Скрытый смысл нарядов в сериале «Ход королевы»

Секреты раскрывает Габриэль Биндер, художница по костюмам одного из главных хитов Netflix сегодняшнего дня 
THE QUEENÕS GAMBIT  ANYA TAYLORJOY as BETH HARMON in episode 106 of THE QUEENÕS GAMBIT Cr. PHIL BRAYNETFLIX © 2020
Кадр из сериала «Ход королевы» 

Чувствуете некоторую тоску после просмотра «Эмили в Париже»? Тогда самое время переключиться на остроумный мини-сериал Netflix «Ход королевы» режиссера Скотта Фрэнка, за которым здорово коротать холодные осенние вечера.

Сериал рассказывает историю одаренной американской шахматистки Бет Хармон (героини одноименного романа Уолтера Тевиса 1984 года) в исполнении 24-летней Ани Тейлор-Джой, раскрывая темы идентичности, одержимости, зависимости и феминизма. Все это происходит на фоне «молодежной революции» 1960-х. Внимания заслуживает не только великолепная игра Тейлор-Джой, но и ее хранящий множество тайных смыслов экранный гардероб, за который отвечала берлинская художница по костюмам Габриэль Биндер.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

«Моя задача — посредством одежды рассказать историю персонажа, и, конечно, я всегда отталкиваюсь в первую очередь от сценария, — рассказывает Биндер в телефонном интервью Vogue. – В Бет я влюбилась мгновенно».

Для художницы, в послужном списке которой значатся такие картины, как «В краю крови и меда» (2011) Анджелины Джоли и номинированная на «Оскар» драма «Работа без авторства» (2018), отправной точкой в работе над сериалом стали сами шахматы: «Мне было важно понять, какие характерные черты присущи шахматистам и что делает их интересными людьми». Биндер начала изучать моду того периода и создала костюмы, которые отражают влияние ключевых дизайнеров 1960-х вроде Андре Куррежа, а также выдающихся икон поп-культуры в лице Джин Сиберг и Эди Седжвик, по чьим стопам пошла Тейлор-Джой.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

«Она невероятна, — говорит об актрисе Биндер. — Если ей нравится какая-то вещь, Аня выжмет из нее максимум. Она моментально вживается в костюм, который надевает».

Мы попросили Габриэль Биднер рассказать о тайных смыслах лучших костюмов героини Тейлор-Джой: от фирменной клетки Бет Хармон до нарядных платьев, в которых шахматистка выходит на бой со своими соперниками-мужчинами.

Первое знакомство Бет Хармон с модой

Мы хотели, чтобы наряды Бет конца 1950-х – начала 1960-х были немного старомодными: таким образом мы смогли более отчетливо показать момент, когда она, оказавшись в Нью-Йорке, узнает, как живут ее ровесники. В школе Бет чувствует, что сильно отличается от других девочек, не вписывается в их компанию. Именно тогда она начинает искать что-то и кого-то, с кем могла бы себя ассоциировать, и, не находя подходящего человека, начинает чувствовать связь с платьем на манекене.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

Клетка

Я всегда стараюсь проводить параллель между тем, как чувствует себя персонаж и что он носит. Мне показалось, что клетчатый принт будет интересным ходом для раскрытия героини Ани: она будто подсознательно выбирает одежду, которая так или иначе связана с шахматами. Контрастность клетки также символизирует нюансы этой игры — важно быть решительным и руководствоваться принципом «все или ничего». Мне кажется, какой-нибудь цветочный принт не смог бы этого передать.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

Музы эпохи

При создании образов в духе 1950-х я вдохновлялась Джин Сиберг: как и Бет Хармон, она была аутсайдером. А работая над нью-йоркскими нарядами главной героини, думала об Эди Седжвик. Ближе к концу сериала я решила добавить образы в лучших традициях культового магазина Biba, интерпретированные с точки зрения интересной девушки, которая идет своим путем.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

Влияние контркультуры 1960-х

Я подумала, что Бенни Уоттс (его играет Томас Броди-Сангстер) мог бы быть как-то связан с «Фабрикой» Энди Уорхола и музыкальной арт-сценой той эпохи. Он радикально отличается от других героев, не похож на типичных «любителей шахмат», аутсайдер, как и Бет. Мне кажется, они могли бы быть отличной парой.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

Футболка как символ свободы

Мне нравится, что к концу сериала Бет часто носит футболки: зеленые, синие и белые. Они отсылают к силуэтам Куррежа — очень классные, элегантные и простые. Мне так понравился подобный образ, что я повторяла его снова и снова, дополняя футболку обычными брюками-слаксами. Еще Бет носит их с желтыми кардиганом — выглядит очень молодежно. Такой образ можно без труда повторить и сегодня.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

Парижский оммаж Пьеру Кардену

Платье, в котором Бет появляется на парижском турнире, — мое любимое. Оно очень похоже на платья Пьера Кардена и несет в себе особую элегантность, которой в наши дни уже нет.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

Путь к победе в Москве

Клетчатое пальто, в котором Бет покидает московский турнир, мы нашли в винтажном магазине. Думаю, его создал Андре Курреж для одного американского дизайнера в формате коллаборации. Это очень самобытная вещь, и нам хотелось передать смелое решение героини посредством клетки.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

Возвращение к истокам

В первой серии на Бет надето платье с вышивкой в виде ее имени, которое для нее смастерила мама. Цвет платья олицетворяет то, что Бет вкладывает в понятие дома. Нам хотелось повторить момент метафорического возвращения домой, и поэтому во время финального турнира в Москве Бет предстает в платье того же цвета — и выигрывает. С помощью этого оттенка мы хотели показать, что она наконец-то обрела уверенность в себе и чувствует связь с мамой. В этот момент она больше не испытывает страха перед мужчиной, которого всегда боялась. В начале сериала этот цвет делает ее хрупкой, но под конец становится символом ее силы. Символом возвращения к истокам.

Кадры из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix

Королева шахматной доски

В последней сцене Бет одета в белый тотал-лук: пальто, брюки, головной убор. Конечно, идея была в том, чтобы показать ее королевой шахмат, а вместе с тем и всего мира.

Кадр из сериала «Ход королевы» 

Courtesy Netflix