Остин неотразима и язвительна. Она доводит сюжет до катастрофических последствий, вмешавшись в амурные дела своих знакомых.
Чаннинг Годфри Пиплз, «Мисс Свобода»
Дебютная работа уроженки Техаса Чаннинг Годфри Пиплз — воодушевляющая ода чернокожей женщине. В ней Николь Бахари играет мать-одиночку, исполненную решимости помочь своей дочери (Алексис Чикаизе) выиграть конкурс, который позволит той получить стипендию в колледже. В ленте поднимаются важные темы: от наследия рабства в Америке до последствий нереализованных мечтаний.